18 сентября 2014 14:09
«Милый Ханс, дорогой Петр»: Монологи артистов
В сентябре 2014 года съемки фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» подходят к концу. Некоторые артисты уже сыграли свои роли в картине и разъехались по городам и странам, другие еще продолжают сниматься. Мы попросили участников проекта рассказать, что они думают о своей работе, будущем фильме и обо всех, кто окружал их на съемочной площадке в эти жаркие летние месяцы в маленьком украинском городе на берегу Каховского моря.
Якоб Диль (Ханс), Германия: «Для меня важным было свободное пространство, открытость и вибрации, которые есть в сценарии, почти как в стихотворении»
Якоб Диль (Ханс), Германия: «Для меня важным было свободное пространство, открытость и вибрации, которые есть в сценарии, почти как в стихотворении»
Андрюс Даряла (Петр), Россия: «Эта роль меня вернула к тому, какой я есть на самом деле. К настоящему»«С первого взгляда понятно, что Миндадзе автор сценария, и мы имеем дело с писателем. Я бы не сказал, что мы много говорили, даже необычно мало, но мы понимали друг друга очень быстро, и нам не требовалось много слов. Мы оставляли открытое пространство для героя - Ханса. Александр каждый съёмочный день находился в поиске того приема, который мог бы наиболее точно передать на экране, что им было написано, и мне лично необычайно понравилось наблюдать за этим процессом. Александр тот человек, который умеет содержательно и живописно представить, рассказать или объяснить всё, что в целом должно произойти в сцене.
С режиссером мы день за днём открывали моего героя по-новому, вникая в то, что происходит в действительности и как развивается роль. Для меня важно свободное пространство, открытость и вибрации, которые есть в сценарии, почти как в стихотворении. Это действует не как совокупность конкретных действий, а прежде всего как ток, скрытый под ними. Это касается и Ханса, человека, который кажется не совсем заметным, очень надёжным, осознанно опрятным. И вот, он находится заграницей в СССР, далеко от дома. И в новой обстановке в нём ломается что-то давно внутри накопленное.
Работа ещё не окончена, и я нахожусь в процессе, но могу сказать, что некоторые сцены мне особенно понравились Например, сцена с Розой Хайруллиной в вагонетке, хотя, конечно, было очень много других особенных сцен. Почти каждый съёмочный день наполнен эпизодами, которые играют важную роль в сценарии. И это стиль работы Миндадзе, по крайней мере, в этом фильме: он опускает незначительные моменты и переходы, чтобы на экране один важный момент сменял другой.
Мне очень понравилось работать со всеми. Мы все были очень разными, как русские, так и немецкие, и украинские коллеги. И каждый был по-своему особенный. Искреннюю благодарность хочу выразить Биргит Минхмайер, поскольку мой первый кастинг проходил с Биргит, и это в какой-то степени сыграло решающую роль в том, что я оказался здесь. Как актриса она меня поразила, и я с нетерпением ждал момента начала совместной игры. Игра с ней доставила мне огромное удовольствие, поскольку она очень открытая, спонтанная, живая и импульсивная. С Марком Хоземаном мне было так смешно и весело, что иногда я с трудом мог сконцентрироваться на работе. Также хочу сказать о моих русских и украинских коллегах, несмотря на языковой барьер на площадке, при работе с ними я, к удивлению, этого барьера вообще не ощущал, это касается не только Розы, но также и Андрюса со Светланой. Мы все были как бы на одном уровне, мы абсолютно точно понимали и чувствовали друг друга.
Хотелось бы также отметить Андрея Анненского, который свободно владеет как русским, так и немецким языками. Будучи тесно связанным с Миндадзе, Андрей очень хорошо понимал всё то, что делал Александр, оказывал мне огромную помощь, в частности при переводе, и без него съёмка в этом фильме была бы для меня намного сложнее».
Биргит Минихмайер (Грета), Германия: «Для меня это настоящий подарок, я наслаждалась каждым днём, с удовольствием просыпалась, радовалась съёмкам»«Последние полгода я постоянно думаю об этом проекте. Когда фильм снимется и выйдет, больше ничего плохого в мире не случится. У меня такое ощущение. Я так для себя решил. Все, что в нем заложено, и эта история, и то, что мы оказались здесь, в Украине, и непростая ситуация в стране…
Хорошо помню, когда я получил сценарий и начал читать, это был декабрь 2013 года. У меня было какое-то предчувствие, что скоро все изменится. Я знал о существовании этого сценария и раньше, знал о проблемах, которые возникали на его пути, и вдруг он попадает мне в руки. Какое-то время жил ожиданием проб. Осознавал, что до этого жил совсем по-другому. Эта роль меня вернула к тому, какой я есть на самом деле. К настоящему. Здесь трудно быть актером и применять навыки, полученные в институте. Они мешают. Игра мешает. Эту историю надо пропустить через себя, прожить. Это не сцены, где актеры говорят слова по очереди. Мне нравится, что понимание приходит не через слова. Со сценарием Миндадзе нельзя работать, как с текстом. Я не могу это выразить… Круче режиссера, чем Александр Анатольевич, я в своей жизни не видел. Говорю это без какого-либо меда. Правда.
Оператор Олег Муту суров, но с режиссером они одна команда. Достаточно посмотреть, как Олег работает… Я перед его камерой волнуюсь, как ребенок перед взрослым, которому он безгранично доверяет. Так сложилось, что к своим годам я мало кому верю, хотя я доверчивый человек, в принципе. Но чтобы кому-то поверить на долгую перспективу, с этим сложнее. А Олегу верю.
Когда я впервые попал на завод, где мы снимали, то ахнул. Именно так я себе все и представлял. Те же ощущения настигли меня в доме Петра. И с актерами. Мне кажется, что я их всех знаю давно-давно.
Самая сложная сцена – когда Ханс приходит домой к Петру. Когда мой герой понимает, что у него больше нет будущего. Не увидит внуков, например. Оттого, что кто-то совершил некий поступок, изменивший твою жизнь. Ты больше не владеешь ситуацией… Бессилие взрослого мужчины, написанного в сценарии, находит для меня отражение в современных реалиях. У меня самого трое детей и я хочу, чтоб они жили в мире, в стабильном спокойном мире. Так же и Петр, мой герой. Вчера ему казалось, что он всесилен, что способен защитить свою семью. И вдруг оказывается, что он всего лишь песчинка, которую уносит ветер.
Знаете, это интервью – для меня момент истины. Я давно так ни с кем не откровенничал. Обычно - дежурные реплики и все. Эта роль меняет меня. Здесь все очень хорошие люди, и я не хочу, чтоб это заканчивалось. Я знаю, что вернусь, и мне придется каждый день бороться. Бороться с собой, с обстоятельствами. И вспоминать, как здесь мне было хорошо, именно здесь я был настоящий».
Роза Хайруллина (Нина), Россия: «После этой сцены уже не страшно умереть, сказав: «У меня это было». Как у Розы и как у актрисы»«Эта история для меня особенная, и я безумно счастлива, что получила возможность стать частью фильма. Александр Миндадзе невероятный, грандиозный режиссер. Он умеет поразительно ясно представить себе образы, сцены, персонажей или ситуации. Я не знаю, откуда он черпает всё это, но для меня было огромным удовольствием сниматься у этого режиссера, который, к тому же, экранизирует свой собственный сценарий. Несмотря на языковой барьер, хотя я никогда не ощущала его (по крайней мере, я так думала, надеюсь, что это было взаимно), создавалось впечатление, что все понимают друг друга с полуслова.
Основная работа происходила на площадке во время обсуждений новых сцен с режиссером. Мы «знакомились» с героями с новой, более эмоциональной стороны. И именно это для меня та самая настоящая работа. Мы имели возможность добиваться невероятной точности без стресса и спешки. Для меня это настоящий подарок, я наслаждалась каждым днём, с удовольствием просыпалась, радовалась съёмкам. Я знала об этом проекте за два года до его начала и с нетерпением ждала, когда же будут съемки, и вот сейчас они вдруг закончились...
То, что мне пришлось здесь пережить, можно сравнить со строением Вавилонской Башни, поскольку я совершенно не знаю русского языка. И вдруг я оказалась на празднике, где мы сидели друг напротив друга, а общение происходило буквально на пальцах, не на вербальном уровне, а на уровне чувств и жестов, и это было для меня невероятно занимательным процессом. Кроме того, я была рада, что есть время общаться с моим немецкими коллегам.
Что касается оператора Олега Муту, то могу сказать, что время работы с ним было просто необычайным, фантастическим и глубоким. Для меня он был лучшим «танцором» на площадке, как танцующая королева (Dancing Queen) - Олег с его невероятно мощным спокойствием по другую сторону камеры. Просто грандиозно находиться в такой команде.
Конечно нас, немецких актеров, волновали события на Украине. Все были обеспокоены - русские, украинцы, немцы, румыны и даже француз… Я задумывалась о том, повлияют ли политические события на взаимоотношения украинцев и русских членов команды. И невероятно было то, что за всё время съёмок группа работала как единое целое, в сплоченном союзе. Главное заключалось в том, что мы все хотим снять фильм. И это было восхитительно и трогательно, как мы все дружно рука об руку работали над этим фильмом».
«После прочтения сценария эмоций не было. Это самое лучшее состояние, когда ты читаешь и превращаешься в тишину. Ты – ноль. Единственная мысль: невозможно сопоставить себя с этим материалом, потому что он идеален. Потому что у Миндадзе это написано как дождь, как ветер, как земля. Ты думаешь о человеке, который написал этот сценарий. Наверное, им двигал Бог. Я тут же позвонила и сказала: «За последние 10 лет я не читала ничего подобного». Миндадзе видит людей такими, какие они есть. Мне для него не надо приукрашиваться, не нужно ничего доказывать, быть лучше или хуже. Он видит меня такой, какая я есть - Роза Хайруллина.
Актеров, которые будут играть в фильме, я увидела сначала на фотографиях, а потом мы встретились. Меня потряс Якоб, и Андрюс, и Биргит. Для меня очень важно было знать, кто играет Грету, увидеть это лицо. Я тогда подумала, что только Миндадзе способен найти такую актрису, с таким лицом, голосом, смехом. Для меня важно было - с кем я буду в кадре. Прозрачность Якоба, несуразность Андрюса – они очень настоящие.
Первый раз, когда я встретилась с Якобом в Москве, я поняла, что встретилась с чем-то прекрасным. Я неделю потом не могла прийти в себя, потому что мне казалось, что такого в жизни не бывает. Я не знаю, человек ли он вообще.
Гений Миндадзе написал то, что невозможно сыграть. Когда Якоб стоит у меня за спиной, не видя лица, он только дышит и держит мои руки. И нет никаких актерских пристроек, смотрений в глаза. И нет текста. И как играет этот актер, только дыша…Я поэтому говорю – человек ли он, актер ли он? После этой сцены уже не страшно умереть, сказав: «У меня это было». Как у Розы и как у актрисы. Я встретилась с двумя гениями: с Миндадзе и с Якобом. Все. Теперь я могу закрыть глаза и сказать: «У меня это было».
Когда Миндадзе писал сценарий, он еще не предполагал, что произойдет между Украиной и Россией. Это как предчувствие. Хочешь или не хочешь, это сидит в наших головах.
Марк Вашке (Отто), Германия: «Александр Миндадзе прекрасно работает с немецкими артистами, у него мощное художественное видение того, что он хочет рассказать»И то, что этот фильм глазами двух разных миров – России и Германии, то, что мы снимаем это на Украине, где воздух дрожит от напряжения. Ты не можешь быть фальшивым в этой ситуации».
Светлана Косолапова (жена Петра Наташа), Украина: «Мне хочется сыграть все роли, правда. Это такой шикарный материал для актеров»«Это выглядело почти как чёрный юмор: когда меня кто-то спрашивал, чем я буду заниматься этим летом, я отвечал, что снимаюсь в совместном немецко-русско-украинском проекте «Милый Ханс, дорогой Петр», и съемки в Украине. Ситуация была уже накалена и было не совсем ясно, состоится ли проект.
В этом замечательном фильме речь идёт о совместной работе людей, которые делают что-то вместе, а именно линзу, сквозь которую можно или просто смотреть на мир, или использовать ее для производства оружия, которым люди убивают друг друга.
Я играю Отто, руководителя небольшой группы инженеров, которые приехали из Германии в СССР, чтобы производить линзы и показать русским, как это делается. Отто погружён в свою работу и очень старается сделать всё возможное для того, чтобы достичь запланированного результата. И всё это мы делали вместе с моими замечательными коллегами, что тоже доставило мне огромную радость и дало возможность «отточить» свое перевоплощение.
В фильме было множество невероятно насыщенных эпизодов. Например, атмосфера во время съёмок на заводе была очень трогательной и вдохновляющей, запах площадки, вся атмосфера производства были тесно связаны с происходящим. Что касается длительных сцен в квартире немцев, нам как актерам они доставили большое удовольствие, поскольку нужно было сыграть целый спектр чувств в течение краткого промежутка времени, от эйфории до яростного крика: мы танцевали, затем снова сидели за столом и тихо разговаривали и смотрели друг на друга. Это было как во сне, где можно испытывать и потрясение, и лёгкость.
Я невероятно воодушевлён возможностью работать вне Германии и попасть в великолепную международную команду. Тем не менее, это не избавляет от некоторых трудностей, поскольку понимание не всегда даётся легко, так как многие украинцы и русские плохо говорят или вообще не говорят по-английски.
Александр Миндадзе прекрасно работает с немецкими артистами, у него мощное художественное видение того, что он хочет рассказать. Иногда его идеи неожиданные, но он создает очень выразительные образы, а в процессе репетиций игра актеров становится более мощной. В этой работе я открыл для себя много новых возможностей».
Евгений Сармонт (Преводчик), Германия: «Когда мы впервые общались по скайпу с режиссером, я просто не смог выдавить ни слова»«Я перечитала сценарий сегодня еще раз. Поверьте, я с таким удовольствием его читаю, это настолько интересно. Мне хочется сыграть все роли, правда. Это такой шикарный материал для актеров. По внутренней линии это очень сильно, мощно и талантливо. Очень хочется раскрыться в своей роли, показать, что самое главное нас ждет впереди.
Мне очень хочется посмотреть, что получилось в итоге. Я не все сцены видела в записи. Но то, что я видела, мне понравилось. Это то, как должно было быть: уверено, глубоко, сильно. Правда.
Мои коллеги просто замечательные. Чего стоит одна только Роза! Я настолько горжусь, что этим летом я работаю здесь, очень всех полюбила».
Анна Скиданова (Подруга), Россия: «Это был мой первый сценарий в прозе»«Я прочитал в интернете, что говорил Якоб Диль о сценарии, что говорили другие актеры и понял, что мне совершенно нечего сказать. Ощущение от прочитанного было, как от стакана водки залпом. Состояние какого-то захлёба. Поэтому сформулировать свои мысли красивыми словами я сейчас не смогу. А уж когда мы впервые общались по скайпу с режиссером, я просто не смог выдавить ни слова.
С Александром Анатольевичем невероятно легко работать, потому что он не говорит много, он говорит коротко, и все становится понятно. Одним словом. Мой персонаж – человек не положительный и не отрицательный. Он человек. Мне хочется, чтоб люди это поняли. И Александр Анатольевич тоже сказал: «Он не сволочь, просто живет в это время. И жить по-другому ему невозможно». В сценарии есть все, что нужно для роли. Атмосфера, время, хлеб, вода – там все есть. У меня не было ошибочных ожиданий. Тот человек, герой, который возник в моем воображении, таким и остался.
Я очень хотел сняться у Миндадзе. Его имя мне знакомо с юности, как автора сценариев культовых фильмов. Я рад, что попал в эту работу. Мне нравится, что в действии есть паузы - то, что происходит у человека внутри, нравится, что, несмотря на драматическое напряжение сцен, в них отсутствует нервозность. Да и в целом, на площадке нервозность отсутствует. Даже если продлевается рабочая смена, никому не приходится ничего объяснять. Все понимают: так надо. Поверьте, это очень редкое явление в Европе.
Олег Муту – просто удивительный человек. На самом деле, удивительных людей здесь много. Олег такой же, как Александр Анатольевич. Ему достаточно посмотреть, чтобы все понять. И одобрительно кивнуть. Говорить при этом не обязательно. Это высший класс».
Марк Хоземанн (Вилли), Германия: «Вилли получился именно таким, потому что я играл его, всё предельно просто»«За все время моей работы в кино мне не попадались такие сценарии. Все, что я читала раньше, было написано в определенной манере: действие разбито по сценам, сюжет и диалоги. Это был мой первый сценарий в прозе. Еще мне нравится, что режиссер сам экранизирует собственный текст, потому что он изначально знает, что и как будет в кадре. Это самая лучшая комбинация, которая может стоять в основе фильма.
Есть теория неслучайных случайностей. Я думаю, что не просто так оказалась в Украине и за пять съемочных дней застала два праздника – День Независимости и День кино. Такой интересный момент.
Здесь я чувствую себя очень хорошо. Свободного времени мало, но я сходила в Никополе в Краеведческий музей, очень хороший, кстати».
«Когда долгое время работаешь вместе, всегда странно, что всё вдруг заканчивается. Иногда мы спорим, иногда радуемся, некоторые дни очень напряженные, и затем, вдруг, всё заканчивается как гроза, все хлопают, радуются, и всё это выглядит очень мило и трогательно. Ну а что по поводу эмоций, могу сказать, что я не плачу, вообще в принципе.
Я немец, а немцы обычно не испытывают много чувств, у русских их значительно больше. И что касается сценария, сначала, когда я получил его, то не понял что к чему, но, после прочтения, нахожу его восхитительным. Вообще это было удивительным, что кто-то может прийти к мысли, будучи русским, интерпретировать историю таким образом, что главные роли исполняют немцы. И для меня тот факт, что я задействован в съёмках с людьми, которые говорят на иностранном, непонятном мне языке, является также удивительным и невероятным.
Сам процесс работы для меня происходил иногда медленно, но в положительном смысле слова, иногда в спешке, но в итоге вещи возникали именно так, как они и должны были возникнуть. Например, репетиция шестиминутного кадра на протяжении двух дней и только затем съёмка, - подобного опыта у меня ещё не было, и для меня это было необычайно, это то, что показал мне Александр, и за что я ему очень благодарен. Роль, которую я играл, также мне очень понравилась, я знал, что если буду играть в этом фильме, то это будет Вилли, и за эту возможность я также благодарен Александру. И хотя фильм ещё не снят полностью, мне кажется, что роль мне удалась, за что я также очень благодарен Александру.
Могу сказать, что роль Вилли мне очень близка: я родом из Гамбурга, Вилли тоже из Гамбурга и носит усы, как и я раньше. Многое для меня совпало, а именно то, что эта роль совпала с моей личностью. После проведения кастинга состоялась консультация, плюс немного фантазии, и всё получилось: Вилли получился именно таким, потому что я играл его, всё предельно просто.
С игрой в фильме у меня не было проблем, поскольку мне нужно было играть роль на немецком, а что касается русских… ну, трудности - это естественно, когда общение происходит на двух разных языках, или когда фильм снимают три разных национальности.
Что касается работы Александром Миндадзе, то очевидно, что для него важно было присутствие всех нас, нужных ему людей. В отношении оператора Олега Муту могу сказать, что его работа была для меня просто фантастической. Меня всегда поражала его невероятное умение работать с камерой, хотя, конечно, иногда ему требовалось много времени, и я думал про себя: «Сколько же раз нам нужно ещё репетировать? Но в результате сцены получились живыми, в процессе возникали спонтанные моменты, которые заранее не обговаривались, но в итоге всё получалось очень хорошо. Даже дело было не так: в большинстве случаев все, конечно же, обговаривалось, просто иногда снимали ещё что-то дополнительно, и я считаю это замечательным. Каждый раз, когда я просматривал то, что получилось, я не переставал удивляться.
Понравилось ли мне здесь – однозначного ответа у меня нет. Если не задумываться, то, конечно, скажу, что понравилось, но это не совсем честный ответ. Никополь мне показался довольно экзотическим, особенно после трёх-четырёх недель невыносимой жары +30, +35, +37 градусов, поэтому тяжело сказать, чем здесь можно было бы заняться. И вообще у нас было не слишком много свободного времени, поначалу я много ходил гулять, и это было весьма забавно».
Все новости о фильме
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
29.11.2021
Александр Миндадзе выпускает сборник киноповестей
29.07.2019
Александр Миндадзе ищет партнеров на завершение камерной драмы «Паркет»
21.04.2016
Прокат фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр» продолжается
02.03.2016
Прошла премьера фильма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр»
08.02.2016
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» принял участие в Роттердамском фестивале
29.12.2015
20 самых ожидаемых российских фильмов 2016 года
23.12.2015
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» получил три приза на Фестивале авторского кино в Чикаго
16.12.2015
Фильм «Милый Ханс, дорогой Петр» выйдет в прокат в России и за рубежом
21.10.2015
Журнал «Сеанс» покажет ретроспективу фильмов Александра Миндадзе
Другие статьи по теме Кинокомпания «Студия Пассажир»
28.04.2024
Александру Миндадзе исполняется 75 лет
20.04.2022
Открыт набор в Лабораторию документального кино
11.05.2020
Александр Миндадзе завершает работу над фильмом «Паркет»
17.10.2016
Путешествие Райнера Мария Рильке по России продолжается
13.06.2016
«Студия «Пассажир» начала съемки документального фильма «Рильке и Россия»
Реклама