Начались съемки фильма о художнике Валерии Кошлякове
В апреле 2016 года кинокомпания «AD Media» по заказу Музея русского импрессионизма приступила к съёмкам документального полнометражного фильма об одном из самых ярких современных российских художников – Валерии Кошлякове. Производство фильма «Валерий Кошляков. ЭЛИЗИИ» завершится в декабре 2016 года. Продюсером ленты выступает Игорь Кабанов, режиссёром – Владимир Непевный, известный документальными портретами Киры Муратовой, Курёхина, поэта Виктора Сосноры и других.
Продюсер фильма Игорь Кабанов:
«В конце мая в Москве откроется новый частный Музей русского импрессионизма, а уже в сентябре в его стенах пройдет масштабная выставка одного из самых известных русских художников Валерия Кошлякова. Выставку курирует знаменитый итальянский куратор, директор Туринского музея искусств Данило Эккер. Валерий Кошляков уже более 5 лет не выставлялся в России и специально для нашего музея подготовил новый художественный проект – ЭЛИЗИИ, т.е. следы исчезновений. В основу проекта вошло путешествие художника в Помпеи. Зритель окажется во власти пространства, в котором он станет открывателем известного ему мира, но как бы забытого и через тысячелетия заново открытого. Знакомая история откроется современнику как помпейские фрески через фотографии, большие живописные панно, скульптуры и объекты, которые и составят единую масштабную инсталляцию (под выставку отданы все выставочные пространства музея – около 1000 кв. метров). Документальный фильм о художнике Кошлякове, который в следующем году отмечает свой юбилей, будет первой российской кинокартиной, посвященной всемирно известному русскому живописцу. И мы очень надеемся, что весной 2017 года во время венецианской биеннале, на которой будет показан проект Элизии, мы представим зрителям наш новый фильм».
Валерий Кошляков родился и учился в провинции, однако сумел выбиться в художники с мировым именем. Признание ему принесло сочетание классической фундаментальной живописи с неожиданными материалами – от гофрокартона до скотча и упаковочных материалов. Первой заметной акцией стала выставка «Жупел», организованная в 1988-м в общественном туалете в Ростове-на-Дону и со скандалом разогнанная. Затем Кошляков перебрался в Москву, где вместе с Авдеем Тер-Оганяном и другими радикалами от искусства работал в мастерских в Трехпрудном. С тех пор его работы попали в коллекции Третьяковской галереи и Русского музея, Музея современного искусства во Франции и др., в частные собрания по всему миру. С конца девяностых большую часть времени проводит в Западной Европе, но не по идеологическим соображениям — просто работать и существовать за границей Кошлякову гораздо проще.
Художник Валерий Кошляков:
«Как русскому художнику и человеку мне душевно в России. Но в Москве невозможно иметь такую мастерскую, какая у меня в Париже... Во Франции художнику гораздо комфортнее. Я перебрался сюда ради удобства. Ну, а в плане общения я как любой приезжий в новую страну, конечно, испытываю страшный дефицит. Да мы и не очень сильно отличаемся от старой волны эмигрантов. С русскими на Западе возникают проблемы душевного характера, проблемы с ментальностью, с искусством, со временем, прожитым в своей стране... Только трепачи и лукавщики среди художников говорят, что они прекрасно вписались в западную культуру. Я занимаюсь не искусством, а выяснением своих личных отношений с культурой. Художник должен расшибиться в лепешку, но самовыразиться, найти свое "я". Это доктрина многовековая, и особенно XX столетия. Индивидуализм превратился в культ».
Режиссер Владимир Непевный:
«Работы Валерия Кошлякова я впервые увидел на одной из выставок в Мраморном дворце. Наверно, это было в начале двухтысячных. Картины сразу обратили на себя внимание и заставили запомнить имя автора. Во-первых, они были вызывающе большими! Занимали чуть ли не всю стену. Но, главное, в них было необычное сочетание стремительной эскизности, мимолетности и монументальности. И ещё живописность! Рассматривать их доставляло настоящее удовольствие, что сегодня бывает не так уж часто. И, конечно, необычный материал – куски картона, склеенные скотчем... Жанр архитектурных фантазий, обычно холодноватый и монументальный, приобретал человеческую теплоту и рукотворность... Поэтому, когда мне предложили делать фильм о Валерии Кошлякове, я сразу согласился. А уже при личном знакомстве оказалось, что он человек необычайно живой, страстный, одержимый работой, творчеством... Кроме того, интересно размышляющий об изобразительном искусстве, о сегодняшних тенденциях...
Вообще делать фильм о художнике (о художнике в широком смысле – писателе, музыканте) страшно увлекательно. У меня таких фильмов уже, наверно, несколько десятков... Но каждый раз это абсолютно новый опыт, встреча с чем-то новым, уникальным, что хочется понять, почувствовать и поделиться с другими. Собственно, для этого и делается кино!»
Кинооператором картины выступает Ирина Уральская, обладатель многих фестивальных наград и премий. Фильм снимается камерой Canon C300 Mark II в формате 4К.