Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
31 января 2013 11:01

90 лет со дня рождения Леонида Гайдая

90 лет со дня рождения Леонида Гайдая

30 января 2013 года Леониду Гайдаю исполнилось бы 90 лет. Режиссер любил повторять: «Главное, чтобы было смешно». Только человек с таким кредо мог стать подлинным и безусловным классиком нашего кино, настоящим мастером самой смешной комедии. Трудно представить советское кино без таких знаменитых картин как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» или «Бриллиантовая рука». Эти фильмы покорили всех, их с удовольствием пересматривала многомиллионная аудитория, и даже сегодня, когда изменилась вся жизнь огромной страны – неизменным остается искусство великого режиссера – Леонида Гайдая.

Плакат к фильму "Кавказская пленница"

По сообщению пресс-службы «Мосфильма», в честь 90-летия со дня рождения выдающегося советского режиссера Леонида Иовича Гайдaя, мастера, который, без сомнения, достоин занимать место в пантеоне отечественного и мирового кино, на «Мосфильме» открылась фотовыставка, а решением правления Киноконцерна одной из площадей «Мосфильма» присвоено имя Леонида Гайдая.

Леонид Гайдай родился в 1923 году в сибирском поселке Свободный (Амурская область). В 1947 г. он окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре, а в 1955 – ВГИК (мастерская Григория Александрова). Практику молодой режиссер проходил у Бориса Барнета на съемках комедии «Ляна» (1955 г.).

На съемках фильма "Деловые люди"

В первой картине «Долгий путь» (1956 г.) режиссер отдает дань своему дальневосточному прошлому – это экранизация сибирских рассказов Владимира Короленко.

Жанр сатирической комедии приходит в творчество Гайдая в его второй картине «Жених с того света» (1958 г.), которая подверглась цензуре и была жестоко сокращена. Фильм «Трижды воскресший» (1960 г.) - это героическая киноповесть. Картина с явно выраженным идеологическим пафосом кажется нетипичной для Гайдая, ведь он был чужд политике, хотя иногда в его фильмах и проскальзывали диссидентские вольности и очень смелая сатира. В послужном списке его картин есть блестящие экранизации произведений выдающихся писателей сатириков Михаила Зощенко («Не может быть!» - 1975 г.), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («12 стульев» - 1971г.) и др., а цикл трагикомических историй из цикла «Деловые люди» (1962 г.) был снят по мотивам новелл О. Генри.

Кадр из фильма "Самогонщики"

Короткометражная лента «Пёс Барбос и необычайный кросс» (1961г.) породила уникальное трио героев-масок в советском кино: Труса, Балбеса и Бывалого, которые в 1962 году пришли и в следующую короткометражку «Самогонщики». Позднее без них не обошлась «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965г.), ну и, конечно, «Кавказская пленница» (1966 г.)

Кадр из фильма "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика"

Интересно, что в эти дни с Гайдаем связана ещё одна знаменательная дата: «Бриллиантовой руке» исполняется 45 лет. Эта детективная история в 1995 году была признана лучшей отечественной комедией за 100 лет, а за участие в ряде блистательных и неустаревающих советских кинокомедий Леонид Гайдай был награжден Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1970).

Ни одна экскурсия по музею-заповеднику «Ростовский кремль» не обходится без вопроса: «Здесь снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию?», что тоже неслучайно: эта эксцентрическая комедия по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» также является лидером проката (1973 г.) – ее посмотрело 60,7 миллионов зрителей.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

В 1995 году фильм «Бриллиантовая рука» зрителями телеканала ОРТ был признан самой лучшей советской комедией. Бывший Балбес, а ныне – Семён Семёнович Горбунков на службе у компетентных органов – это герой из двух половинок. В этой комедии Леонид Гайдай использует ситуацию подмены, когда маленький человек должен играть несвойственную ему значительную роль, должен стать своим среди чужих и чужим среди своих. Такая сюжетная формула не раз использовалась такими мастерами комедии, как Чарли Чаплин и Бастер Китон, которых Гайдай считал своими учителями. Возможно, Горбунков – это автопортрет режиссера, тогда неслучайно и то, что его жену играет настоящая жена Гайдая, замечательная актриса, заслуженная артистка России (2001) Нина Павловна Гребешкова, сыгравшая роли почти во всех картинах Леонида Гайдая.

На съемках фильма "Частный детектив, или Операция Кооперация"

Можно по-разному относиться к последующим работам Леонида Гайдая – «Спортлото-82» (1982 г.), «Опасно для жизни!» (1985 г.), «Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989 г.) – кому-то они уже казались не так искромётны, а герои не так остро очерчены, но прощальный фильм «На Дерибасовской хорошая погода…» (1992 г.) - это снова одна из самых смешных комедий своего времени.
Автор:
по материалам пресс-службы Мосфильма
Реклама