3 сентября 2014 13:33
«А зори здесь тихие…»: Новая попытка осмыслить классику
С июля по сентябрь 2014 года проходят съемки кинофильма «А зори здесь тихие...» по одноименной повести Бориса Васильева, посвященного 70-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне. После того, как в Подмосковье завершился первый блок, группа отправилась в экспедицию в Карелию, где сейчас полным ходом идет основная часть съемочного процесса. Корреспондент портала ПрофиСинема, один из немногих, побывал на съемочной площадке фильма и собственными глазами увидел, как разворачиваются военные действия между русскими и немцами под руководством режиссера Рената Давлетьярова.
Как только стало известно, что компании «Реал-Дакота», «Интерфест» и группа компаний «Star Media» взялись за проект «А зори здесь тихие...», киносообщество отнеслось к нему с недоверием. Несмотря на четкое заявление продюсера и режиссера Рената Давлетьярова, что новая лента – это не ремейк одноименного фильма Ростоцкого, а экранизация повести Бориса Васильева, на картину все равно повесили ярлык «ремейк». Тем не менее, эта точка зрения не соответствует действительности.
«У меня нет прав на фильм Ростоцкого, соответственно, ни о каком ремейке не может идти и речи, да и нет у меня такой задачи. Но сколько бы я ни говорил, что это экранизация повести Васильева и что мы приобрели на нее права, в головах у представителей киносообщества засело ошибочное мнение, что это ремейк, и достучаться до сознания публики и прессы я пока не могу», - отмечает Ренат Давлетьяров.
Для режиссера будущая картина – это новое осмысление великой прозы Васильева, выполненное на новом витке развития киносъемочных технологий. «Я вовсе не утверждаю, что фильм Ростоцкого плохой. У меня совершенно иная мотивация. Просто лента «А зори здесь тихие» 1972 года ушла на телевизионные каналы, и нет никакой возможности увидеть ее на большом экране. Я же предпринимаю попытку придать новую жизнь материалу в кинотеатре и для тех людей, которые никогда не видели картины и не знакомы с повестью. Вот в чем заключается моя задача».
При этом Ренат вовсе не пытается дистанцироваться от картины Ростоцкого или «переписать» повесть Васильева, так что поклонники литературного первоисточника могут быть спокойны. Напротив, он бережно относится к обоим произведениям и не собирается шокировать зрителя новыми поворотами сюжета. Давлетьяров поясняет: «Я покадрово знаю фильм Ростоцкого, и очень трепетно отношусь к нему, я смотрел его много раз. Признаюсь, на уровне сценария меня мучили "фантомные боли" и отголоски фильма Ростоцкого. Но после того, как стали появляться актеры и съемочные локации, я освободился от этой ленты окончательно, и наш фильм зажил своей собственной жизнью, отдельно от картины Ростоцкого».
Съемки фильма начались в Подмосковье, где были отсняты некоторые флешбеки – воспоминания Риты Осяниной (ее роль исполняет Анастасия Микульчина) о начале войны и внезапном нападении немцев на советскую погранзаставу. «В техническом и постановочном смыслах этот флешбек был самым сложным, - рассказывает Ренат Давлетьяров, - Но мы сами установили такие правила игры. Художественное решение таково, что все воспоминания героинь мы снимаем не в павильоне, а в исторических декорациях, поскольку у нас флешбеки более объемные».
Затем команда переместилась в Карелию, и съемки продолжились недалеко от Кондопоги в окрестностях населенного пункта Гирвас. Здесь отряд из пятерых девушек-зенитчиц под руководством старшины Васкова преодолевал различные препятствия. В числе прочего, актерам пришлось совершить переход через болото, который потребовал мобилизации сил. Своими впечатлениями делится актриса Агния Кузнецова, исполняющая роль Сони Гурвич: «Самой запоминающейся для меня была сцена на болоте, где мы провели весь день. Несмотря на то, что это был вызов нашей физической форме, было очень интересно».
В этих же местах снимали эпизод купания Жени Комельковой в озере, а также проход немцев и схватку на каменной гряде. Все это места дивной красоты. Скалы – это застывшая лава. Каждый камень вбирает в себя сразу несколько цветов, которые соседствуют друг с другом и складываются в уникальные и неповторимые узоры. Когда идешь по этим вулканическим камням, то шаги даже звучат по-особому. Безусловно, такое окружение подпитывало эмоции актеров.
Отсняв несколько сцен в горах, группа переместилась в лес вблизи деревни Падун Медвежьегорского района. Как раз здесь мы их и застали, преодолев путь сначала на поезде от Москвы до Петрозаводска, затем еще пару часов на автобусе до места, где разбит съемочный лагерь. По правую строну дороги расположились несколько грузовиков с киносъемочной техникой, а рядом, на пригорке ожидал своего входа в кадр отряд немцев.
На экране зрители увидят в общей сложности 16 немцев. К их подбору режиссер отнесся очень тщательно. В частности, ему было важно, чтобы в съемках приняли участие настоящие немцы. Так актерский ансамбль пополнился новыми именами – к российским актерам присоединились Бенджамин Шпилер и Штефан Велке. «Это было необходимо для большей убедительности, - рассказывает Ренат Давлетьяров, - Во-первых, всегда найдутся злобные комментаторы, которые укажут на то, что среди немцев одни славянские лица. Во-вторых, носители языка были нужны, чтобы их речь звучала естественно. Хотя говорить им особенно не приходится, но они издают крики, из их уст звучат междометия, и, хоть это и мелочи, мне хотелось, чтобы они не вызывали ощущения фальши».
Тем не менее, работать с Бенджамином и Штефаном было для режиссера гораздо тяжелее, чем с русскими актерами, и причиной тому служили вовсе не «трудности перевода». Давлетьяров объясняет, почему при разъяснении актерской задачи немецким актерам он не чувствовал необходимой свободы: «Мне приходилось говорить о фашистах, о подразделении СС, нужно было заставить их играть жестокость. Я делал это с несвойственной мне политкорректностью, стараясь перевести это в область животных инстинктов».
Режиссер не только пытается найти с актерами общий язык, чтобы лучше донести задачу, но и заботится о них. Во время пробега по лесу немецкого отряда, преследующего старшину Васкова, он дает дополнительный отдых Бенджамину, который до этого стойко преодолевал все трудности, но ни разу не пожаловался на поврежденное колено. Присев в тени с кружкой чая, актер поясняет: «Моя травма никак не связана со съемками – она случилась еще в Германии. Несколько недель назад я перенес операцию на колене, но буквально два дня оно вновь дало о себе знать из-за частых передвижений по местности, но это не мешает мне работать».
Ренат Давлетьяров добавляет: «Им пришлось не сладко. Дело в том, что линию немецкого отряда мы очень сильно расширили. Она начинается гораздо раньше, чем в повести. Мы видим, как немцы высаживаются, как идут до роковой встречи с отрядом Васкова. Мне показалось, что относительно мирные дни должны быть показаны с параллельным действием, так как оно создает дополнительное напряжение. Девушки еще парятся в бане, занимаются рутинными делами, а немцы уже идут. Поэтому на Бенджамине и Штефане была существенная нагрузка. Они много ходили, бегали, стреляли, падали… В общем, им здорово досталось: они впервые в России, и из Москвы сразу попали в лес».
Зато сами немецкие актеры, с которыми нам удалось побеседовать как раз в день их отъезда, чувствовали себя прекрасно и с восторгом отзывались о режиссере, съемочной группе, природных красотах Карелии и даже грустили от того, что приходится уезжать. Бенджамин Шпилер, как выяснилось, написал в своем профиле на Facebook о том, что съемки фильма «А зори здесь тихие...» - лучшее время в его жизни.
Бенджамин с удовольствием рассказал о своем персонаже, а также впечатлениях от съемок:
«Моего персонажа зовут Ханс, и он один из солдат, которым посчастливилось дожить до финала ленты и быть арестованным старшиной Васковым. В общей сложности у меня было 13 съемочных дней. В некоторые дни мы снимались по 16 часов, в другие – меньше. Порой приходилось очень трудно из-за физических нагрузок, сопряженных с теплой погодой – все-таки в фильме немцы весьма подвижны, и в форме через какое-то время становится жарко, но сейчас похолодало и стало значительно легче. Я считаю, что будет просто отлично, если фильм покажут в Германии или другой европейской стране. Бесспорно, у нас показывают много фильмов о Второй Мировой войне, но этот будет отличаться от них. Мне кажется, эта история совершенно особенная».
Исполнительный продюсер Максим Поташников дополняет штрихи к портрету немцев, рассказывая об их «акклиматизации» к местным условиям: «Когда на съемки приехали Бенджамин и Штефан, то оказалось, что они вегетарианцы. Но суровые условия дали о себе знать, и со временем мы увидели, как их рацион изменился. Перед отъездом они уже с удовольствием пили русскую водку и заедали ее мясом».
Петр Федоров, в свою очередь, тоже делится впечатлениями от работы с немецкими артистами. Он объясняет, что роль предводителя немецкого отряда играет его друг Арчибальд Арчибальдович (это уже не первый их опыт сотрудничества – они играли вместе в фильмах «Россия 88» и «Гоп-стоп»). Петр разводит руками: «Каким образом этот человек наладил с ними невербальную связь, не зная ни слова по-немецки или по-английски, остается только гадать. Но он это сделал! Мы с Бенджамином и Штефаном расстались друзьями. Они трогательные парни, но на экране им приходилось быть гораздо жестче, чем они есть в реальной жизни».
Картина «А зори здесь тихие...» может стать не просто очередной картиной о Великой Отечественной войне, но и фильмом-событием, который откроет публике новые имена. И хотя дебютантка среди пяти героинь всего одна – недавняя выпускница школы-студии МХАТ Софья Лебедева, многим уже относительно известным актрисам фильм предоставляет отличную возможность раскрыть свой драматический потенциал. Так, Кристина Асмус, знакомая широкому зрителю по комедийному сериалу «Интерны», играет у Давлетьярова Галю Четвертак. И, судя по тем сценам, которые нам удалось застать, выкладывается по полной, создавая пронзительный и убедительный образ.
Сама же Софья Лебедева, исполняющая роль Лизы Бричкиной, – девушка очень трогательная и милая, наивная и трепетная. В сцене построения, когда старшина Васков предлагает Рите Осяниной выбрать четверых девушек в отряд, сложно не заметить волнение ее героини. Софья очень рада, что попала в проект: «Я была счастлива, когда меня утвердили. Я, можно сказать, напросилась на пробы. Очень хотела принять участие в съемках, но мне сказали: «Ты не совсем подходишь, но если очень хочется, то можешь попробоваться». На мое счастье, все прошло успешно, и меня взяли. Кино можно разделить на два типа: кино как искусство и как способ зарабатывания денег. В данном случае мы имеем дело с искусством. Это потрясающий материал, талантливые люди, высокопрофессиональная съемочная группа. Мы стали одной большой семьей. Поскольку у меня не так много опыта в кино, то я тянусь за этим профессионализмом и многому учусь в процессе съемок».
За плечами Агнии Кузнецовой, исполняющей роль Сони Гурвич, уже солидный опыт и разноплановые роли у таких режиссеров, как Алексей Балабанов и Валерия Гай Германика, и ей не нужно доказывать, что она умеет играть – ее работы говорят сами за себя. Однако звездой пока ее можно назвать с большой натяжкой. Возможно, после выхода фильма «А зори здесь тихие...» ситуация изменится. Агния рассказала, чем ее привлекла эта картина: «Мне нравится интеллигентность, сдержанность, чистота моей героини. Если получится передать это на экране, то значит, что со своей задачей я справилась. У меня потрясающие партнерши, подруги, мы уже как семья. Здесь очень уютно, и совсем не хочется возвращаться в Москву».
У Жени Малаховой, напротив, опыт работы в кино еще не очень большой. Она больше известна как бывшая солистка группы «Рефлекс», но сейчас обучается на актерском факультете ВГИКа. Роль Жени Комельковой может раскрыть в ней грани актерского таланта. Как отмечает Женя, она тщательно готовилась к съемкам: «У нас даже были читки в Москве, что является большой редкостью для современных проектов, и они мне очень помогли. Мне кажется, что каждая актриса в этом фильме находится на своем месте – героини подобраны очень удачно. У каждой из нас внутри есть те качества, которые характерны для наших персонажей, и на площадке нам не приходится сильно меняться».
Согласна с ней и Анастасия Микульчина, примерившая на себя образ Риты Осяниной: «По прошествии некоторого времени понимаешь, насколько все оказались на своих местах. По сути, мы и в жизни перекликаемся со своими персонажами. Мы в коллективе очень разные, самостоятельные, но при этом не возникает конфликтов, потому что каждая интересуется взглядами других. Так что мы находимся в творческой гармонии». Сама Анастасия, несмотря на большой опыт работы в кино, также может стать настоящим открытием для отечественного кинематографа. Очень подкупают ее экспрессия, жизнерадостность, яркость, но при этом глубина и сила проникновения в образ, которые становятся очевидны после команды «Мотор». Да и в целом ее рассуждения о героине и о жизни кажутся зрелыми, а не скользящими по поверхности: «Эта история меня восхищает тем, что простая женщина смогла взять автомат и пойти защищать Родину. Меня это очень вдохновляет, возможно потому, что в моей жизни не хватает чего-то такого, ради чего я была бы способна воевать. В каком-то смысле у меня возникает чувство зависти по отношению к своей героине, когда обычный человек без оглядки бросается в бой. Любовь к своей стране и отчаянное желание жить способны заставить человека творить чудеса. В последнее время мы все закормлены кинематографом, где полно насилия и крови, мы уже не реагируем на ранения в кадре, считаем, что все такие супергерои, на которых любая болячка моментально заживает. Надеюсь, что фильм, который мы сейчас снимаем, заставит задуматься, насколько хрупка человеческая жизнь, насколько ее легко потерять и как тяжело ее защищать».
Командует «парадом» пятерых зенитчиц старшина Васков в исполнении Петра Федорова, для которого боевые действия Великой Отечественной войны не в новинку (вспомним хотя бы «Сталинград», где у актера одна из главных ролей). «Мои приказы они слушают только в кадре. Но даже если случится так, что ситуация выйдет из-под контроля, наш главнокомандующий Ренат Давлетьяров наладит в коллективе дисциплину, – в шутливой манере рассказывает Петр, о том, каково это – командовать девушками, и с хитрой улыбкой добавляет, - В целом не могу не признаться, что это огромное удовольствие – гонять барышень по болотам и лесам».
Часть действия происходит в деревне. Поскольку аутентичную деревню 1942 года найти было невозможно, было принято решение ее построить. На это ушло почти два месяца, в общей сложности было задействовано около 40 человек. Из Тверской области в Медвежьегорский район привозили разобранные дома и заново собирали их. Так рядом с деревней Падун у речки появилось несколько построек: казарма, баня и дом. Художник-постановщик Артем Кузьмин устраивает нам экскурсию по деревне, подробно рассказывая о каждом объекте.
«Это место нашли в последний момент, - говорит Артем, - Здесь есть вода и рельеф, что для нас очень важно. Из-за пейзажа, который виден из этого дома, мы решили разместить его именно здесь. Что в итоге привело к удорожанию, потому что изначально хотели разделить эти две локации – строить не весь дом, а просто стену, а интерьер отснять в другом месте, но в итоге построили весь дом». Также Артем отмечает, что такой дом, по большому счету, не типичен для севера России – окна, да и сами помещения, должны быть меньше. Но пропорции решили увеличить в угоду визуальной составляющей – художник-постановщик уверяет, что на экране все будет смотреться правильно.
Поиск локаций оказался процессом длительным и сложным. Натуру выбирали весной, и многие интересные места просто отпали из-за того, что летом они выглядят совершенно иначе и уже не отвечают потребностям кинематографистов. Артем приводит такой пример: «Мы нашли озеро с лагуной, в которой было много утонувших деревьев, и они очень красиво лежали. Мы хотели снимать там сцену, где Васков ведет немцев. Но, к сожалению, летом все заросло осокой. В итоге пришлось отказаться от локации. Так что выбором натуры приходится заниматься даже тогда, когда съемки уже в полном разгаре».
Гордостью съемочной группы является пара зениток, специально привезенных сюда. Исполнительный продюсер Максим Поташников отмечает, что во время подготовки к проекту, режиссер подчеркивал, что необходима аутентичность даже в самых мельчайших деталях. В частности, он хотел, чтобы на съемках были задействованы зенитки именно военного времени. Но из-за того, что прошло уже много времени, все они были демилитаризованы: ствол расточен, все механизмы заварены. «Наш реквизитор посетил и Музей Отечественной войны на Поклонной горе, и Военно-артиллерийский Музей в Санкт-Петербурге, но даже в музеях нужных нам зениток не было, - говорит Максим. - И только в Петрозаводске нашли часть, где есть как раз две зенитки того времени – АЗП-39. Это просто чудо - зенитки 1939 года выпуска, то есть им уже почти 80 лет. Это при том, что в фильме Ростоцкого снимались зенитки 1947 года выпуска».
Это уже пятая режиссерская работа Рената Давлетьярова, и, как оказалось, самая сложная в производственном плане. Он поясняет: «Организационно все очень сложно – география, рельеф и самое главное – погода. Карелия насколько прекрасна, настолько и непредсказуема ее погода. В день она меняется 20 раз. Треть материала отснята в двух режимах – солнечном и пасмурном. Чтобы не простаивать, мы снимаем без солнца. Когда оно появляется, мы снимаем еще раз, но уже в солнечную погоду. Это очень выматывает группу. С другой же стороны, с этой группой я работаю уже шестой год, и могу сказать смело – с ней не страшно ничего, можно отправляться хоть в ад».
Поскольку большая часть съемок проходит на натуре, то очень важно правильно подобрать локации, выбрав интересные места, которые были бы предельно выразительны в кадре, а дальше поддерживать эту выразительность оптикой и естественным освещением. Искусственный свет используется только в сценах в деревне, где нужно снимать интерьеры и экстерьеры. «Мы комбинировали искусственный свет и режимы, когда снимали в Гирвасе – там у нас были большие сцены на каменной гряде, и одну из этих сцен мы снимали в три или четыре режима», - отмечает оператор Семен Яковлев, для которого «А зори здесь тихие...» - уже четвертый совместный проект с Ренатом Давлетьяровым. Поскольку продолжительность режима коротка, а сцена большая, то приходилось ее разбивать и снимать частями несколько дней подряд. И вот там операторская группа использовала электрический свет от прибора, который надувается и напоминает гелиевый шар. Семен дополняет: «Он дает мягкий свет, что очень важно при натурных съемках, где свет должен быть максимально естественным. Главное условие – этот свет не должно быть видно, потому что в противном случае возникает недоверие к изображению».
А вот актеры, несмотря на переменчивую погоду, очень довольны. Рассказывает Агния Кузнецова: «Специфическая карельская погода, конечно, осложняет работу, но природа такая романтичная и красивая, что очень приятно находиться в этих местах, отчего и работается намного легче». Петр Федоров, практически не покидающий съемочную площадку и так проникшийся местным колоритом, уже отвык от мегаполиса. Актер отмечает, что практически превратился в аборигена: «На данный момент я сам являюсь атрибутом карельского пейзажа, полностью мимикрировал. Не знаю, как я вернусь в Москву – уже отвык от нее. Даже вы, новые лица на площадке, для меня как что-то диковинное и необычное. Я готов подписаться под словами, что самые красивые места в мире – на севере России».
По замыслу художника-постановщика, в изобразительном плане лента будет смотреться особенно выигрышно, если сцены в деревне будут сняты в пасмурную погоду, а затем, когда пятеро зенитчиц и старшина Васков выдвигаются в лес, погода становится солнечной и остается такой до самого финала. Это, по его мнению, придаст действию дополнительный драматизм, создав контраст между ярким солнцем и человеческой смертью. Что ж, пока природа с кинематографистами солидарна – весь день, когда снимали деревню, шел дождь. В любом случае, съемочный процесс протекает быстро – на данный момент отснято более 700 кадров. «Может быть, дойдем и до тысячного», - улыбается оператор.
Как отмечает Ренат Давлетьяров, бюджет картины составляет 5 миллионов долларов. Пока он состоит из собственных средств и кредитных денег. На данный момент проект прошел два этапа экспертного жюри в Фонде кино, а окончательное решение будет вынесено в начале сентября. «Такие картины очень сложно делать без господдержки», - говорит Давлетьяров.
Дистрибьютора у картины пока нет – поиском прокатчика продюсеры намерены заняться в декабре. Давлетьяров добавляет: «У нас были предложения от прокатчиков с предоплатой, но мы с моим сопродюсером Владом Ряшиным поразмыслили и решили с этим повременить. Мы планируем выпустить картину в начале мая, к юбилею Победы. Мы не можем остановиться, подождать, доснять что-то потом, так как начинаются дожди, и из-за погоды мы находимся в жестких временных рамках. У нас остается еще большой московский блок съемок – флешбеки героинь, после чего приступим к постпродакшну».
Экранизация, а НЕ ремейк!
Как только стало известно, что компании «Реал-Дакота», «Интерфест» и группа компаний «Star Media» взялись за проект «А зори здесь тихие...», киносообщество отнеслось к нему с недоверием. Несмотря на четкое заявление продюсера и режиссера Рената Давлетьярова, что новая лента – это не ремейк одноименного фильма Ростоцкого, а экранизация повести Бориса Васильева, на картину все равно повесили ярлык «ремейк». Тем не менее, эта точка зрения не соответствует действительности.
«У меня нет прав на фильм Ростоцкого, соответственно, ни о каком ремейке не может идти и речи, да и нет у меня такой задачи. Но сколько бы я ни говорил, что это экранизация повести Васильева и что мы приобрели на нее права, в головах у представителей киносообщества засело ошибочное мнение, что это ремейк, и достучаться до сознания публики и прессы я пока не могу», - отмечает Ренат Давлетьяров.
Для режиссера будущая картина – это новое осмысление великой прозы Васильева, выполненное на новом витке развития киносъемочных технологий. «Я вовсе не утверждаю, что фильм Ростоцкого плохой. У меня совершенно иная мотивация. Просто лента «А зори здесь тихие» 1972 года ушла на телевизионные каналы, и нет никакой возможности увидеть ее на большом экране. Я же предпринимаю попытку придать новую жизнь материалу в кинотеатре и для тех людей, которые никогда не видели картины и не знакомы с повестью. Вот в чем заключается моя задача».
При этом Ренат вовсе не пытается дистанцироваться от картины Ростоцкого или «переписать» повесть Васильева, так что поклонники литературного первоисточника могут быть спокойны. Напротив, он бережно относится к обоим произведениям и не собирается шокировать зрителя новыми поворотами сюжета. Давлетьяров поясняет: «Я покадрово знаю фильм Ростоцкого, и очень трепетно отношусь к нему, я смотрел его много раз. Признаюсь, на уровне сценария меня мучили "фантомные боли" и отголоски фильма Ростоцкого. Но после того, как стали появляться актеры и съемочные локации, я освободился от этой ленты окончательно, и наш фильм зажил своей собственной жизнью, отдельно от картины Ростоцкого».
По горам, по лесам
Съемки фильма начались в Подмосковье, где были отсняты некоторые флешбеки – воспоминания Риты Осяниной (ее роль исполняет Анастасия Микульчина) о начале войны и внезапном нападении немцев на советскую погранзаставу. «В техническом и постановочном смыслах этот флешбек был самым сложным, - рассказывает Ренат Давлетьяров, - Но мы сами установили такие правила игры. Художественное решение таково, что все воспоминания героинь мы снимаем не в павильоне, а в исторических декорациях, поскольку у нас флешбеки более объемные».
Затем команда переместилась в Карелию, и съемки продолжились недалеко от Кондопоги в окрестностях населенного пункта Гирвас. Здесь отряд из пятерых девушек-зенитчиц под руководством старшины Васкова преодолевал различные препятствия. В числе прочего, актерам пришлось совершить переход через болото, который потребовал мобилизации сил. Своими впечатлениями делится актриса Агния Кузнецова, исполняющая роль Сони Гурвич: «Самой запоминающейся для меня была сцена на болоте, где мы провели весь день. Несмотря на то, что это был вызов нашей физической форме, было очень интересно».
В этих же местах снимали эпизод купания Жени Комельковой в озере, а также проход немцев и схватку на каменной гряде. Все это места дивной красоты. Скалы – это застывшая лава. Каждый камень вбирает в себя сразу несколько цветов, которые соседствуют друг с другом и складываются в уникальные и неповторимые узоры. Когда идешь по этим вулканическим камням, то шаги даже звучат по-особому. Безусловно, такое окружение подпитывало эмоции актеров.
Отсняв несколько сцен в горах, группа переместилась в лес вблизи деревни Падун Медвежьегорского района. Как раз здесь мы их и застали, преодолев путь сначала на поезде от Москвы до Петрозаводска, затем еще пару часов на автобусе до места, где разбит съемочный лагерь. По правую строну дороги расположились несколько грузовиков с киносъемочной техникой, а рядом, на пригорке ожидал своего входа в кадр отряд немцев.
Кино, немцы и политкорректность
На экране зрители увидят в общей сложности 16 немцев. К их подбору режиссер отнесся очень тщательно. В частности, ему было важно, чтобы в съемках приняли участие настоящие немцы. Так актерский ансамбль пополнился новыми именами – к российским актерам присоединились Бенджамин Шпилер и Штефан Велке. «Это было необходимо для большей убедительности, - рассказывает Ренат Давлетьяров, - Во-первых, всегда найдутся злобные комментаторы, которые укажут на то, что среди немцев одни славянские лица. Во-вторых, носители языка были нужны, чтобы их речь звучала естественно. Хотя говорить им особенно не приходится, но они издают крики, из их уст звучат междометия, и, хоть это и мелочи, мне хотелось, чтобы они не вызывали ощущения фальши».
Тем не менее, работать с Бенджамином и Штефаном было для режиссера гораздо тяжелее, чем с русскими актерами, и причиной тому служили вовсе не «трудности перевода». Давлетьяров объясняет, почему при разъяснении актерской задачи немецким актерам он не чувствовал необходимой свободы: «Мне приходилось говорить о фашистах, о подразделении СС, нужно было заставить их играть жестокость. Я делал это с несвойственной мне политкорректностью, стараясь перевести это в область животных инстинктов».
Режиссер не только пытается найти с актерами общий язык, чтобы лучше донести задачу, но и заботится о них. Во время пробега по лесу немецкого отряда, преследующего старшину Васкова, он дает дополнительный отдых Бенджамину, который до этого стойко преодолевал все трудности, но ни разу не пожаловался на поврежденное колено. Присев в тени с кружкой чая, актер поясняет: «Моя травма никак не связана со съемками – она случилась еще в Германии. Несколько недель назад я перенес операцию на колене, но буквально два дня оно вновь дало о себе знать из-за частых передвижений по местности, но это не мешает мне работать».
Ренат Давлетьяров добавляет: «Им пришлось не сладко. Дело в том, что линию немецкого отряда мы очень сильно расширили. Она начинается гораздо раньше, чем в повести. Мы видим, как немцы высаживаются, как идут до роковой встречи с отрядом Васкова. Мне показалось, что относительно мирные дни должны быть показаны с параллельным действием, так как оно создает дополнительное напряжение. Девушки еще парятся в бане, занимаются рутинными делами, а немцы уже идут. Поэтому на Бенджамине и Штефане была существенная нагрузка. Они много ходили, бегали, стреляли, падали… В общем, им здорово досталось: они впервые в России, и из Москвы сразу попали в лес».
Зато сами немецкие актеры, с которыми нам удалось побеседовать как раз в день их отъезда, чувствовали себя прекрасно и с восторгом отзывались о режиссере, съемочной группе, природных красотах Карелии и даже грустили от того, что приходится уезжать. Бенджамин Шпилер, как выяснилось, написал в своем профиле на Facebook о том, что съемки фильма «А зори здесь тихие...» - лучшее время в его жизни.
Бенджамин с удовольствием рассказал о своем персонаже, а также впечатлениях от съемок:
«Моего персонажа зовут Ханс, и он один из солдат, которым посчастливилось дожить до финала ленты и быть арестованным старшиной Васковым. В общей сложности у меня было 13 съемочных дней. В некоторые дни мы снимались по 16 часов, в другие – меньше. Порой приходилось очень трудно из-за физических нагрузок, сопряженных с теплой погодой – все-таки в фильме немцы весьма подвижны, и в форме через какое-то время становится жарко, но сейчас похолодало и стало значительно легче. Я считаю, что будет просто отлично, если фильм покажут в Германии или другой европейской стране. Бесспорно, у нас показывают много фильмов о Второй Мировой войне, но этот будет отличаться от них. Мне кажется, эта история совершенно особенная».
Исполнительный продюсер Максим Поташников дополняет штрихи к портрету немцев, рассказывая об их «акклиматизации» к местным условиям: «Когда на съемки приехали Бенджамин и Штефан, то оказалось, что они вегетарианцы. Но суровые условия дали о себе знать, и со временем мы увидели, как их рацион изменился. Перед отъездом они уже с удовольствием пили русскую водку и заедали ее мясом».
Петр Федоров, в свою очередь, тоже делится впечатлениями от работы с немецкими артистами. Он объясняет, что роль предводителя немецкого отряда играет его друг Арчибальд Арчибальдович (это уже не первый их опыт сотрудничества – они играли вместе в фильмах «Россия 88» и «Гоп-стоп»). Петр разводит руками: «Каким образом этот человек наладил с ними невербальную связь, не зная ни слова по-немецки или по-английски, остается только гадать. Но он это сделал! Мы с Бенджамином и Штефаном расстались друзьями. Они трогательные парни, но на экране им приходилось быть гораздо жестче, чем они есть в реальной жизни».
О, сколько нам открытий чудных…
Картина «А зори здесь тихие...» может стать не просто очередной картиной о Великой Отечественной войне, но и фильмом-событием, который откроет публике новые имена. И хотя дебютантка среди пяти героинь всего одна – недавняя выпускница школы-студии МХАТ Софья Лебедева, многим уже относительно известным актрисам фильм предоставляет отличную возможность раскрыть свой драматический потенциал. Так, Кристина Асмус, знакомая широкому зрителю по комедийному сериалу «Интерны», играет у Давлетьярова Галю Четвертак. И, судя по тем сценам, которые нам удалось застать, выкладывается по полной, создавая пронзительный и убедительный образ.
Сама же Софья Лебедева, исполняющая роль Лизы Бричкиной, – девушка очень трогательная и милая, наивная и трепетная. В сцене построения, когда старшина Васков предлагает Рите Осяниной выбрать четверых девушек в отряд, сложно не заметить волнение ее героини. Софья очень рада, что попала в проект: «Я была счастлива, когда меня утвердили. Я, можно сказать, напросилась на пробы. Очень хотела принять участие в съемках, но мне сказали: «Ты не совсем подходишь, но если очень хочется, то можешь попробоваться». На мое счастье, все прошло успешно, и меня взяли. Кино можно разделить на два типа: кино как искусство и как способ зарабатывания денег. В данном случае мы имеем дело с искусством. Это потрясающий материал, талантливые люди, высокопрофессиональная съемочная группа. Мы стали одной большой семьей. Поскольку у меня не так много опыта в кино, то я тянусь за этим профессионализмом и многому учусь в процессе съемок».
За плечами Агнии Кузнецовой, исполняющей роль Сони Гурвич, уже солидный опыт и разноплановые роли у таких режиссеров, как Алексей Балабанов и Валерия Гай Германика, и ей не нужно доказывать, что она умеет играть – ее работы говорят сами за себя. Однако звездой пока ее можно назвать с большой натяжкой. Возможно, после выхода фильма «А зори здесь тихие...» ситуация изменится. Агния рассказала, чем ее привлекла эта картина: «Мне нравится интеллигентность, сдержанность, чистота моей героини. Если получится передать это на экране, то значит, что со своей задачей я справилась. У меня потрясающие партнерши, подруги, мы уже как семья. Здесь очень уютно, и совсем не хочется возвращаться в Москву».
У Жени Малаховой, напротив, опыт работы в кино еще не очень большой. Она больше известна как бывшая солистка группы «Рефлекс», но сейчас обучается на актерском факультете ВГИКа. Роль Жени Комельковой может раскрыть в ней грани актерского таланта. Как отмечает Женя, она тщательно готовилась к съемкам: «У нас даже были читки в Москве, что является большой редкостью для современных проектов, и они мне очень помогли. Мне кажется, что каждая актриса в этом фильме находится на своем месте – героини подобраны очень удачно. У каждой из нас внутри есть те качества, которые характерны для наших персонажей, и на площадке нам не приходится сильно меняться».
Согласна с ней и Анастасия Микульчина, примерившая на себя образ Риты Осяниной: «По прошествии некоторого времени понимаешь, насколько все оказались на своих местах. По сути, мы и в жизни перекликаемся со своими персонажами. Мы в коллективе очень разные, самостоятельные, но при этом не возникает конфликтов, потому что каждая интересуется взглядами других. Так что мы находимся в творческой гармонии». Сама Анастасия, несмотря на большой опыт работы в кино, также может стать настоящим открытием для отечественного кинематографа. Очень подкупают ее экспрессия, жизнерадостность, яркость, но при этом глубина и сила проникновения в образ, которые становятся очевидны после команды «Мотор». Да и в целом ее рассуждения о героине и о жизни кажутся зрелыми, а не скользящими по поверхности: «Эта история меня восхищает тем, что простая женщина смогла взять автомат и пойти защищать Родину. Меня это очень вдохновляет, возможно потому, что в моей жизни не хватает чего-то такого, ради чего я была бы способна воевать. В каком-то смысле у меня возникает чувство зависти по отношению к своей героине, когда обычный человек без оглядки бросается в бой. Любовь к своей стране и отчаянное желание жить способны заставить человека творить чудеса. В последнее время мы все закормлены кинематографом, где полно насилия и крови, мы уже не реагируем на ранения в кадре, считаем, что все такие супергерои, на которых любая болячка моментально заживает. Надеюсь, что фильм, который мы сейчас снимаем, заставит задуматься, насколько хрупка человеческая жизнь, насколько ее легко потерять и как тяжело ее защищать».
Командует «парадом» пятерых зенитчиц старшина Васков в исполнении Петра Федорова, для которого боевые действия Великой Отечественной войны не в новинку (вспомним хотя бы «Сталинград», где у актера одна из главных ролей). «Мои приказы они слушают только в кадре. Но даже если случится так, что ситуация выйдет из-под контроля, наш главнокомандующий Ренат Давлетьяров наладит в коллективе дисциплину, – в шутливой манере рассказывает Петр, о том, каково это – командовать девушками, и с хитрой улыбкой добавляет, - В целом не могу не признаться, что это огромное удовольствие – гонять барышень по болотам и лесам».
Вот моя деревня
Часть действия происходит в деревне. Поскольку аутентичную деревню 1942 года найти было невозможно, было принято решение ее построить. На это ушло почти два месяца, в общей сложности было задействовано около 40 человек. Из Тверской области в Медвежьегорский район привозили разобранные дома и заново собирали их. Так рядом с деревней Падун у речки появилось несколько построек: казарма, баня и дом. Художник-постановщик Артем Кузьмин устраивает нам экскурсию по деревне, подробно рассказывая о каждом объекте.
«Это место нашли в последний момент, - говорит Артем, - Здесь есть вода и рельеф, что для нас очень важно. Из-за пейзажа, который виден из этого дома, мы решили разместить его именно здесь. Что в итоге привело к удорожанию, потому что изначально хотели разделить эти две локации – строить не весь дом, а просто стену, а интерьер отснять в другом месте, но в итоге построили весь дом». Также Артем отмечает, что такой дом, по большому счету, не типичен для севера России – окна, да и сами помещения, должны быть меньше. Но пропорции решили увеличить в угоду визуальной составляющей – художник-постановщик уверяет, что на экране все будет смотреться правильно.
Поиск локаций оказался процессом длительным и сложным. Натуру выбирали весной, и многие интересные места просто отпали из-за того, что летом они выглядят совершенно иначе и уже не отвечают потребностям кинематографистов. Артем приводит такой пример: «Мы нашли озеро с лагуной, в которой было много утонувших деревьев, и они очень красиво лежали. Мы хотели снимать там сцену, где Васков ведет немцев. Но, к сожалению, летом все заросло осокой. В итоге пришлось отказаться от локации. Так что выбором натуры приходится заниматься даже тогда, когда съемки уже в полном разгаре».
Гордостью съемочной группы является пара зениток, специально привезенных сюда. Исполнительный продюсер Максим Поташников отмечает, что во время подготовки к проекту, режиссер подчеркивал, что необходима аутентичность даже в самых мельчайших деталях. В частности, он хотел, чтобы на съемках были задействованы зенитки именно военного времени. Но из-за того, что прошло уже много времени, все они были демилитаризованы: ствол расточен, все механизмы заварены. «Наш реквизитор посетил и Музей Отечественной войны на Поклонной горе, и Военно-артиллерийский Музей в Санкт-Петербурге, но даже в музеях нужных нам зениток не было, - говорит Максим. - И только в Петрозаводске нашли часть, где есть как раз две зенитки того времени – АЗП-39. Это просто чудо - зенитки 1939 года выпуска, то есть им уже почти 80 лет. Это при том, что в фильме Ростоцкого снимались зенитки 1947 года выпуска».
У природы нет плохой погоды
Это уже пятая режиссерская работа Рената Давлетьярова, и, как оказалось, самая сложная в производственном плане. Он поясняет: «Организационно все очень сложно – география, рельеф и самое главное – погода. Карелия насколько прекрасна, настолько и непредсказуема ее погода. В день она меняется 20 раз. Треть материала отснята в двух режимах – солнечном и пасмурном. Чтобы не простаивать, мы снимаем без солнца. Когда оно появляется, мы снимаем еще раз, но уже в солнечную погоду. Это очень выматывает группу. С другой же стороны, с этой группой я работаю уже шестой год, и могу сказать смело – с ней не страшно ничего, можно отправляться хоть в ад».
Поскольку большая часть съемок проходит на натуре, то очень важно правильно подобрать локации, выбрав интересные места, которые были бы предельно выразительны в кадре, а дальше поддерживать эту выразительность оптикой и естественным освещением. Искусственный свет используется только в сценах в деревне, где нужно снимать интерьеры и экстерьеры. «Мы комбинировали искусственный свет и режимы, когда снимали в Гирвасе – там у нас были большие сцены на каменной гряде, и одну из этих сцен мы снимали в три или четыре режима», - отмечает оператор Семен Яковлев, для которого «А зори здесь тихие...» - уже четвертый совместный проект с Ренатом Давлетьяровым. Поскольку продолжительность режима коротка, а сцена большая, то приходилось ее разбивать и снимать частями несколько дней подряд. И вот там операторская группа использовала электрический свет от прибора, который надувается и напоминает гелиевый шар. Семен дополняет: «Он дает мягкий свет, что очень важно при натурных съемках, где свет должен быть максимально естественным. Главное условие – этот свет не должно быть видно, потому что в противном случае возникает недоверие к изображению».
А вот актеры, несмотря на переменчивую погоду, очень довольны. Рассказывает Агния Кузнецова: «Специфическая карельская погода, конечно, осложняет работу, но природа такая романтичная и красивая, что очень приятно находиться в этих местах, отчего и работается намного легче». Петр Федоров, практически не покидающий съемочную площадку и так проникшийся местным колоритом, уже отвык от мегаполиса. Актер отмечает, что практически превратился в аборигена: «На данный момент я сам являюсь атрибутом карельского пейзажа, полностью мимикрировал. Не знаю, как я вернусь в Москву – уже отвык от нее. Даже вы, новые лица на площадке, для меня как что-то диковинное и необычное. Я готов подписаться под словами, что самые красивые места в мире – на севере России».
По замыслу художника-постановщика, в изобразительном плане лента будет смотреться особенно выигрышно, если сцены в деревне будут сняты в пасмурную погоду, а затем, когда пятеро зенитчиц и старшина Васков выдвигаются в лес, погода становится солнечной и остается такой до самого финала. Это, по его мнению, придаст действию дополнительный драматизм, создав контраст между ярким солнцем и человеческой смертью. Что ж, пока природа с кинематографистами солидарна – весь день, когда снимали деревню, шел дождь. В любом случае, съемочный процесс протекает быстро – на данный момент отснято более 700 кадров. «Может быть, дойдем и до тысячного», - улыбается оператор.
К юбилею Победы
Как отмечает Ренат Давлетьяров, бюджет картины составляет 5 миллионов долларов. Пока он состоит из собственных средств и кредитных денег. На данный момент проект прошел два этапа экспертного жюри в Фонде кино, а окончательное решение будет вынесено в начале сентября. «Такие картины очень сложно делать без господдержки», - говорит Давлетьяров.
Дистрибьютора у картины пока нет – поиском прокатчика продюсеры намерены заняться в декабре. Давлетьяров добавляет: «У нас были предложения от прокатчиков с предоплатой, но мы с моим сопродюсером Владом Ряшиным поразмыслили и решили с этим повременить. Мы планируем выпустить картину в начале мая, к юбилею Победы. Мы не можем остановиться, подождать, доснять что-то потом, так как начинаются дожди, и из-за погоды мы находимся в жестких временных рамках. У нас остается еще большой московский блок съемок – флешбеки героинь, после чего приступим к постпродакшну».
Все новости о фильме
25.01.2019
Star Media исполняется 13 лет
29.12.2015
Российское кино: Итоги 2015 года
16.07.2015
«А зори здесь тихие…» выйдут в прокат на территории Китая
26.05.2015
Итоги уикенда с 21 по 24 мая 2015: В кинотеатрах воцарилась "Земля будущего"
24.05.2015
Владислав Ряшин: «Мы будем самостоятельно продавать наши проекты и продолжим сотрудничество с Russian Cinema»
20.05.2015
Итоги уикенда с 14 по 17 мая 2015: Зрители обезумели от Макса
14.05.2015
Итоги уикенда с 7 по 10 мая 2015: "Мстители 2" все еще первые
11.05.2015
Андрей Назаров: «Через обращение к историческим примерам можно (и нужно) предупреждать общество от тех или иных ошибок»
07.05.2015
Итоги уикенда с 30 апреля по 3 мая 2015: Сиквел "Мстителей" не пропустил "А зори здесь тихие..."
21.04.2015
«А зори здесь тихие...»: Всероссийская акция «Я помню, я горжусь»
Реклама