7 апреля 2015 19:54
"Крестный отец": Удивительные и невероятные совпадения при создании культовой ленты
Сегодня, 7 апреля 2015 года исполняется 76 лет режиссеру и сценаристу Фрэнсису Форду Копполе. Это прекрасная возможность вспомнить, какие удивительные совпадения предшествовали созданию легендарной киносаги «Крестный отец», что дали съемки в картине исполнителям главных ролей и как повлияли на их дальнейшую карьеру (многие из актеров не были на тот момент звездами) и что последовало за выходом ленты в прокат.
Удивительные и необъяснимые совпадения сопутствуют порой рождению бессмертных произведений искусства.
Как-то раз воскресным днем, отдыхая у себя дома в Сан-Франциско, режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола читал «Нью-Йорк таймс». На глаза попалась реклама книги Марио Пьюзо. Решив, что это интеллектуальный труд нового итальянского автора, он вырезал заметку, чтобы позже навести справки.
Неожиданно к нему заглянул друг Питер Барт вместе с продюсером Ала Рудди, прежде незнакомым. В разговоре Питер поделился впечатлением от книги Марио Пьюзо «Крестный отец».
«Надо же, - воскликнул Коппола, - Я только что видел ее рекламу».
В этот момент раздался звонок телефона. Звонил Марлон Брандо, который должен был сказать свое мнение о сценарии «Разговора», написанного с расчетом на него (и получившим впоследствии в 1974 году главный приз на фестивале в Канне).
Все события случились почти одновременно!
А спустя всего несколько месяцев студия «Парамаунт», заплатив за право экранизации два миллиона долларов, поручила съемку «Крестного отца» 32-летнему режиссеру Фрэнсису Форду Копполе.
Продюсером назначили Ала Руди, а Марлон Брандо получил в фильме главную роль.
«Мне до сих пор кажется странным, как все это сошлось в тот день у меня дома»,- вспоминает Коппола.
Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Дейтройте (штат Мичиган) в семье американцев итальянского происхождения. Его отец был музыкантом, и поэтому они часто переезжали из города в город. До поступления в колледж Фрэнсис сменил 25 школ, каждая из которых вспоминалась им впоследствии, как короткий фильм.
«В семье нас было пятеро. Моя мать была на редкость хороша собой, да и мой отец был очень красивый мужчина с блестящей профессией; помню, он носил смокинг. Нас воспитывали в вере, что итальянцы – носители великой культуры», - рассказывает Коппола. В девять лет он написал записку матери: «Дорогая мамочка, я хочу быть богатым и знаменитым. Я так несчастен. Я не верю, что это осуществится». В десять лет он заболел полиомиелитом, и год был парализован. Он смотрел телевизор, слушал радио и таким образом создал для себя некое подобие псевдореального мира, значительная роль в котором отводилась технике. И сегодня Коппола убежден: «Моя расположенность к профессии режиссера – к профессии человека, дистанционно руководящего производством, коренится в чем-то, что доставляло мне внутреннее удовлетворение в те детские годы».
В 16 лет Коппола увлекся театром. Тогда же он посмотрел советский фильм «Октябрь», и под впечатлением от увиденного начал заниматься Эйзенштейном. «И, знаете, несколько лет он был моим крестным отцом. Необходимые для режиссера знания я получил у Сергея Эйзенштейна, на этом строилась моя режиссерская карьера».
Закончив колледж Хофстра, а затем и киношколу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, он впервые появился в титрах фильма как звукоинженер у Роджера Кормена, ставшего в 1962 году продюсером первого полнометражного фильма Копполы с бюджетом 40 тысяч долларов. Он назывался «Безумие 13».
В течение семи последующих лет Коппола пишет сценарии, а затем вновь обращается к режиссуре, сняв музыкальную комедию «Ты уже большой мальчик» (1966), «Радугу Файниана» (1968), и не снискавший зрительского успеха фильм «Люди дождя» (1969). «Это было очень трудное для меня время, - вспоминает режиссер, - никто в тот период не предлагал мне работы. Именно тогда я и сделал «Крестного отца» – исключительно для того, чтобы добыть средства к существованию».
Компания «Парамаунт», предложившая Копполе постановку фильма, делала ставку, во-первых, на его итальянское происхождение, во-вторых, на умение использовать недорогие способы кинопроизводства, и конечно, на литературные способности, учитывая его опыт сценариста. Марио Пьюзо как-то раз признался, что свой роман он сконструировал, опираясь на анализ основополагающих свойств бестселлера, и успех книги был вызван, скорее расчетом, нежели вдохновением. Талантливый сценарист Коппола, серьезно переработав первоисточник и убрав из него многие потенциально зрелищные моменты, ввел в привычный жанр гангстерского фильма ключевую для американцев тему семьи.
Результат ошеломил всех, включая автора книги и продюсеров (даже, невзирая на то, что бюджет картины вырос во время съемок с одного до пяти миллионов долларов). Значительно обогнав «Унесенные ветром» и «Звуки музыки» - коммерческих лидеров проката, «Крестный отец» собрал 86 миллионов долларов, открыв тем самым новую эпоху в американском кинематографе – эпоху фильмов с крупным вложением капитала, приносящих немыслимую прибыль – блокбастеров. Успех фильма превзошел все ожидания. Сразу же после выхода на экран, в1972 году «Крестный отец» получил премию «Оскар» за лучший фильм года, за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Марлон Брандо).
Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в городе Омаха (штат Небраска). Его отец был коммивояжером, мать – театральной актрисой, из-за пристрастия к алкоголю оставившей сцену. В 16 лет родители отдали сына в Военную академию в Миннесоте, которую он называл «военно-сумасшедшим домом». Весной 1943 года Брандо переехал к сестре в Нью-Йорк, где работал официантом в кафе, лифтером в универмаге, пока не поступил в Актерскую студию, которой руководил режиссер Эрвин Пискатор. Но продержался он там недолго. Пискатор, назвав Брандо «совершенно диким и неуправляемым», указал ему на дверь. Марлон попробовал себя на Бродвее. Он дебютировал в пьесе «Я люблю маму», и был отмечен зрителями, а после успешного исполнения роли в спектакле «Трамвай «Желание» критики разразились восторженными рецензиями, предсказывая молодому актеру большое будущее. «Он создал не только пример для подражания, но и совершенно новый стиль актерской игры,- сказал тогда режиссер Бобби Льюис, - С тех пор все хотели играть, как Брандо».
Впервые на кино Марлон Брандо попал после переноса в 1951 году Э.Казаном «Трамвая «Желание» на экран. Многие сразу стали отождествлять его с ролью грубого и бесчувственного хама - так органично актер слился с ролью. На самом деле, Брандо ненавидел своего героя, подобно автору – Теннесси Уильямсу. Он был застенчив и чувствителен в те годы, и ему претило навязанное критикой ложное представление о нем. Через год тот же режиссер пригласил Брандо на главную роль в фильм «Да здравствует Сапата!», после чего предложения сниматься буквально посыпались одно за другим. Марлон снялся в картине Л.Бенедека «Дикарь» (1953), Д.Манкиевича «Юлий Цезарь» (1953), Э.Казана «В порту» (1954), за который получил свой первый «Оскар», став самым молодым ее лауреатом... Но вершины своего творчества он достиг, снявшись у Фрэнсиса Форда Копполы в «Крестном отце».
Сыграв главу гангстерского клана Корлеоне (следуя системе Станиславского, как понимали ее в школе Э.Казана), он отразил в своем герое мощь и превосходство мафии в начале картины, а после нападения, едва не стоившего ему жизни, превратившись в одночасье в старика, чье страдание «бездонно».
Через двадцать лет Брандо вспоминал: «Когда я впервые посмотрел «Крестного отца», то увидел, сколько сделал ошибок во время съемок, а спустя годы, посмотрев его по телевидению, решил, что это хороший фильм». Однако, от присужденного ему «Оскара» за роль Вито Корлеоне актер отказался, протестуя, таким образом, против дискриминации американских индейцев. Он всегда поражал окружающих своей непредсказуемостью. И в личной жизни тоже. Марлон Брандо испытывал тягу к женщинам с экзотической внешностью. Его первой женой была иранка, второй – таитянка, третьей – гватемалка. У него девять законных детей, и, говорят, еще шестеро, которых он не желает признавать. «Я много любил в жизни. Неважно, что отношения всегда заканчивались ничем. Я каждый раз считал любовь неизбежным добром или же неизбежным злом»…
После «Крестного отца» Брандо блистательно сыграл у Бернардо Бертолуччи в фильме «Последнее танго в Париже» (1972), у А.Пенна в «Излучинах Миссури» (1976), и снова у Копполы в «Апокалипсисе сегодня» (1979), картине, получившей «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. К слову сказать, «Апокалипсис сегодня» был снят на средства, полученные от проката «Крестного отца».
Сына Вито Корлеоне, ставшего после его смерти новым «Крестным отцом», сыграл неизвестный широкой публике театральный актер Аль Пачино. «Продюсерам не нравился мой выбор актеров, им многое не нравилось», - вспоминает Фрэнсис Форд Коппола. «Некрасив и непрезентабелен»,- говорили они. Но режиссер был настойчив, благодаря чему удалось раскрыть основную линию романа Пьюзо. Пример Майкла Корлеоне наглядно продемонстрировал способность преступного бизнеса уничтожить все хорошее, что есть в человеке. Аль Пачино удалось раскрыть страшную метаморфозу, произошедшую с образованным, добрым и честным юношей, ставшим жестоким и хладнокровным убийцей, по собственному разумению распоряжающимся чужими судьбами.
Аль (Альфред) Пачино родился 25 апреля 1940 года в Нью-Йорке. Его отец, каменщик по профессии, оставил семью, когда мальчику едва исполнилось два года. Он воспитывался у бабушки, так как мать боялась потерять работу. В шесть лет Пачино уже мечтал стать актером. Одного его не выпускали гулять на улицу, и чтобы не было скучно, он разыгрывал перед зеркалом сцены, которые видел в кино.
В начале 60-х, с компанией друзей он играл в кафе Гринвидж-Виллиджа, а затем обходил публику со шляпой. Его мать не одобряла этот выбор, и умерла, когда Аль Пачино было 22 года, так его и не благословив. Он поступил в Актерскую студию к Ли Страсбергу, но проучился недолго, т.к. жить ему было не на что. Работал на подмостках маленьких бродвейских театров, и был даже отмечен несколькими театральными премиями, которые, правда, не позволяли обрести ни достатка, ни славы.
И, только после выхода на экраны фильма «Крестный отец», он сразу же получил и то и другое. Ли Страсберг заметил однажды, что Аль Пачино – актер не представления, а переживания, который не столько играет своих персонажей, сколько становится ими. Возможно, именно поэтому он отверг за свою жизнь столько предложений, сколько и не мечталось большинству актеров. Чрезвычайно избирательный в творчестве, непритязательный в быту, он предпочитает вести затворнический образ жизни, никого туда не впуская, за редким исключением.
В 70-е годы он встречался с актрисой Джил Клейберг, в 80-е с партнершей по «Крестному отцу» Дайаной Китон, а в последние годы рядом с ним была актриса Линда Хобс, которую он так и не осчастливил браком, несмотря на все усилия с ее стороны. Аль Пачино семь раз выдвигался на соискание «Оскара», и лишь в 1992 году он получил золотую статуэтку за роль слепого полковника в фильме «Запах женщины».
Дайан Китон (Холл) родилась 5 января 1946 года в Лос-Анджелесе. Поступила в театральную школу «Нейборхуд Плейхауз» (Нью-Йорк). Благодаря хорошим вокальным данным получила роль в первой постановке популярнейшего мюзикла «Волосы» (1968).
Мир кино открыл для нее Коппола, пригласив на роль жены Майкла Корлеоне – Кей Адамс. Китон иронично называет свое место в «Крестном отце» «музыкальным сопровождением», однако ее роль для фильма чрезвычайно важна. Кей – первая американка, вошедшая в итальянский клан Корлеоне. Она по любви вышла замуж за образованного, умного и порядочного человека, не предполагая, что через какое-то время ее нежный Майкл превратится в холодное, бездушное чудовище, цинично расправляющееся с неугодными, даже связанными родственными узами людьми. Кей уходит от мужа, когда понимает, что его жизненная позиция неприемлема для нее.
Отдельный персонаж в фильме – музыка. Сентиментальные шлягеры, звучащие на пластинке и по радио, переплетаются в картине с разнообразными католическими обрядами, парадоксальным отражением которых становится некий мафиозный ритуал. Композитор всех фильмов Феллини – Нино Рота (1911-1979) поразительным образом прочувствовал и отразил поставленную режиссером задачу. От легкости – к драматизму, от ненавязчивого фона к потрясающему заполнению всего экранного пространства. Наши соотечественники, сумевшие посмотреть «Крестного отца» спустя лишь 20 лет после его выхода на экран, все эти годы напевали мелодию Нино Рота (помните, «Поговори со мной в полночной тишине»), чудесным образом просочившуюся даже сквозь «железный занавес».
Мирей Амьель в журнале «Синема» писала: «Режиссура фильма на высоте, все гвозди на месте, и все висящие на них ружья стреляют в нужный момент…», а критик того же «Синема» Доминик Рабурден отмечал: «Успех «Крестного отца» дал Копполе полную свободу…Результат с точки зрения техники кино (работа оператора и художников) просто невероятный. Это настоящее кино для всех, которое может удовлетворить и массового зрителя и критику».
В 1974 году Коппола снял продолжение своей эпопеи – «Крестный отец 2», получивший в том же году шесть «Оскаров»: за лучший фильм года, режиссуру, лучшую мужскую роль второго плана (Роберт Де Ниро), лучшую музыку, лучшую экранизацию, работу художников. Премия Британской киноакадемии за лучшую актерскую работу была вручена Аль Пачино.
«Во второй части «Крестного отца я хотел реализовать идеи, которые не были до конца воплощены в первом фильме,- говорит в одном из интервью Фрэнсис Форд Коппола, - Меня беспокоило, что многие усмотрели в первой части романтизацию мафии. На самом деле я хотел представить Майкла Корлеоне как чудовище – таким он выглядит в конце первой части (…) Во второй части каждая сцена перекликается с тем, что было показано в первой. И вместе с тем она отличается от первой. Первую часть я делал как наемный режиссер. Не я писал книгу, по которой сделан фильм, и поначалу она мне не понравилась. Меня не интересует история мафии сама по себе. Я не люблю насилия в фильмах»…
В 1990 году на свет появился «Крестный отец 3», снятый с той же съемочной группой и посвященный жизни Майкла Корлеоне на Сицилии и мести убийцам его жены. Этот фильм завершает единственную в своем роде гангстерскую сагу, рассказанную выдающимся мастером Фрэнсисом Фордом Копполой .
Удивительные и необъяснимые совпадения сопутствуют порой рождению бессмертных произведений искусства.
Как-то раз воскресным днем, отдыхая у себя дома в Сан-Франциско, режиссер и сценарист Фрэнсис Форд Коппола читал «Нью-Йорк таймс». На глаза попалась реклама книги Марио Пьюзо. Решив, что это интеллектуальный труд нового итальянского автора, он вырезал заметку, чтобы позже навести справки.
Неожиданно к нему заглянул друг Питер Барт вместе с продюсером Ала Рудди, прежде незнакомым. В разговоре Питер поделился впечатлением от книги Марио Пьюзо «Крестный отец».
«Надо же, - воскликнул Коппола, - Я только что видел ее рекламу».
В этот момент раздался звонок телефона. Звонил Марлон Брандо, который должен был сказать свое мнение о сценарии «Разговора», написанного с расчетом на него (и получившим впоследствии в 1974 году главный приз на фестивале в Канне).
Все события случились почти одновременно!
А спустя всего несколько месяцев студия «Парамаунт», заплатив за право экранизации два миллиона долларов, поручила съемку «Крестного отца» 32-летнему режиссеру Фрэнсису Форду Копполе.
Продюсером назначили Ала Руди, а Марлон Брандо получил в фильме главную роль.
«Мне до сих пор кажется странным, как все это сошлось в тот день у меня дома»,- вспоминает Коппола.
Фрэнсис Форд Коппола родился 7 апреля 1939 года в Дейтройте (штат Мичиган) в семье американцев итальянского происхождения. Его отец был музыкантом, и поэтому они часто переезжали из города в город. До поступления в колледж Фрэнсис сменил 25 школ, каждая из которых вспоминалась им впоследствии, как короткий фильм.
«В семье нас было пятеро. Моя мать была на редкость хороша собой, да и мой отец был очень красивый мужчина с блестящей профессией; помню, он носил смокинг. Нас воспитывали в вере, что итальянцы – носители великой культуры», - рассказывает Коппола. В девять лет он написал записку матери: «Дорогая мамочка, я хочу быть богатым и знаменитым. Я так несчастен. Я не верю, что это осуществится». В десять лет он заболел полиомиелитом, и год был парализован. Он смотрел телевизор, слушал радио и таким образом создал для себя некое подобие псевдореального мира, значительная роль в котором отводилась технике. И сегодня Коппола убежден: «Моя расположенность к профессии режиссера – к профессии человека, дистанционно руководящего производством, коренится в чем-то, что доставляло мне внутреннее удовлетворение в те детские годы».
В 16 лет Коппола увлекся театром. Тогда же он посмотрел советский фильм «Октябрь», и под впечатлением от увиденного начал заниматься Эйзенштейном. «И, знаете, несколько лет он был моим крестным отцом. Необходимые для режиссера знания я получил у Сергея Эйзенштейна, на этом строилась моя режиссерская карьера».
Закончив колледж Хофстра, а затем и киношколу Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, он впервые появился в титрах фильма как звукоинженер у Роджера Кормена, ставшего в 1962 году продюсером первого полнометражного фильма Копполы с бюджетом 40 тысяч долларов. Он назывался «Безумие 13».
В течение семи последующих лет Коппола пишет сценарии, а затем вновь обращается к режиссуре, сняв музыкальную комедию «Ты уже большой мальчик» (1966), «Радугу Файниана» (1968), и не снискавший зрительского успеха фильм «Люди дождя» (1969). «Это было очень трудное для меня время, - вспоминает режиссер, - никто в тот период не предлагал мне работы. Именно тогда я и сделал «Крестного отца» – исключительно для того, чтобы добыть средства к существованию».
Компания «Парамаунт», предложившая Копполе постановку фильма, делала ставку, во-первых, на его итальянское происхождение, во-вторых, на умение использовать недорогие способы кинопроизводства, и конечно, на литературные способности, учитывая его опыт сценариста. Марио Пьюзо как-то раз признался, что свой роман он сконструировал, опираясь на анализ основополагающих свойств бестселлера, и успех книги был вызван, скорее расчетом, нежели вдохновением. Талантливый сценарист Коппола, серьезно переработав первоисточник и убрав из него многие потенциально зрелищные моменты, ввел в привычный жанр гангстерского фильма ключевую для американцев тему семьи.
Результат ошеломил всех, включая автора книги и продюсеров (даже, невзирая на то, что бюджет картины вырос во время съемок с одного до пяти миллионов долларов). Значительно обогнав «Унесенные ветром» и «Звуки музыки» - коммерческих лидеров проката, «Крестный отец» собрал 86 миллионов долларов, открыв тем самым новую эпоху в американском кинематографе – эпоху фильмов с крупным вложением капитала, приносящих немыслимую прибыль – блокбастеров. Успех фильма превзошел все ожидания. Сразу же после выхода на экран, в1972 году «Крестный отец» получил премию «Оскар» за лучший фильм года, за лучший сценарий и за лучшую мужскую роль (Марлон Брандо).
Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в городе Омаха (штат Небраска). Его отец был коммивояжером, мать – театральной актрисой, из-за пристрастия к алкоголю оставившей сцену. В 16 лет родители отдали сына в Военную академию в Миннесоте, которую он называл «военно-сумасшедшим домом». Весной 1943 года Брандо переехал к сестре в Нью-Йорк, где работал официантом в кафе, лифтером в универмаге, пока не поступил в Актерскую студию, которой руководил режиссер Эрвин Пискатор. Но продержался он там недолго. Пискатор, назвав Брандо «совершенно диким и неуправляемым», указал ему на дверь. Марлон попробовал себя на Бродвее. Он дебютировал в пьесе «Я люблю маму», и был отмечен зрителями, а после успешного исполнения роли в спектакле «Трамвай «Желание» критики разразились восторженными рецензиями, предсказывая молодому актеру большое будущее. «Он создал не только пример для подражания, но и совершенно новый стиль актерской игры,- сказал тогда режиссер Бобби Льюис, - С тех пор все хотели играть, как Брандо».
Впервые на кино Марлон Брандо попал после переноса в 1951 году Э.Казаном «Трамвая «Желание» на экран. Многие сразу стали отождествлять его с ролью грубого и бесчувственного хама - так органично актер слился с ролью. На самом деле, Брандо ненавидел своего героя, подобно автору – Теннесси Уильямсу. Он был застенчив и чувствителен в те годы, и ему претило навязанное критикой ложное представление о нем. Через год тот же режиссер пригласил Брандо на главную роль в фильм «Да здравствует Сапата!», после чего предложения сниматься буквально посыпались одно за другим. Марлон снялся в картине Л.Бенедека «Дикарь» (1953), Д.Манкиевича «Юлий Цезарь» (1953), Э.Казана «В порту» (1954), за который получил свой первый «Оскар», став самым молодым ее лауреатом... Но вершины своего творчества он достиг, снявшись у Фрэнсиса Форда Копполы в «Крестном отце».
Сыграв главу гангстерского клана Корлеоне (следуя системе Станиславского, как понимали ее в школе Э.Казана), он отразил в своем герое мощь и превосходство мафии в начале картины, а после нападения, едва не стоившего ему жизни, превратившись в одночасье в старика, чье страдание «бездонно».
Через двадцать лет Брандо вспоминал: «Когда я впервые посмотрел «Крестного отца», то увидел, сколько сделал ошибок во время съемок, а спустя годы, посмотрев его по телевидению, решил, что это хороший фильм». Однако, от присужденного ему «Оскара» за роль Вито Корлеоне актер отказался, протестуя, таким образом, против дискриминации американских индейцев. Он всегда поражал окружающих своей непредсказуемостью. И в личной жизни тоже. Марлон Брандо испытывал тягу к женщинам с экзотической внешностью. Его первой женой была иранка, второй – таитянка, третьей – гватемалка. У него девять законных детей, и, говорят, еще шестеро, которых он не желает признавать. «Я много любил в жизни. Неважно, что отношения всегда заканчивались ничем. Я каждый раз считал любовь неизбежным добром или же неизбежным злом»…
После «Крестного отца» Брандо блистательно сыграл у Бернардо Бертолуччи в фильме «Последнее танго в Париже» (1972), у А.Пенна в «Излучинах Миссури» (1976), и снова у Копполы в «Апокалипсисе сегодня» (1979), картине, получившей «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. К слову сказать, «Апокалипсис сегодня» был снят на средства, полученные от проката «Крестного отца».
Сына Вито Корлеоне, ставшего после его смерти новым «Крестным отцом», сыграл неизвестный широкой публике театральный актер Аль Пачино. «Продюсерам не нравился мой выбор актеров, им многое не нравилось», - вспоминает Фрэнсис Форд Коппола. «Некрасив и непрезентабелен»,- говорили они. Но режиссер был настойчив, благодаря чему удалось раскрыть основную линию романа Пьюзо. Пример Майкла Корлеоне наглядно продемонстрировал способность преступного бизнеса уничтожить все хорошее, что есть в человеке. Аль Пачино удалось раскрыть страшную метаморфозу, произошедшую с образованным, добрым и честным юношей, ставшим жестоким и хладнокровным убийцей, по собственному разумению распоряжающимся чужими судьбами.
Аль (Альфред) Пачино родился 25 апреля 1940 года в Нью-Йорке. Его отец, каменщик по профессии, оставил семью, когда мальчику едва исполнилось два года. Он воспитывался у бабушки, так как мать боялась потерять работу. В шесть лет Пачино уже мечтал стать актером. Одного его не выпускали гулять на улицу, и чтобы не было скучно, он разыгрывал перед зеркалом сцены, которые видел в кино.
В начале 60-х, с компанией друзей он играл в кафе Гринвидж-Виллиджа, а затем обходил публику со шляпой. Его мать не одобряла этот выбор, и умерла, когда Аль Пачино было 22 года, так его и не благословив. Он поступил в Актерскую студию к Ли Страсбергу, но проучился недолго, т.к. жить ему было не на что. Работал на подмостках маленьких бродвейских театров, и был даже отмечен несколькими театральными премиями, которые, правда, не позволяли обрести ни достатка, ни славы.
И, только после выхода на экраны фильма «Крестный отец», он сразу же получил и то и другое. Ли Страсберг заметил однажды, что Аль Пачино – актер не представления, а переживания, который не столько играет своих персонажей, сколько становится ими. Возможно, именно поэтому он отверг за свою жизнь столько предложений, сколько и не мечталось большинству актеров. Чрезвычайно избирательный в творчестве, непритязательный в быту, он предпочитает вести затворнический образ жизни, никого туда не впуская, за редким исключением.
В 70-е годы он встречался с актрисой Джил Клейберг, в 80-е с партнершей по «Крестному отцу» Дайаной Китон, а в последние годы рядом с ним была актриса Линда Хобс, которую он так и не осчастливил браком, несмотря на все усилия с ее стороны. Аль Пачино семь раз выдвигался на соискание «Оскара», и лишь в 1992 году он получил золотую статуэтку за роль слепого полковника в фильме «Запах женщины».
Дайан Китон (Холл) родилась 5 января 1946 года в Лос-Анджелесе. Поступила в театральную школу «Нейборхуд Плейхауз» (Нью-Йорк). Благодаря хорошим вокальным данным получила роль в первой постановке популярнейшего мюзикла «Волосы» (1968).
Мир кино открыл для нее Коппола, пригласив на роль жены Майкла Корлеоне – Кей Адамс. Китон иронично называет свое место в «Крестном отце» «музыкальным сопровождением», однако ее роль для фильма чрезвычайно важна. Кей – первая американка, вошедшая в итальянский клан Корлеоне. Она по любви вышла замуж за образованного, умного и порядочного человека, не предполагая, что через какое-то время ее нежный Майкл превратится в холодное, бездушное чудовище, цинично расправляющееся с неугодными, даже связанными родственными узами людьми. Кей уходит от мужа, когда понимает, что его жизненная позиция неприемлема для нее.
Отдельный персонаж в фильме – музыка. Сентиментальные шлягеры, звучащие на пластинке и по радио, переплетаются в картине с разнообразными католическими обрядами, парадоксальным отражением которых становится некий мафиозный ритуал. Композитор всех фильмов Феллини – Нино Рота (1911-1979) поразительным образом прочувствовал и отразил поставленную режиссером задачу. От легкости – к драматизму, от ненавязчивого фона к потрясающему заполнению всего экранного пространства. Наши соотечественники, сумевшие посмотреть «Крестного отца» спустя лишь 20 лет после его выхода на экран, все эти годы напевали мелодию Нино Рота (помните, «Поговори со мной в полночной тишине»), чудесным образом просочившуюся даже сквозь «железный занавес».
Мирей Амьель в журнале «Синема» писала: «Режиссура фильма на высоте, все гвозди на месте, и все висящие на них ружья стреляют в нужный момент…», а критик того же «Синема» Доминик Рабурден отмечал: «Успех «Крестного отца» дал Копполе полную свободу…Результат с точки зрения техники кино (работа оператора и художников) просто невероятный. Это настоящее кино для всех, которое может удовлетворить и массового зрителя и критику».
В 1974 году Коппола снял продолжение своей эпопеи – «Крестный отец 2», получивший в том же году шесть «Оскаров»: за лучший фильм года, режиссуру, лучшую мужскую роль второго плана (Роберт Де Ниро), лучшую музыку, лучшую экранизацию, работу художников. Премия Британской киноакадемии за лучшую актерскую работу была вручена Аль Пачино.
«Во второй части «Крестного отца я хотел реализовать идеи, которые не были до конца воплощены в первом фильме,- говорит в одном из интервью Фрэнсис Форд Коппола, - Меня беспокоило, что многие усмотрели в первой части романтизацию мафии. На самом деле я хотел представить Майкла Корлеоне как чудовище – таким он выглядит в конце первой части (…) Во второй части каждая сцена перекликается с тем, что было показано в первой. И вместе с тем она отличается от первой. Первую часть я делал как наемный режиссер. Не я писал книгу, по которой сделан фильм, и поначалу она мне не понравилась. Меня не интересует история мафии сама по себе. Я не люблю насилия в фильмах»…
В 1990 году на свет появился «Крестный отец 3», снятый с той же съемочной группой и посвященный жизни Майкла Корлеоне на Сицилии и мести убийцам его жены. Этот фильм завершает единственную в своем роде гангстерскую сагу, рассказанную выдающимся мастером Фрэнсисом Фордом Копполой .
Реклама