«Большой» Валерия Тодоровского: «Стекла в пуантах — это клише»
17 апреля 2017 года в Большом театре, впервые со времен «Броненосца Потемкина», показали кино — в этот день состоялась премьера фильма «Большой». Накануне здесь же, в пресс-центре, режиссер Валерий Тодоровский, продюсер Антон Златопольский, актриса Валентина Теличкина, дебютировавшие в кино танцоры балета Маргарита Симонова, Анна Исаева, Андрей Сорокин пообщались с журналистами и рассказали, чего им стоила картина о величайшем театре.
Говоря о том, как он пришел к теме своей новой картины, Валерий Тодоровский сразу признался, что никогда не был «балетоманом»: «Я всегда смотрел на это искусство, как на нечто невероятное и совершенно далекое от меня и реальной жизни. У меня нет красивой истории о том, как в детстве я увидел «Щелкунчика» и сказал маме, что обязательно сниму про это фильм. Однако оказавшись однажды на спектакле, я понял, что эта красота, которую несут из поколения в поколение, привлекательна для меня, как для кинематографиста. Мне захотелось войти в этот мир и рассказать о нем историю».
Тодоровскому удалось показать этот закрытый мир универсальным, интересным и «балетоману», и человеку, который хотя бы немного представляет, что значит сцена Большого для артиста. Примерно так, как Дэмьену Шазеллу в «Одержимости» удалось заставить зрителя сопереживать барабанщику, разбивающему пальцы в кровь ради партии в оркестре — казалось бы, кому сегодня интересен джаз? Единицам. Однако каждому — увлекательная история стремления с вдохновляющими взлетами и душераздирающими падениями ярких и многомерных героев.
«Я хотел, чтобы это были неоднозначные герои, чтобы они проживали неоднозначную жизнь. Героини проживают три возраста, это история дружбы, взросления, обретения профессии. Мне изначально хотелось снять фильм-роман и уместить многое в эти 2 часа», — отметил Тодоровский и добавил, что планирует выпустить расширенную телеверсию фильма.
В центре сюжета «Большого» — наглая и непосредственная девочка Юлька Ольшанская (в детстве — Екатерина Самуйлина, в юности — Маргарита Симонова) из бедной семьи в городе Шахтинске, которую подобрал на улице некогда известный, но ныне спившийся танцор Большого Потоцкий (Александр Домогаров). Юлька благодаря гибкости и высокому прыжку и вопреки неуживчивому характеру поступает в московскую Академию хореографии и становится фавориткой строгого неординарного педагога Белецкой (Алиса Фрейндлих). Под ее опекой Ольшанская или «Ольха» будет следовать за мечтой — стать прима-балериной Большого театра. Но была бы история интересной, если бы не препятствия и конкурентки? Особенно приятно, что антагонисты в этом фильме также многомерны и неоднозначны. Палки в колеса неконтролируемой машины под названием «Ольха» ставит другая строгая, но в отличие от Белецкой, системная и очень правильная преподавательница Унтилова (Валентина Теличкина). Главная соперница героини — лучшая подруга Карина Курникова (в детстве — Анастасия Плотникова, в юности — Анна Исаева), с которой на протяжении всего фильма достойное честное соперничество и трепетные отношения. Дружба подвергнется испытанию лишь когда в дело вступит ревность. Как Юлька и Карина, так и Белецкая и Унтилова — это пары противоположностей и принципиально разных творческих потенциалов. Как Моцарт и Сальери: стихийный живой талант взбалмошного человека и систематичный, стабильный навык трудоголика.
Самой сложной задачей Тодоровского, с которой удалось отлично справиться, был кастинг. Чтобы найти актёров, которые могут танцевать и играть драматическую роль (да еще и в двух «экземлярах» — юных девушек и похожих на них маленьких девочек), пришлось объехать всю страну и СНГ, все города, где в том или ином виде есть балет. Маргариту Симонову нашли в Варшавском театре оперы и балета —приму-балерину многое связывает с ее героиней — она тоже росла без родителей, в школе-интернате.
«Когда я читала сценарий, думала, что его написала профессиональная балерина. Фильм будет очень реалистичный, и я рада, что это не сказка, придуманная и утрированная, а жизнь», — рассказывает Маргарита Симонова.
Балерины в картине не плетут грязных интриг, не пускаются в предательства ради успеха — Тодоровский не стал вытаскивать скандалы, которые некогда очерняли репутацию Большого театра, «оставив их желтой прессе». Благодаря такому подходу Большой театр и впустил кинематографистов в святая святых. Валерий Тодоровский рассказывает:
«Не думаю, что у кого-то может сложиться, просто и легко с Большим театром, потому что это мир, который живет по своим законам, которому глобально никто не нужен. Тебя сразу воспринимают как потенциальную головную боль. Но я изначально не собирался делать клишированное кино про стекла в пуантах. И когда смог донести мысль, что фильм не про разоблачение, не про стекла в пуантах, а про балет, в этот момент нас приняли».
Закрытый мир принял кинематографистов, позволил снимать на сцене и даже показать картину в историческом здании.
На экраны кинотеатров фильм Валерия Тодоровского «Большой» выйдет 11 мая.