«Ледокол»: Как создавался фильм-катастрофа
20 октября 2016 года в широкий российский прокат выходит фильм-катастрофа «Ледокол» производства «Продюсерской фирмы Игоря Толстунова» (дистрибьютор – компания Наше кино). Сюжет картины основан на реальных событиях: в 1985 году судно «Михаил Сомов» было зажато тяжелыми льдами и оказалось в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды. В течение нескольких месяцев экипаж судна боролся за жизнь и пытался выбраться из ледового плена. Смотрите серию динамичных роликов, которые позволяют не только оценить масштаб постановки, но и ознакомиться с интересными подробностями создания фильма.
За 3,5 месяца съемочная группа фильма-катастрофы «Ледокол» побывала в четырех экспедициях и ощутила на себе все разнообразие погодных условий – от мороза и ледяного ветра в Мурманске до 30-градусной жары в Севастополе. Картина способна заинтересовать зрителя и самим сюжетом, и персонажами, и зрелищностью, ведь в основе фильма – реальная история о настоящих героях, сильных людях, противостоящих мощной стихии.
Иллюзия настоящего снега и падение за борт
Съемки картины начались в Мурманске на одной из главных достопримечательностей города – первом в мире надводном судне с атомным двигателем «Ленин». В Санкт-Петербурге для съемок был задействован ледокол «Ермак». Бумага, парафин, спрей и вата – бутафорский снег заменил настоящий. Поручни и мелкие детали декорировали специальным спреем. Им же «заснежили» усы и бороды всех членов команды – помещали в небольшую емкость, а затем наносили кисточкой. Для крупных планов использовали тертый парафин – он больше всего похож на настоящий снег. Для съемок снежной бури включали мощный вентилятор и сыпали на него бумажный снег. Он же использовался для декорирования палубы – мелкие кусочки бумаги, смешиваясь с водой, поступали по трубе и вылетали из брандспойта.
Сцену падения героя за борт снимали с каскадерами. На носу судна крепили специальную конструкцию, состоящую из контейнера и горки – вода наполняла контейнер, а затем под сильным напором на каскадера срывалось 20 тонн воды. На воде всегда дежурил спасательный катер, который после каждого дубля вынимал из воды каскадера и доставлял его на судно для следующего испытания – в общей сложности было вылито 200 тонн воды.
Взрывной характер уходит с головой в работу
По сюжету во время дрейфа ледокола герой Петра Фёдорова решает разведать обстановку – он уходит с ледокола и спускается на лед. Но буквально через пару минут проваливается под снег и попадает в пещеру. Сцену падения снимали на специальной конструкции – в снегу на глубине в несколько метров устанавливали деревянные леса, которые образовывали своего рода колодец. Сверху закрепляли откидную крышку – когда каскадер вставал на нее, выбивали опору, и он падал, а как только он оказывался внизу, его засыпали настоящим снегом. На строительство самой пещеры ушло несколько дней: вся внутренняя часть – это декорация из досок, воска, пенопласта и других материалов, залитых расплавленным воском и засыпанных целлюлозным снегом. Для съемки крупных планов использовался полимерный снег – он готовился из порошка, который при смешивании с водой превращался в скользкую гранулированную массу, и был как настоящий даже на ощупь.
Еще одним драматичным моментом фильма стала сцена, когда тяжелые льды все ближе подступали к ледоколу, и команда судна приняла решение пробить лед, взорвав бочки с горючим. Для съемок использовали декоративные бочки – в одной из них была взрывчатка. Все они устанавливались на определенной точке и взрывались дистанционно. Взрыв снимали в нескольких ракурсах: для общего плана использовали скайлифт – технику для работы на высоте. Чтобы снять взрыв вплотную, устанавливали крэш-бокс – специальный ударопрочный ящик, в который помещается камера. А убегающих от взрыва актеров оператор снимал вручную.
Спасти собаку и подпалить Паля
Во время съемок в Мурманске был один особенно насыщенный и сложный съемочный день. Огромная волна смыла за борт одного из членов экипажа вместе с его собакой. Им на помощь бросился герой Александра Яценко. На нем закрепляли веревку, он перелезал через перила, спускался по веревочной лестнице за борт и поднимался обратно – при этом проделывал все это мокрым и с собакой на руках. Чтобы было понятно, что актер вылез из воды, его предварительно поливали из шланга. В какой-то момент это занятие так понравилось артисту, что в перерывах между дублями он поливал себя сам – вода была очень теплая, и на холодном воздухе даже помогала согреться.
Еще одной сложной, но визуально эффектной сценой стала посадка вертолета на площадку судна, во время которой загорается и кабина, и пилот – герой Александра Паля. Актер оказался не из робкого десятка и, несмотря на то, что в кадре были готовы работать каскадеры, предпочел гореть сам. На его одежду нанесли специальную горючую смесь и подожгли. По команде «Начали!» объятый пламенем актер пробегал несколько шагов и падал, а к нему уже спешили другие члены экипажа, чтобы потушить огонь.
Затопить трюм судна и вертолет
Самым тяжелым испытанием для актеров стали съемки в Севастополе, когда им под палящим солнцем при 30-градусной жаре приходилось сниматься в тулупах, валенках и варежках. Здесь снимали сцену затопления трюма, когда торосы пробивают борт судна. Трюм величиной в несколько этажей возводили из бруса и фанеры, которые потом обрабатывали так, чтобы придать им металлический блеск, а чтобы добавить многослойности и ржавчины, всю конструкцию изнутри покрывали специальными красками. В итоге получилась точная копия трюма «Михаила Сомова».
Не меньше трудностей вызвала съемка сцены, в которой огромный айсберг уверенно двигался прямо на ледокол. Чтобы можно было проложить дальнейший путь, на разведку отправились герои Сергея Пускепалиса и Александра Паля. Чтобы снять затопление вертолета, в заливе Черного моря построили специальный бассейн. В него поместили понтон, закрепленный на бочках. Сверху вся конструкция закрывалась льдинами, сделанными из пластика: нижняя их часть была прозрачной – именно так выглядит лед под водой, а верхняя часть декорировалась смесью из воска и парафина. Вертолет закрепляли двумя тросами и подвешивали на кране. С одного троса вертолет падал на декорацию полыньи, второй трос удерживал вертолет и не давал ему уйти на дно.