15 августа 2014 12:02
«Неудержимые»: Как продается ностальгия
14 августа 2014 года выходит в прокат третья часть «Неудержимых», новая серия с участием героев прошлых лет. За месяц-полтора до премьеры фильм «слили» в интернет, очевидно, это скажется на сборах. Прогнозировали же в свое время падение выручки от второй части из-за того, что незадолго до релиза произошла трагедия в Колорадо. Может быть, в кинематографическом смысле эти фильмы несколько беспомощны. Но нельзя не восхититься тем, как умело Сильвестр Сталлоне продал один из самых ходовых на свете товаров – ностальгию.
Вдохновитель и мотор «Неудержимых» - 68-летний Сталлоне, актер, режиссер и сценарист, пробовавший себя в разных жанрах, от комедии до нуара, но самую громкую славу заработавший ролями во франшизах о Рокки Бальбоа и Джоне Рэмбо. За «Рокки», кстати, он был дважды номинирован на «Оскар» - как исполнитель главной роли и как автор сценария. На тот момент времени двух аналогичных номинаций за один фильм удостаивались лишь Чарли Чаплин и Орсон Уэллс.
История с «Рокки» началась в середине 70-х, когда Сталлоне написал сценарий первого фильма и согласился продать права на производство лишь на том условии, что сам сыграет главную роль. «Рокки» вышел в прокат в 1976 году, и к сегодняшнему моменту серия фильмов о боксере собрала в мировом прокате около 1,3 млрд. долларов (кстати, бюджет первой части составлял чуть более 1 млн., а в мировом прокате боевик заработал 225 млн.).
Жерар Молино, профессор университета ЛаСалль в Филадельфии, считает, что ни один фильм не продемонстрировал более захватывающе характер спорта и спортсмена, чем «Рокки». Американский боксер, выдающийся тренер и комментатор поединков для HBO Эмануэль Стюард говорил когда-то, что в то время две вещи всколыхнули интерес Америки к боксу – успешное выступление национальной сборной на Олимпиаде 1976 года и «Сильвестр Сталлоне, подаривший нам нашего чемпиона в тяжелом весе Рокки Бальбоа».
Первый «Рэмбо» увидел свет в 1982-ом. Фильм был основан на романе Дэвида Морелла. После того, как Сталлоне получил роль, он, уже известный на тот момент актер, выразил желание поучаствовать и в работе над сценарием. Франшиза о ветеране вьетнамской войны в итоге собрала в мировом прокате около 730 млн. долларов (первый фильм с бюджетом в $15 млн. заработал в прокате $125,2 млн.).
Имя Джона Рэмбо прочно связано с синдромом посттравматического стрессового расстройства. Но большинство самых известных и почитаемых фильмов о вьетнамских ветеранах и их душевном состоянии («Охотник на оленей», например, или «Таксист») касались войны внутри человека. «Рэмбо» был самым ярким примером иного кино, тут прошлое героя оборачивалось не его слабостью, а его силой. Тема Джона Рэмбо в реальной жизни пока не закрыта.
Тем не менее, золотой век обеих историй завершился в конце 80-х. 90-е прошли для Сталлоне, мягко говоря, с переменным успехом. А в середине прошлого десятилетия он вернулся к двум своим главным персонажам. В 2006 году вышел «Рокки Бальбоа», снятый за $24 млн. и собравший в мировом прокате $155,72 млн., превысив коммерческие ожидания студии в три раза. А в 2007 году подоспел и «Рэмбо IV». Новая серия возрожденной франшизы, снятая за $50 млн. долларов, заработала в прокате $113,24 млн. «Сталлоне достаточно умен (а может быть просто слишком молчалив, хотя я склонен полагать, что скорее первое) для того, чтобы представить этот мифических размеров характер без иронии.., - писала о «Рэмбо IV» The New York Times. – С возвращением!». «Всем желающим возродить старые франшизы стоит консультироваться со Сталлоне», - в свою очередь отмечал рецензент Window to the Movies.
И вот спустя три года на свет появились «Неудержимые», по жанру и по самому своему составу участников отсылающие зрителя к дням славы Сталлоне и других мускулистых мужчин со стальным взглядом и твердым кулаком.
Первые «Неудержимые» с бюджетом $82 млн. долларов вышли на экраны в августе 2010 года и собрали в мировом прокате $274,47 млн. Режиссером проекта был сам Сталлоне. Фильм вышел в США на 4300 экранах, собрав в первый уикенд $34,8 млн. и, по версии Box Office Mojo, получив 10 место в списке крупнейших независимых релизов всех времен. В истории о наемниках, воюющих в карликовой стране третьего мира, снимались кроме самого Сталлоне и его более молодых коллег (главный среди которых - Джейсон Стэтэм) Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Дольф Лундгрен, Микки Рурк. Шварценеггер в бытность губернатором появлялся на экране эпизодически в роли самого себя (ну и в ленте «Терминатор: Да придет спаситель» фигурирует цифровая модель его лица). Для «Неудержимых» же Сталлоне специально отснял сцену, в которой в кадре соседствуют он сам и Шварценеггер (о чем, учитывая статус двух легенд, публика всегда мечтала), а в качестве бонуса рядом стоит еще и Уиллис. Лундгрен, партнер Сталлоне по «Рокки IV», в отличии от эпизодического Шварценеггера получил в «Неудержимых» солидную роль. А ведь это был первый кинотеатральный релиз с его участием с 1995 года. Рурк, правда, полноценно вернулся в большое кино раньше. В «Неудержимых» же снялся в благодарность Сталлоне (который в трудное для Рурка время дал ему роль в «Убрать Картера»). Тут же – и Эрик Робертс, в 1984 году игравший вместе с Рурком в «Папе Гринвич-Виллидж». «Вы не ожидаете от этого фильма тонкости, и ее тут нет, - писала The Evening Standart. – Зато тут есть неистовые седые ветераны, доставляющие нам ностальгическое удовольствие».
Во вторых «Неудержимых», вышедших в прокат в августе 2012 года, в режиссерское кресло сел Саймон Уэст. К удовольствию публики экс-губернатор Калифорнии занял уже более солидное пространство в сюжете. Согласились сниматься и еще две легенды - Чак Норрис и Жан-Клод Ван Дамм. История по-прежнему тонкостью не отличалась, но иронии было на порядок больше - к примеру, Шварценеггер постоянно говорил «я вернулся», героя Норриса звали Букер (как в «Черных тиграх» 1978 года), а персонаж Лундгрена имел степень по химии (как и игравший его актер). Фильм с бюджетом 100 млн. долларов собрал в мировом прокате $312,57 млн. В первый уикенд в США «Неудержимые 2» заработали $28,59 млн., выйдя в 3316 кинотеатрах. Считается, что сборы могли быть и выше, если бы не известная трагедия: опросы показывали, что часть зрителей тогда все еще планировала воздержаться от походов кино из-за июльского расстрела кинозрителей во время сеанса «Темного рыцаря: Возрождение легенды» в Колорадо.
Третьи «Неудержимые» (сценарист по-прежнему Сталлоне, режиссер – Патрик Хьюз, релиз - 14 августа 2014 года) еще более похожи на веселый капустник. И рейтинг у них не R, а более легкомысленный PG-13. И в ролях уже не только герои боевиков, а вообще все, кто способен вызвать теплые ностальгические чувства. Минус Ван Дамм, Рурк, Норрис и Уиллис, зато плюс Харрисон Форд, Мэл Гибсон, Антонио Бандерас и Уэсли Снайпс. На этот раз на прокатную судьбу франшизы повлияло еще одно стечение обстоятельств, хотя, конечно, не столь трагичное, как колорадский расстрел – за три недели до премьеры копия фильма появилась в интернете, за первые сутки ее скачали почти 190 тыс. раз, а всего за три недели – около 2 млн. Но в любом случае четвертые «Неудержимые» уже запланированы. Вроде бы в них собирается участвовать, в частности, Пирс Броснан.
Захлестнувшая мир ностальгия по 80-м годам, кажется, затянулась. Она - в кино, музыке, игровой индустрии. В двухтысячных новыми успешными альбомами напомнили о себе звезды 80-х. Patience Джорджа Майкла дебютировал в Великобритании на первом месте, на Берлинском кинофестивале показали документальный фильм George Michael: A Different Story, а сам музыкант отправился в первое за долгое время мировое турне. Новый альбом, Musicology, удостоившийся восторженных отзывов и нескольких «Грэмми», выпустил и Принс. По версии профессора университета искусств Уэсли Элвина Лима, то, что ностальгия по 80-ым в моде до сих пор, может быть связано и со смертью Майкла Джексона.
В кинематографе тенденция возврата к проверенным брендам 80-х тоже заметна. Новые версии старых фильмов выпекаются в самых разных жанрах, в диапазоне от «Кошмара на улице Вязов» до «Каратэ-пацана». Знаменитые и уже очень немолодые актеры появляются в весьма боевых образах. Брюс Уиллис в очередном «Крепком орешке», Сталлоне на пару со Шварценеггером в «Плане побега», Лиам Нисон в «Команде «А»… Классическая реплика «Я слишком стар для этого дерьма» из 80-х словно вступает в противоречие с откровенностью Нисона, ответившего на вопрос, почему он в его то годы взялся играть в экшне: «Потому что они оказались такими глупцами, что предложили мне эту роль».
И дело не только в распространенном тезисе о старении аудитории кинотеатров. В свой книге Sleepless in Hollywood продюсер и сценарист Линда Обст пишет в частности о том, как Голливуд становится все более зависимым от внешних рынков. И география сборов показывает, что иностранный зритель любит звезд прошлого, согласен платить за возможность взглянуть на героев, на которых он, зритель, вырос.
Когда-то в американских супермаркетах придумали усиливать ароматы свежеиспеченного хлеба в хлебных отделах, и выручка там резко выросла. Запах напоминал посетителям о крохотных частных булочных из их детства, и они охотнее делали покупки. Ностальгия продается хорошо. Другой вопрос, что не все всегда идет «на ура», но что-то заставляет предполагать, что «Неудержимые» справятся. Только они могут похвастаться такой кавалькадой звезд в кадре. В них безусловно присутствует запах свежего хлеба из детства, сделаны они пусть и кривовато, но с душой.
Новый старый Сильвестр Сталлоне
Вдохновитель и мотор «Неудержимых» - 68-летний Сталлоне, актер, режиссер и сценарист, пробовавший себя в разных жанрах, от комедии до нуара, но самую громкую славу заработавший ролями во франшизах о Рокки Бальбоа и Джоне Рэмбо. За «Рокки», кстати, он был дважды номинирован на «Оскар» - как исполнитель главной роли и как автор сценария. На тот момент времени двух аналогичных номинаций за один фильм удостаивались лишь Чарли Чаплин и Орсон Уэллс.
История с «Рокки» началась в середине 70-х, когда Сталлоне написал сценарий первого фильма и согласился продать права на производство лишь на том условии, что сам сыграет главную роль. «Рокки» вышел в прокат в 1976 году, и к сегодняшнему моменту серия фильмов о боксере собрала в мировом прокате около 1,3 млрд. долларов (кстати, бюджет первой части составлял чуть более 1 млн., а в мировом прокате боевик заработал 225 млн.).
Жерар Молино, профессор университета ЛаСалль в Филадельфии, считает, что ни один фильм не продемонстрировал более захватывающе характер спорта и спортсмена, чем «Рокки». Американский боксер, выдающийся тренер и комментатор поединков для HBO Эмануэль Стюард говорил когда-то, что в то время две вещи всколыхнули интерес Америки к боксу – успешное выступление национальной сборной на Олимпиаде 1976 года и «Сильвестр Сталлоне, подаривший нам нашего чемпиона в тяжелом весе Рокки Бальбоа».
Первый «Рэмбо» увидел свет в 1982-ом. Фильм был основан на романе Дэвида Морелла. После того, как Сталлоне получил роль, он, уже известный на тот момент актер, выразил желание поучаствовать и в работе над сценарием. Франшиза о ветеране вьетнамской войны в итоге собрала в мировом прокате около 730 млн. долларов (первый фильм с бюджетом в $15 млн. заработал в прокате $125,2 млн.).
Имя Джона Рэмбо прочно связано с синдромом посттравматического стрессового расстройства. Но большинство самых известных и почитаемых фильмов о вьетнамских ветеранах и их душевном состоянии («Охотник на оленей», например, или «Таксист») касались войны внутри человека. «Рэмбо» был самым ярким примером иного кино, тут прошлое героя оборачивалось не его слабостью, а его силой. Тема Джона Рэмбо в реальной жизни пока не закрыта.
Тем не менее, золотой век обеих историй завершился в конце 80-х. 90-е прошли для Сталлоне, мягко говоря, с переменным успехом. А в середине прошлого десятилетия он вернулся к двум своим главным персонажам. В 2006 году вышел «Рокки Бальбоа», снятый за $24 млн. и собравший в мировом прокате $155,72 млн., превысив коммерческие ожидания студии в три раза. А в 2007 году подоспел и «Рэмбо IV». Новая серия возрожденной франшизы, снятая за $50 млн. долларов, заработала в прокате $113,24 млн. «Сталлоне достаточно умен (а может быть просто слишком молчалив, хотя я склонен полагать, что скорее первое) для того, чтобы представить этот мифических размеров характер без иронии.., - писала о «Рэмбо IV» The New York Times. – С возвращением!». «Всем желающим возродить старые франшизы стоит консультироваться со Сталлоне», - в свою очередь отмечал рецензент Window to the Movies.
И вот спустя три года на свет появились «Неудержимые», по жанру и по самому своему составу участников отсылающие зрителя к дням славы Сталлоне и других мускулистых мужчин со стальным взглядом и твердым кулаком.
Возвращение легенд
Первые «Неудержимые» с бюджетом $82 млн. долларов вышли на экраны в августе 2010 года и собрали в мировом прокате $274,47 млн. Режиссером проекта был сам Сталлоне. Фильм вышел в США на 4300 экранах, собрав в первый уикенд $34,8 млн. и, по версии Box Office Mojo, получив 10 место в списке крупнейших независимых релизов всех времен. В истории о наемниках, воюющих в карликовой стране третьего мира, снимались кроме самого Сталлоне и его более молодых коллег (главный среди которых - Джейсон Стэтэм) Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Дольф Лундгрен, Микки Рурк. Шварценеггер в бытность губернатором появлялся на экране эпизодически в роли самого себя (ну и в ленте «Терминатор: Да придет спаситель» фигурирует цифровая модель его лица). Для «Неудержимых» же Сталлоне специально отснял сцену, в которой в кадре соседствуют он сам и Шварценеггер (о чем, учитывая статус двух легенд, публика всегда мечтала), а в качестве бонуса рядом стоит еще и Уиллис. Лундгрен, партнер Сталлоне по «Рокки IV», в отличии от эпизодического Шварценеггера получил в «Неудержимых» солидную роль. А ведь это был первый кинотеатральный релиз с его участием с 1995 года. Рурк, правда, полноценно вернулся в большое кино раньше. В «Неудержимых» же снялся в благодарность Сталлоне (который в трудное для Рурка время дал ему роль в «Убрать Картера»). Тут же – и Эрик Робертс, в 1984 году игравший вместе с Рурком в «Папе Гринвич-Виллидж». «Вы не ожидаете от этого фильма тонкости, и ее тут нет, - писала The Evening Standart. – Зато тут есть неистовые седые ветераны, доставляющие нам ностальгическое удовольствие».
Во вторых «Неудержимых», вышедших в прокат в августе 2012 года, в режиссерское кресло сел Саймон Уэст. К удовольствию публики экс-губернатор Калифорнии занял уже более солидное пространство в сюжете. Согласились сниматься и еще две легенды - Чак Норрис и Жан-Клод Ван Дамм. История по-прежнему тонкостью не отличалась, но иронии было на порядок больше - к примеру, Шварценеггер постоянно говорил «я вернулся», героя Норриса звали Букер (как в «Черных тиграх» 1978 года), а персонаж Лундгрена имел степень по химии (как и игравший его актер). Фильм с бюджетом 100 млн. долларов собрал в мировом прокате $312,57 млн. В первый уикенд в США «Неудержимые 2» заработали $28,59 млн., выйдя в 3316 кинотеатрах. Считается, что сборы могли быть и выше, если бы не известная трагедия: опросы показывали, что часть зрителей тогда все еще планировала воздержаться от походов кино из-за июльского расстрела кинозрителей во время сеанса «Темного рыцаря: Возрождение легенды» в Колорадо.
Третьи «Неудержимые» (сценарист по-прежнему Сталлоне, режиссер – Патрик Хьюз, релиз - 14 августа 2014 года) еще более похожи на веселый капустник. И рейтинг у них не R, а более легкомысленный PG-13. И в ролях уже не только герои боевиков, а вообще все, кто способен вызвать теплые ностальгические чувства. Минус Ван Дамм, Рурк, Норрис и Уиллис, зато плюс Харрисон Форд, Мэл Гибсон, Антонио Бандерас и Уэсли Снайпс. На этот раз на прокатную судьбу франшизы повлияло еще одно стечение обстоятельств, хотя, конечно, не столь трагичное, как колорадский расстрел – за три недели до премьеры копия фильма появилась в интернете, за первые сутки ее скачали почти 190 тыс. раз, а всего за три недели – около 2 млн. Но в любом случае четвертые «Неудержимые» уже запланированы. Вроде бы в них собирается участвовать, в частности, Пирс Броснан.
Памяти 80-х
Захлестнувшая мир ностальгия по 80-м годам, кажется, затянулась. Она - в кино, музыке, игровой индустрии. В двухтысячных новыми успешными альбомами напомнили о себе звезды 80-х. Patience Джорджа Майкла дебютировал в Великобритании на первом месте, на Берлинском кинофестивале показали документальный фильм George Michael: A Different Story, а сам музыкант отправился в первое за долгое время мировое турне. Новый альбом, Musicology, удостоившийся восторженных отзывов и нескольких «Грэмми», выпустил и Принс. По версии профессора университета искусств Уэсли Элвина Лима, то, что ностальгия по 80-ым в моде до сих пор, может быть связано и со смертью Майкла Джексона.
В кинематографе тенденция возврата к проверенным брендам 80-х тоже заметна. Новые версии старых фильмов выпекаются в самых разных жанрах, в диапазоне от «Кошмара на улице Вязов» до «Каратэ-пацана». Знаменитые и уже очень немолодые актеры появляются в весьма боевых образах. Брюс Уиллис в очередном «Крепком орешке», Сталлоне на пару со Шварценеггером в «Плане побега», Лиам Нисон в «Команде «А»… Классическая реплика «Я слишком стар для этого дерьма» из 80-х словно вступает в противоречие с откровенностью Нисона, ответившего на вопрос, почему он в его то годы взялся играть в экшне: «Потому что они оказались такими глупцами, что предложили мне эту роль».
И дело не только в распространенном тезисе о старении аудитории кинотеатров. В свой книге Sleepless in Hollywood продюсер и сценарист Линда Обст пишет в частности о том, как Голливуд становится все более зависимым от внешних рынков. И география сборов показывает, что иностранный зритель любит звезд прошлого, согласен платить за возможность взглянуть на героев, на которых он, зритель, вырос.
Когда-то в американских супермаркетах придумали усиливать ароматы свежеиспеченного хлеба в хлебных отделах, и выручка там резко выросла. Запах напоминал посетителям о крохотных частных булочных из их детства, и они охотнее делали покупки. Ностальгия продается хорошо. Другой вопрос, что не все всегда идет «на ура», но что-то заставляет предполагать, что «Неудержимые» справятся. Только они могут похвастаться такой кавалькадой звезд в кадре. В них безусловно присутствует запах свежего хлеба из детства, сделаны они пусть и кривовато, но с душой.
Все новости о фильмах
10.10.2024
Гильдия сценаристов Америки запретила своим участникам работать с Millennium Pictures
08.06.2023
«Неудержимые» возвращаются: Сталлоне, Стэтэм и 50 Cent в новом трейлере
15.11.2022
Как новейшие спецэффекты меняют мир кинематографа
04.11.2018
AFM 2018 день четвертый: Тим Рот, Дольф Лундгрен, блокчейн и Китай (куда же без них?)
28.09.2018
Эрик Робертс возглавит жюри основного конкурса Bridge of Arts
13.07.2016
«Неудержимый» Сталлоне встал на сторону женщин
09.09.2014
Итоги уикенда c 4 по 7 сентября 2014 года: Типа копы избавляются от новичков
08.09.2014
Сборы в США и Канаде за уикенд 5 по 7 сентября 2014 года: «Стражи галактики» не сдают позиций
02.09.2014
Итоги уикенда c 28 по 31 августа 2014 года: Избави нас от типа копов
01.09.2014
Сборы в США и Канаде за уикенд 29-31 августа 2014 года: «Стражи галактики» на страже кассы
Другие статьи по теме Кинобизнес
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
22.11.2024
«Гладиатор 2» и «Злая» борются за лидерство в одном из самых кассовых уикендов года
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
Реклама