5 сентября 2013 12:02
Фотовыставка памяти Вадима Юсова
Как сообщает пресс-служба «Мосфильма», в главном корпусе киноконцерна открылась фотовыставка, посвященная памяти Вадима Юсова. На экспозиции представлены кадры со съемок фильмов, показывающих работу с такими выдающимися режиссерами, как Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Георгий Данелия и другими талантливыми кино художниками.
23 августа на 85-м году жизни в Москве скончался известный российский оператор-постановщик Вадим Юсов, снявший немалое количество легендарных фильмов на киностудии «Мосфильм», заслуженный деятель искусств и народный артист РСФСР, неоднократный лауреат премии «Ника» (за лучшую операторскую работу и за вклад в кинематографические науки), обладатель Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых — за фильм «Они сражались за Родину», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), лауреат премии Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат» — «За вклад в операторское искусство» (2006) и обладатель многих престижных призов на международных и российских кинофестивалях.
Первая крупная работа Вадима Юсова — фильм «Каток и скрипка» Андрея Тарковского, где уже сразу выработался его непревзойденный стиль. М. Туровская отмечала работу оператора Юсова так: «Очевиднее всего в работе была радость раскрепощения камеры. Вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, отражений, все включено в живой, подвижный поток жизни, который не оборачивался «мертвой натурой», где крошечная подробность разворачивалась в целый этюд радостного солнечного блеска, многократно размноженной улицы с куском дома, троллейбусом, женщиной, целой россыпью яблок - в прелестный экзерсис кинокамеры».
Впоследствии вместе с Тарковским они сняли «Андрея Рублева», «Иваново детство» и «Солярис», где с той же полнотой и высокой художественностью отображались в кадре любые детали фильма, максимально раскрывающие суть сюжета. Что примечательно, Вадим Юсов даже сам придумывал специфические движения камеры, различные приспособления для съемки, - он был из того поколения, которое стояло у истоков возникновения великого российского кинематографа.
Талант Вадима Юсова грандиозен и многогранен, что отразилось в абсолютно разных по жанру в картинах. С Сергеем Бондарчуком Юсов снимал «Они сражались за Родину» и «Бориса Годунова», с Георгием Данелией «Я шагаю по Москве», «Совсем пропащий», «Паспорт» и другие. Как художник он обладал редкой особенностью: его стиль и манера менялись в зависимости от поставленных творческих задач. Юсова всегда выделяла эта удивительная особенность полностью погрузиться в идею и замысел режиссера, поймать ту самую интонацию, с какой режиссер хочет «рассказать» свою историю. Режиссер Георгий Данелия отзывается о работе с оператором так: «Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире. Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал».
Помимо операторской деятельности Вадим Юсов с 1983 года заведовал кафедрой операторского мастерства во ВГИКе, был профессором и главным учителем, примером для многих «подрастающих» операторов. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей в своем интервью говорил: «Вадим Юсов — без преувеличения великий оператор, один из создателей замечательной российской операторской школы. Остается только скорбеть о том, что киноискусство понесло гигантскую утрату. Новаторство Вадима Ивановича заключалось в том, что он сохранял традиции 1920-х и 1930-х годов, но был при этом был абсолютно адекватен новым вызовам. В своем творчестве Юсов обращался к наследию советского классического большого кино и вместе с тем формировал ощущение нового времени, нового визуального культурного мира, который пришел после оттепели».
В последние годы своей творческой жизни Вадим Юсов работал с Олегом Дорманом в картинах «Свой голос» и «Подстрочник», а также с Андреем Прошкиным - «Апельсиновый сок». По словам Андрея Прошкина, почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова: «Какое количество сил, энергии, страсти он вкладывал в операторский факультет ВГИКа, как он переживал, старался создать и поддерживать эту школу, последствия этого мы видим: это, наверное, одна кинематографическая специальность, к которой ни у кого нет претензий. У нас действительно выдающаяся операторская школа. И Вадим Иванович — это человек, на котором все это и держалось».
23 августа на 85-м году жизни в Москве скончался известный российский оператор-постановщик Вадим Юсов, снявший немалое количество легендарных фильмов на киностудии «Мосфильм», заслуженный деятель искусств и народный артист РСФСР, неоднократный лауреат премии «Ника» (за лучшую операторскую работу и за вклад в кинематографические науки), обладатель Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых — за фильм «Они сражались за Родину», ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996), лауреат премии Гильдии кинооператоров России «Белый квадрат» — «За вклад в операторское искусство» (2006) и обладатель многих престижных призов на международных и российских кинофестивалях.
Первая крупная работа Вадима Юсова — фильм «Каток и скрипка» Андрея Тарковского, где уже сразу выработался его непревзойденный стиль. М. Туровская отмечала работу оператора Юсова так: «Очевиднее всего в работе была радость раскрепощения камеры. Вся среда фильма, снятая в цвете, наполненная игрой солнечных пятен, отражений, все включено в живой, подвижный поток жизни, который не оборачивался «мертвой натурой», где крошечная подробность разворачивалась в целый этюд радостного солнечного блеска, многократно размноженной улицы с куском дома, троллейбусом, женщиной, целой россыпью яблок - в прелестный экзерсис кинокамеры».
Впоследствии вместе с Тарковским они сняли «Андрея Рублева», «Иваново детство» и «Солярис», где с той же полнотой и высокой художественностью отображались в кадре любые детали фильма, максимально раскрывающие суть сюжета. Что примечательно, Вадим Юсов даже сам придумывал специфические движения камеры, различные приспособления для съемки, - он был из того поколения, которое стояло у истоков возникновения великого российского кинематографа.
Талант Вадима Юсова грандиозен и многогранен, что отразилось в абсолютно разных по жанру в картинах. С Сергеем Бондарчуком Юсов снимал «Они сражались за Родину» и «Бориса Годунова», с Георгием Данелией «Я шагаю по Москве», «Совсем пропащий», «Паспорт» и другие. Как художник он обладал редкой особенностью: его стиль и манера менялись в зависимости от поставленных творческих задач. Юсова всегда выделяла эта удивительная особенность полностью погрузиться в идею и замысел режиссера, поймать ту самую интонацию, с какой режиссер хочет «рассказать» свою историю. Режиссер Георгий Данелия отзывается о работе с оператором так: «Я считаю, что Юсов был лучшим оператором в мире. Были классные операторы, блестящие, потрясающе талантливые, но таких, которые выхватывали бы суть драматургии, я не встречал».
Помимо операторской деятельности Вадим Юсов с 1983 года заведовал кафедрой операторского мастерства во ВГИКе, был профессором и главным учителем, примером для многих «подрастающих» операторов. Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей в своем интервью говорил: «Вадим Юсов — без преувеличения великий оператор, один из создателей замечательной российской операторской школы. Остается только скорбеть о том, что киноискусство понесло гигантскую утрату. Новаторство Вадима Ивановича заключалось в том, что он сохранял традиции 1920-х и 1930-х годов, но был при этом был абсолютно адекватен новым вызовам. В своем творчестве Юсов обращался к наследию советского классического большого кино и вместе с тем формировал ощущение нового времени, нового визуального культурного мира, который пришел после оттепели».
В последние годы своей творческой жизни Вадим Юсов работал с Олегом Дорманом в картинах «Свой голос» и «Подстрочник», а также с Андреем Прошкиным - «Апельсиновый сок». По словам Андрея Прошкина, почти все российские операторы могут назвать себя учениками Юсова: «Какое количество сил, энергии, страсти он вкладывал в операторский факультет ВГИКа, как он переживал, старался создать и поддерживать эту школу, последствия этого мы видим: это, наверное, одна кинематографическая специальность, к которой ни у кого нет претензий. У нас действительно выдающаяся операторская школа. И Вадим Иванович — это человек, на котором все это и держалось».
Другие статьи по теме Киноконцерн Мосфильм
14.11.2024
Кинофестиваль Зимний представил программу к 100-летию Мосфильма
17.04.2024
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» покажут в центре ЗИЛ
20.02.2024
Киностудия Горького изменила свое название впервые за 20 лет
27.12.2023
Глава Мосфильма Карен Шахназаров подвел итоги года для киноконцерна
29.05.2023
Российская киноиндустрия пока не может заменить импортное оборудование
Реклама