Киностудия им. М. Горького отметила столетие, заложив собственную Аллею звезд
16 сентября 2015 года киностудия им. М. Горького отметила столетний юбилей, открыв собственную Аллею звезд с именами шестнадцати режиссеров, благодаря которым студия вошла в историю кинематографа. Поздравить студию со столетием на торжественную церемонию пришли те, кто считает ее своей альма-матер. Также свои поздравления Киностудии им. М. Горького направили президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Владимир Путин отметил, что киностудия прошла успешный путь до крупного центра киноиндустрии, сохранив при этом традиции предшественников, и назвал создание киностудии знаковым событием в истории российской культуры. По словам Дмитрия Медведева, старейшая студия страны, сохраняя верность своим традициям, развивается в унисон с мировыми тенденциями кинематографа и находится на пороге больших перемен.
На торжественно церемонии открытия Аллеи звезд свои поздравительные слова со сцены сказали звезды и заслуженные работники студии: народный артист России и депутат Госдумы Евгений Герасимов, народная артистка РСФСР Лариса Лужина, кинокритик и киновед Армен Медведев, актер и режиссер Владимир Грамматиков и народная артистка РСФСР Кириенко Зинаида. Также на церемонии присутствовали родственники режиссеров, звезды которым были заложены на аллее.
«Мы советовались с киноведами. Список составляли по датам – по десятилетиям, двадцатилетиям – когда на Киностудии им. Горького эти режиссеры работали, – отметил Сергей Зернов, генеральный директор Киностудии им. М. Горького. - По существу, они выстроены в хронологическом порядке – от Якова Протазанова до Татьяны Лиозновой».
Среди тех, кто получил именную звезду на Аллее славы киностудии им. М Горького: один из первых теоретиков кино Лев Кулешов, классик советского и мирового кинематографа Всеволод Пудовкин, создатель знаменитых киносказок Александр Роу, режиссер Сергей Герасимов, автор картины «А зори здесь тихие» Станислав Ростоцкий, создательница киноэпопеи «17 мгновений весны» Татьяна Лиознова, режиссер и сценарист Лев Кулиджанов, писатель и режиссер Василий Шукшин и другие.
«Прежде всего, на нашей Аллее звезд мы бы хотели указать имена тех режиссеров, которые начинали работать на киностудии в начале XX века, а также тех, кто так или иначе сделал студию известной. – говорит Сергей Зернов. – Сейчас мы сосредоточились именно на режиссерах, однако, это лишь первый этап закладки Аллеи звезд Киностудии им. М. Горького. В дальнейшем, конечно же, мы будем делать звезды с именами прославленных актеров, операторов – словом, тех, кто работал на студии и внес в её развитие значительный вклад. Возможно, мы даже сделаем пополнение Аллеи звезд новыми именами ежегодным – в день 16 сентября – и это станет традицией».
Киностудия им. М. Горького в 2015-ый юбилейный год провела несколько знаковых мероприятий, в числе которых – показ фильма «Аэлита» с оркестром на ММКФ, показ на «Кинотавре» самого кассового фильма в истории отечественного кино – «Пираты XX века» – и концерт Алексея Айги для гостей фестиваля. На «Кинотавре» студия представила и новый фильм Ивана Вырыпаева «Спасение», который отметило жюри: исполнительница главной роли Полина Гришина получила приз за Лучшую женскую роль. Фильм выйдет в прокат 24 сентября, а Киностудия им. М. Горького впервые за свою 100-летнюю историю выступит, как прокатчик.
Студия также открыла фотовыставку на 4 железнодорожных вокзалах Москвы совместно с РЖД. Выставку на Белорусском, Казанском, Ленинградском и Павелецком вокзалах можно увидеть до второго ноября. Подготовка кадров и афиш для экспозиции длилась полгода. Команда студии вместе с экспертами по истории отечественного кинематографа подбирала и оцифровывала уникальные фото- и киноматериалы. В результате в экспозицию вошли кадры из тридцати знаменитых фильмов, в числе которых – «Семнадцать мгновений весны», «Маленькая Вера», «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Королевство кривых зеркал» и еще несколько десятков картин.
5 октября в ГУМе на первой линии в рамках празднования юбилея киноконцерна откроется выставка старинных костюмов, которые были заняты в картинах студии.
Киностудия им. М. Горького развивается и эволюционирует: в мае 2015 года Министерство культуры одобрило концепцию ее развития, согласно которой начата масштабная реорганизация. Благодаря присоединению к студии таких крупных кинопредприятий, как ЦНФ и НИКФИ, станет возможным строительство нового здания и превращение студии в одно из самых передовых кинопредприятий страны.
11 сентября подписан меморандум о сотрудничестве между Музеем кино и Киностудией им. М. Горького. На данный момент значительная часть архивных материалов студии находится в фондах Музея кино. Для систематизации и сохранения ценных документов и экспонатов стороны заключили соглашение, в котором обозначили сферы углубленного сотрудничества и взаимодействия.
Кроме Музея кино, студия проводит совместную работу со ВГИКом и с ВВЦ. Со ВГИКом подписано соглашение о сотрудничестве и приеме студентов на практику, а с ВВЦ киностудия ведет переговоры о совместных проектах. Обсуждаются пути взаимодействия и с Госфильмофондом: ему принадлежит большая часть права на коллекцию фильмов студии Горького, однако сейчас стороны договариваются о финансовой поддержке Госфильмофондом новых проектов студии.
РЕЖИССЕРЫ, ПОЛУЧИВШИЕ ИМЕННУЮ ЗВЕЗДУ НА АЛЛЕЕ КИНОСТУДИИ ИМ. М. ГОРЬКОГО
1. Яков Протазанов (1881-1945) - один из лучших режиссеров дореволюционного кино. После революции временно эмигрировал во Францию, но затем вернулся и стал ведущим режиссером студии Межрабпом. Снял на студии более десятка фильмов, среди которых «Аэлита», «Закройщик из Торжка», «Процесс от трех миллионах» и т.д. Последней студийной работой Протазанова стал фильм «Салават Юлаев» 1941 года. В 1948 году основатель студии Моисей Алейников в знак признательности стал автором-составителем книги о творчестве Протазанова.
2. Юрий Желябужский (1888-1955) - кинорежиссер, оператор. Сын знаменитой актрисы Марии Андреевой, пасынок Максима Горького. Один из основателей ВГИКа, впоследствии заведующий кафедрой операторского мастерства. Начал работу на студии Межрабпом в 1917 году. Активно работал режиссером в 20-е годы, поставил фильмы «Папиросница от Моссельпрома», «Коллежский регистратор», «Просперити» и др. Был оператором многих фильмов студии, в том числе «Аэлиты».
3. Лев Кулешов (1899-1970) - кинорежиссер, один из первых теоретиков кино и монтажа. В историю вошел благодаря открытию т.н. «Эффекта Кулешова». На студию Межрабпом пришел в конце 20-х годов, снял несколько картин. Последний студийный фильм – «Мы с Урала» (1943).
4. Всеволод Пудовкин (1893-1953) - кинорежиссер, классик советского и мирового кино. Снял на студии Межрабпом выдающуюся «немую» трилогию: «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Потомок Чингисхана». Последним студийным фильмом Пудовкина стала картина «Дезертир» (1933), после этого работал на Мосфильме.
5. Борис Барнет (1902-1965) - кинорежиссер, начал работу на студии Межрабпом с дебютного фильма «Мисс Менд» и работал до 1936 года, поставив такие знаменитые ленты, как «Девушка с коробкой», «Дом на Трубной», «Окраина» и др. В 1955 году вернулся на Киностудию им. Горького для работы над фильмом «Ляна».
6. Николай Экк (Ивакин) (1902-1976) - кинорежиссер, ученик Вс. Мейерхольда, снял на студии Межрабпом первый звуковой полнометражный советский фильм «Путевка в жизнь» и первый цветной полнометражный фильм «Груня Корнакова».
7. Марк Донской (1901-1981) - кинорежиссер, в конце 30-х экранизировал автобиографическую трилогию Максима Горького. Считается, что именно в память об этих фильмах студии было присвоено имя Максима Горького. Донской снял на студии больше десяти фильмов, последний – «Супруги Орловы» (1981).
8. Сергей Юткевич (1904-1985) - кинорежиссер, классик советского кино. Вскоре после создания студии Союздетфильм был назначен ее художественным руководителем. Снял на студии фильм «Яков Свердлов» и дилогию о Швейке.
9. Александр Роу (1906-1973) – кинорежиссер. Начинал работу на студии Межрабпом в 30-е годы ассистентом Протазанова. Прославился как режиссер киносказок, среди которых «Морозко», «По щучьему велению», «Королевство кривых зеркал» и др. Поставил на студии 15 фильмов, последний – «Золотые рога» (1972).
10. Сергей Герасимов (1906-1985) - кинорежиссер, актер, педагог. Его имя носит ВГИК. Работу на студии начал классическим фильмом «Молодая гвардия». Проработал на студии почти 40 лет, снял множество знаковых фильмов, в т.ч. «Тихий Дон», «Журналист», «У озера» и т.д. Последний студийный фильм – «Лев Толстой» (1984).
11. Станислав Ростоцкий (1922-2001) – кинорежиссер. Снял больше 10 фильмов на студии, в том числе классические «Доживем до понедельника», «Дело было в Пенькове» и др. Его фильмы «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Черное ухо» были номинированы на премию Оскар. Последний студийный фильм – «Жизнь Федора Кузькина» (1989).
12. Лев Кулиджанов (1924-2002) - кинорежиссер, всю карьеру посвятил студии им. Горького. Снял такие признанные фильмы, как «Дом, в котором я живу», «Когда деревья были большими», «Преступление и наказание» и др. Долгое время возглавлял Союз кинематографистов СССР. Последний студийный фильм – «Незабудки» (1994).
13. Илья Фрэз (1909-1994) - кинорежиссер, больше сорока лет работал на студии, начинал вторым режиссером на фильме «Зоя» Л. Арнштама. За время работы на студии стал признанным классиком детско-юношеского жанра. Последний студийный фильм – «Личное дело судьи Ивановой» (1985).
14. Василий Шукшин (1929-1974) - кинорежиссер, актер, писатель. Все свои полнометражные фильмы, кроме «Калины красной», снял на студии им. Горького: «Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки».
15. Павел Арсенов (1936-1999) - кинорежиссер. Работал на студии с начала 1960-х. Снял десяток фильмов, среди которых «Король-олень», «С любимыми не расставайтесь», «Гостья из будущего». Последний студийный фильм – «Волшебник Изумрудного города» (1994).
16. Татьяна Лиознова (1924-2011) - кинорежиссер. Ученица Сергея Герасимова. Работала вторым режиссером на фильме С. Ростоцкого «Земля и люди». Поставила на студии фильмы «17 мгновений весны», «Три тополя на Плющихе», «Карнавал» и т.д. Последний студийный фильм – «Конец света с последующим симпозиумом» (1986).