22 ноября 2013 12:38
Фотовыставка к 110-летию Михаила Калатозова
Как сообщает пресс-служба «Мосфильма», в середине ноября 2013 года в главном корпусе киноконцерна открылась фотовыставка, посвященная 110-летнему юбилею Михаила Калатозова, на которой представлены кадры со съемок и рабочие моменты его известных картин, снятых на киностудии «Мосфильм».
Михаил Константинович Калатозов родился 28 декабря 1903 года в Тбилиси и начинал свою карьеру в грузинском кинематографе. Еще тогда начинала формироваться необыкновенная пластика изображения, которая начала выявляться в первых его значительных киноработах «Их царство» и «Соль Сванетии».
Закончив в 1934 году аспирантуру ленинградской Академии искусствознания, Михаил Калатозов становится директором Тбилисской киностудии, но снимать фильмы не перестает. В годы Великой Отечественной войны обращается к жанру военных драм: снимает «Непобедимые» - о ленинградской блокаде (1942) и «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943). Постепенно административная работа приводит его к новым должностям: в 1943-1945 годах он становится уполномоченным Кинокомитета в США, затем назначается руководителем Главного комитета по производству фильмов (до 1948 года), работает заместителем министра кинематографии СССР.
Но его все же не покидает мысль вернуться в режиссуру. В конце 40-х гг. он начинает работать на «Мосфильме», где реализует свой талант в самых различных жанрах. После некоторого застоя в 1951 году он снимает политическую ленту «Заговор обречённых», за которую удостаивается самых высоких наград - Сталинской премии и премии Карловарского кинофестиваля, а также на подобную тематику в 1953-ем - «Вихри враждебные». Затем неожиданно для многих Калатозов пробует себя в жанре лирической комедии - в 1954 году снимает «Верные друзья» (премия кинофестиваля в Карловых Варах) и добивается тем самым все большего признания у зрителей. Следующая картина - «Первый эшелон» (1956) о непростой и изнуряющей работе - освоению целины, в которой он все более совершенствует свой режиссерский талант.
Одной из самых заметных лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова — картина «Летят журавли», единственная получившая главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года. Смелые новаторские приемы операторской и режиссерской работы принесли режиссеру всемирную славу и заставили иностранного зрителя по-иному взглянуть на советский кинематограф. Картина «Летят журавли» становится новым стандартом советского кино, которая своим эмоциональным накалом и необычайной подвижностью камеры вдохновляет режиссеров и операторов по сей день.
В последующие годы Калатозов много сил отдал картине «Неотправленное письмо» (1960), рассказывая о героических советских геологах, открывших месторождения алмазов в сибирской тайге. Эта картина становится классикой мирового кинематографа.
Экспрессивная и политическая картина «Я — Куба» (1964) повествует о судьбах людей, накануне и во время революционных событий на острове Куба. Фильм состоит из нескольких новелл, в каждой из которых зритель видит этот исторический период глазами совершенно разных людей: повстанца, торговца фруктами, крестьянина, студентов и т.д. Чрезмерно эмоционально и предельно ясно здесь расставляются грани между добром и злом.
В 1965 году Михаил Калатозов получает звание Народного артиста Грузии. В 1969 году становится Народным артистом СССР, как раз в то время когда снимается его последняя картина «Красная палатка» (1970) - одна из самых известных и удачных киноработ советских и зарубежных кинематографистов. Полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции под руководством У. Нобиле рассказывает о мужестве и риске, о силе и слабости духа, о цене жизни и смерти, о самом суровом суде - суде совести.
Михаил Константинович Калатозов родился 28 декабря 1903 года в Тбилиси и начинал свою карьеру в грузинском кинематографе. Еще тогда начинала формироваться необыкновенная пластика изображения, которая начала выявляться в первых его значительных киноработах «Их царство» и «Соль Сванетии».
Закончив в 1934 году аспирантуру ленинградской Академии искусствознания, Михаил Калатозов становится директором Тбилисской киностудии, но снимать фильмы не перестает. В годы Великой Отечественной войны обращается к жанру военных драм: снимает «Непобедимые» - о ленинградской блокаде (1942) и «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943). Постепенно административная работа приводит его к новым должностям: в 1943-1945 годах он становится уполномоченным Кинокомитета в США, затем назначается руководителем Главного комитета по производству фильмов (до 1948 года), работает заместителем министра кинематографии СССР.
Одной из самых заметных лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова — картина «Летят журавли», единственная получившая главный приз Каннского кинофестиваля 1958 года. Смелые новаторские приемы операторской и режиссерской работы принесли режиссеру всемирную славу и заставили иностранного зрителя по-иному взглянуть на советский кинематограф. Картина «Летят журавли» становится новым стандартом советского кино, которая своим эмоциональным накалом и необычайной подвижностью камеры вдохновляет режиссеров и операторов по сей день.
Экспрессивная и политическая картина «Я — Куба» (1964) повествует о судьбах людей, накануне и во время революционных событий на острове Куба. Фильм состоит из нескольких новелл, в каждой из которых зритель видит этот исторический период глазами совершенно разных людей: повстанца, торговца фруктами, крестьянина, студентов и т.д. Чрезмерно эмоционально и предельно ясно здесь расставляются грани между добром и злом.
В 1965 году Михаил Калатозов получает звание Народного артиста Грузии. В 1969 году становится Народным артистом СССР, как раз в то время когда снимается его последняя картина «Красная палатка» (1970) - одна из самых известных и удачных киноработ советских и зарубежных кинематографистов. Полное драматизма киноповествование об интернациональной арктической экспедиции под руководством У. Нобиле рассказывает о мужестве и риске, о силе и слабости духа, о цене жизни и смерти, о самом суровом суде - суде совести.
Другие статьи по теме Киноконцерн Мосфильм
14.11.2024
Кинофестиваль Зимний представил программу к 100-летию Мосфильма
17.04.2024
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» покажут в центре ЗИЛ
20.02.2024
Киностудия Горького изменила свое название впервые за 20 лет
27.12.2023
Глава Мосфильма Карен Шахназаров подвел итоги года для киноконцерна
29.05.2023
Российская киноиндустрия пока не может заменить импортное оборудование
Реклама