Умер Анджей Вайда
9 октября 2016 года, в возрасте 90 лет ушел из жизни знаменитый польский кинорежиссер Анджей Вайда. Творчество режиссёра отмечено премиями «Оскар» (2000), «Сезар» (1982), «Феликс» (1990), а также многочисленных наградами Каннского, Венецианского, Берлинского кинофестивалей и рядом престижных международных премий. Причина смерти не называется, дата похорон также пока неизвестна.
Одним из первых соболезнования выразил президент Польши Анджей Дуда. «Умер Анджей Вайда, легендарный польский режиссер, лауреат «Оскара». Чтим его память», - отметил он на своей официальной странице
в социальной сети Twitter.
По словам режиссера и сценариста Яцека Бромского, в последнее время Вайда был болен, несколько дней назад его госпитализировали. «Мы надеялись, что он все же выйдет из больницы», - сказал Бромский телеканалу TVN24. Однако этого так и не случилось – мэтр скончался в воскресение вечером.
Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в городе Сувалки на севере Польши в семье офицера конной артиллерии и школьной учительницы. К началу оккупации Польши Германией успел окончить 7 классов средней школы. В войну работал чертёжником, грузчиком, учеником бондаря, кладовщиком. Присягнул подпольной Армии Крайовой, но в боевых действиях на стороне партизан не участвовал.
После войны учился живописи в Академии изобразительного искусства в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссёрский факультет Лодзинской киношколы. В 1954 году Вайда дебютировал с фильмом «Поколение». Известность режиссер получил благодаря фильму «Канал» (1957), который удостоился ряда премий, в том числе специального приза Каннского кинофестиваля.
Среди других знаменитых кинорвбот Вайды – такие ленты, как «Пепел и алмаз» (1958), «Сибирская леди Макбет» (1961), «Пилат и другие» (1971), «Бесы» (1988). Режиссер удостоен премий «Сезар» (1982), «Оскар» (2000), а также многочисленных наград Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.
Фильмы Анджея Вайды отличаются разнообразием стилистического решения. На его счету и постановочные исторические картины («Пепел»), и изощрённые аллегории («Свадьба»), и камерные психологические драмы. В фильме «Настасья» (1994) по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Вайда использовал стилистику театра кабуки.
В конце сентября последний фильм Вайды «Послеобразы» был выдвинут на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х работал и в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов «Гамлета», «Бесы», «Преступление и наказание».
Помимо этого, Вайда вел общественную деятельность. Был председателем Союза польских кинематографистов (1977—1982), художественным руководителем кинообъединения «Х» (1972—1983). В 80-е активно занимался политической деятельностью. В 1997-м избран во Французскую академию на место скончавшегося Феллини. Сенатор польского Сейма (1989—1990), председатель Совета по культуре при президенте (1992—1994). С 2000 года руководил Варшавской киношколой собственного имени.