Жоэль Шапрон: Можно ли перенести французскую систему кинопоказа на российскую почву?
26 апреля 2016 года в кинотеатре «Пионер» состоялась презентация новой книги Жоэля Шапрона и Присиллы Жессати «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век», в которой раскрываются все аспекты кинопоказа во Франции. Авторы в своей работе рассматривают как становление французской системы кинофикации, так и особенности современного кинопоказа, не знакомые широкому кругу читателей.
Книга написана по заказу московского кинотеатра «Пионер», уделяющего особое внимание культурно-образовательной деятельности. Она продолжает серию изданий «Пионера» об организации системы кинематографа и его поддержке в разных странах мира.
Франция изобрела кинематограф не только как технологию, но и внесла колоссальный вклад в становление кино как национального, социального, городского явления. Французская модель кинофикации – создания кинотеатров и привлечения кинозрителей – возникла еще на заре кинематографа и по-прежнему является эталоном для многих стран. Кинотеатры во Франции пользуются поддержкой со стороны государства, для них создаются наиболее благоприятные условия. Благодаря этому Франция – страна, где люди любят кино и часто посещают кинотеатры.
Книга Жоэля Шапрона и Присиллы Жессати посвящена многообразным аспектам кинофикации во Франции и детально прослеживает ее историю, которая неразрывно связана с историей самого кино (затрагиваются в том числе и вопросы киноцензуры). В издании приведены ценные факты и различные сведения, которые будут полезны не только представителям киноиндустрии, но и всем любителям искусства кино. В частности, авторы рассказывают, что необходимо для открытия кинотеатра, указывают на юридические и финансовые аспекты управления кинотеатром, проливают свет на то, что предлагают кинотеатры помимо обычного репертуарного показа, и многое другое.
Специально для ПрофиСинема Жоэль Шапрон рассказал об актуальности книги «Французский кинотеатр – аншлаг длиною в век» для российских читателей, интересующихся кинематографом, и профессионалов киноиндустрии:
«Во Франции намного больше киноэкранов, хотя страна меньше и количество мультиплексов не так уж велико. В книге мы описываем систему, благодаря которой во Франции кинопоказ процветает по сравнению с большинством стран, хотя и здесь не обходится без проблем, особенно, на фоне кризиса. Несмотря на то, что кинотеатры — это частная сфера экономики, во Франции государство регулирует кинопоказ определенными рамками, запретами, но и поддерживает различными способами. В России кинопоказ не регламентирован, а экранов мало для такой большой страны.
Я думаю, книга будет интересна специалистам, интересующимся кинопоказом, во всём мире. По сути, это подробный обзор системы с целью передачи опыта, практически учебник. До начала работы мы попытались изучить подобные труды, но выяснили, что нет ни одной книги, которая описывала бы систему и организацию кинопоказа какой-либо страны. Не исключаю, что со временем она войдёт в список образовательной литературы департаментов киношкол, которые готовят будущих кинопоказчиков. В России также книга может быть интересна, в первую очередь, кинопоказчикам, студентам и всем, кто интересуется киноиндустрией и французской системой. Независимые российские показчики могут почерпнуть опыт и лоббировать нововведения в законодательстве. Кроме того, книга будет полезна журналистам и даже производителям и дистрибьюторам, которые смогут понять, почему, например, чилийские фильмы выходят во Франции вместе с национальными и американскими, а в России с большим трудом. Как получается, что во Франции есть не только кинотеатры, которые берут эти картины, но и зрители?»