Реклама
25 декабря 2012 18:02
Живое пение: Музыка «Отверженных»
7 февраля 2013 года в российский прокат выходит фильм «Отверженные» (дистрибьютор – компания UPI). Это киноверсия популярного мюзикла, который посмотрело более 60 миллионов зрителей в 42 странах мира. Пьеса переведена на 21 язык, и по сей день спектакли собирают полные залы, несмотря на то, что идут на сценах театров вот уже 28 лет. В фильме заняты актеры мировой величины и звучат полюбившиеся многим композиции «У меня была мечта» / «I Dreamed a Dream», «Верни его домой» / «Bring Him Home», «Еще один день» / «One Day More» и «Наедине с собой» / «On My Own».
Оригинальный сценарий для театрального мюзикла написали Ален Бублиль и Клод-Мишель Шонберг. Для большого экрана его адаптировала сценарная группа, в которую вошли Бублиль и Шонберг, а также двукратный номинант на премию «Оскар» Уильям Николсон и Герберт Крецмер. Музыку написал Шонберг, стихи – Крецмер.
Композиторы, написавшие музыку для одного из величайших мюзиклов в истории театра, были тепло встречены на съемочной площадке. Продюсеры хотели, чтобы авторы музыки смогли насладиться очередным воплощением своего гениального творения. Для актеров присутствие Шонберга и Бублиля стало лишним стимулом для самосовершенствования. «Нам всем хотелось впечатлить их, – выражает Энн Хэтуэй мнение актерской труппы. – Мы хотели, чтобы они видели – мы достойны оживить их музыку. Они, в свою очередь, оказали нам большую поддержку и с пониманием отнеслись к тому, что оригинальный материал был вынужден подвергнуться определенной адаптации для большого экрана».
Перенос мюзикла со сцены на экран всегда был сопряжен с множеством трудностей. А когда режиссер Том Хупер предложил записывать пение актеров вживую, прямо на съемочной площадке, планка была задрана еще выше. «Том хотел, чтобы зрители стали действительными участниками событий, – объясняет продюсер Эрик Феллнер. – А ни для кого не секрет, что обратная связь улучшается, если актеры играют вживую. Разумеется, мы рисковали, и не только в плане технического обеспечения столь не простого съемочного процесса. Мы также понимали, что актерам будет очень нелегко петь на протяжении всей смены».
Звукорежиссер Стивен Брукер – один из ведущих британских театральных дирижеров, возглавляющий музыкальную команду Макинтоша. Он управлял оркестрами на многих шоу, поставленных продюсером. «Без сомнения, это был правильный выбор, – говорит Брукер о решении записывать пение актеров прямо на съемочной площадке. – Это дало актерам возможность раскрываться на новом эмоциональном уровне».
«Звукозапись сковывает актеров, – убежден Том Хупер. – Они вынуждены до доли секунды придерживаться заданного графика, чтобы синхронизироваться с записью, сделанной за несколько месяцев до съемки. Если же записывать пение вживую, актер имеет определенную свободу действий, которая помогает ему эмоционально раскрываться. Как следствие, актерская игра становится еще более реалистичной. Тема «Отверженных» очень богата эмоциями самого разного характера. Мне хотелось, чтобы актеры смогли прочувствовать и пережить их. Чего никак нельзя было добиться, если бы композиции были записаны в студии».
Записью живого звука на площадке занимался звукооператор Саймон Хэйес, который также целиком и полностью поддерживал творческий подход Хупера. «Когда Том впервые заговорил об этом проекте, я сразу понял, что его задумка о живом звуке себя окупит, – говорит Хэйес. – За весь фильм диалогами мы записал всего 15-20 реплик. Не думаю, что зритель купился бы на синхронизацию, если бы мы накладывали звукозапись на протяжении всей картины».
По словам Хэйеса, это был достаточно трудоемкий процесс: «В первый день мы снимали Хью Джекмана на горе. Мы были достаточно высоко, воздух был разряжен, не говоря уже о том, что нам потребовалось около полутора часов только для того, чтобы затащить туда все оборудование. Я записывал живой звук и отчетливо слышал, что прислонившийся к скале Хью задыхается. Он в отличной физической форме и много тренировался для этой роли. Но недостаток кислорода все же сказывался, и это было слышно в его голосе. У него очень красивый голос, но любому будет ясно, что он действительно в этот момент находится в горах. В тот момент я понял, насколько прав был Том, выбрав такой способ записи звука. Это действительно должно было сработать. Такой правдоподобности мы никогда не смогли бы добиться, если бы записывали актеров в студии звукозаписи».
Актеры также поддерживали необычное творческое решение режиссера, хотя любой профессиональный певец счел бы его сумасшедшим. «Это был непростой для нас, но в целом верный выбор, – говорит Хью Джекман. – Многие актеры отнеслись к нему с опаской, но не могли не оценить по достоинству ту свободу, которую открывал для нас живой звук. Я мог расслабиться и играть свою роль, не задумываясь о том, чтобы движения губ попадали в записанные ранее реплики и куплеты. Я чувствовал, что все события происходят на самом деле».
«Живая звукозапись означала, что для нас сняты все эмоциональные ограничения, – соглашается Рассел Кроу. – Мы были вольны экспериментировать и открывать новые, необычные стороны характеров наших героев и их взаимоотношений друг с другом. Я думаю, отчасти поэтому фильм получился столь чувственным и проникновенным».
«Во всяком случае, мы не чувствовали себя «белыми воронами», – говорит Энн Хэтуэй, которая исполнила бравурную композицию «У меня была мечта». – Действительно, я никогда раньше ничего подобного не делала. Но вокруг меня были мои коллеги, для каждого из которых это было в новинку. Никто из съемочной группы никогда не работал на съемках, подобных этим. Даже у предложившего эту идею режиссера не было подобного опыта. Не важно, какие у кого были заслуги ранее – на съемочной площадке «Отверженных» мы все были в равной степени новичками».
«Непередаваемое ощущение – с одной стороны быть уязвимой, но с другой – чувствовать поддержку со стороны коллег и всячески поддерживать их, – продолжает актриса. – Я изучила эту песню вдоль и поперек, а затем спела ее на площадке. В тот момент события приводят отчаявшуюся Фантину на панель. В мюзикле песня звучит в другой момент – когда ее увольняют с фабрики. Так что у театральной Фантины есть еще, пусть призрачный, но шанс. В фильме она действительно оказывается на дне пропасти. Она смотрит на отвесные стены и понимает, что отсюда ей уже никак не выкарабкаться. И смягчать ее боль, выраженную в песне, было бы неправильно. Я решила просто положить переживаемые моей героиней страдания на музыку, довериться мелодии. Признаться, мне было боязно петь песню, в которой было столько боли. К тому же, до меня ее исполняли одни из величайших певиц на свете. Если бы не поддержка Тома, Камерона, Клода-Мишеля и Алена, не знаю, как бы я справилась».
«Мне казалось, что как-то подготовить себя к живому исполнению песни на съемочной площадке просто невозможно, – описывает свои впечатления Аманда Сейфрид. – Снимаясь в мюзикле «Мамма Mia!», я провела два дня на студии звукозаписи. Нам приходилось вспоминать то безумие, которое творилось на съемочной площадке, вспоминать наши чувства, волнение, задор… только для того, чтобы синхронно записать звук. На съемочной площадке «Отверженных» я словно прожила жизнь певицы».
Несмотря на то, что у Саманты Баркс уже был вокальный опыт, даже для нее петь вживую перед камерами было достаточно не просто. «Когда мы снимали песню «Наедине с собой» / «On My Own», мне пришлось петь ее с начала до конца дубль за дублем, наверное, 15 раз подряд, – вспоминает актриса. – Для меня это было очень непривычно. В театре я пела ее один раз за вечер, восемь спектаклей в неделю. А на съемках я пела каждый день и весь день напролет. Понятно, что это намного сложнее. Требуются хорошие нервы, чтобы такое выдержать».
Оригинальный сценарий для театрального мюзикла написали Ален Бублиль и Клод-Мишель Шонберг. Для большого экрана его адаптировала сценарная группа, в которую вошли Бублиль и Шонберг, а также двукратный номинант на премию «Оскар» Уильям Николсон и Герберт Крецмер. Музыку написал Шонберг, стихи – Крецмер.
Композиторы, написавшие музыку для одного из величайших мюзиклов в истории театра, были тепло встречены на съемочной площадке. Продюсеры хотели, чтобы авторы музыки смогли насладиться очередным воплощением своего гениального творения. Для актеров присутствие Шонберга и Бублиля стало лишним стимулом для самосовершенствования. «Нам всем хотелось впечатлить их, – выражает Энн Хэтуэй мнение актерской труппы. – Мы хотели, чтобы они видели – мы достойны оживить их музыку. Они, в свою очередь, оказали нам большую поддержку и с пониманием отнеслись к тому, что оригинальный материал был вынужден подвергнуться определенной адаптации для большого экрана».
Перенос мюзикла со сцены на экран всегда был сопряжен с множеством трудностей. А когда режиссер Том Хупер предложил записывать пение актеров вживую, прямо на съемочной площадке, планка была задрана еще выше. «Том хотел, чтобы зрители стали действительными участниками событий, – объясняет продюсер Эрик Феллнер. – А ни для кого не секрет, что обратная связь улучшается, если актеры играют вживую. Разумеется, мы рисковали, и не только в плане технического обеспечения столь не простого съемочного процесса. Мы также понимали, что актерам будет очень нелегко петь на протяжении всей смены».
Звукорежиссер Стивен Брукер – один из ведущих британских театральных дирижеров, возглавляющий музыкальную команду Макинтоша. Он управлял оркестрами на многих шоу, поставленных продюсером. «Без сомнения, это был правильный выбор, – говорит Брукер о решении записывать пение актеров прямо на съемочной площадке. – Это дало актерам возможность раскрываться на новом эмоциональном уровне».
«Звукозапись сковывает актеров, – убежден Том Хупер. – Они вынуждены до доли секунды придерживаться заданного графика, чтобы синхронизироваться с записью, сделанной за несколько месяцев до съемки. Если же записывать пение вживую, актер имеет определенную свободу действий, которая помогает ему эмоционально раскрываться. Как следствие, актерская игра становится еще более реалистичной. Тема «Отверженных» очень богата эмоциями самого разного характера. Мне хотелось, чтобы актеры смогли прочувствовать и пережить их. Чего никак нельзя было добиться, если бы композиции были записаны в студии».
Записью живого звука на площадке занимался звукооператор Саймон Хэйес, который также целиком и полностью поддерживал творческий подход Хупера. «Когда Том впервые заговорил об этом проекте, я сразу понял, что его задумка о живом звуке себя окупит, – говорит Хэйес. – За весь фильм диалогами мы записал всего 15-20 реплик. Не думаю, что зритель купился бы на синхронизацию, если бы мы накладывали звукозапись на протяжении всей картины».
С актерами работали профессиональные учителя по вокалу. Каждый выходивший на съемочную площадку актер предварительно делал определенные упражнения, укрепляющие голосовые связки. Каждому актеру раздавались наушники, в которых играла фортепианная музыка. Находившийся на площадке музыкант следил за происходящим в кадре и варьировал темп мелодии в соответствии с телодвижениями актеров. Композиции записывались без фортепианного аккомпанемента – впоследствии оркестр подстраивался под голоса певцов уже во время монтажно-тонировочного периода.
По словам Хэйеса, это был достаточно трудоемкий процесс: «В первый день мы снимали Хью Джекмана на горе. Мы были достаточно высоко, воздух был разряжен, не говоря уже о том, что нам потребовалось около полутора часов только для того, чтобы затащить туда все оборудование. Я записывал живой звук и отчетливо слышал, что прислонившийся к скале Хью задыхается. Он в отличной физической форме и много тренировался для этой роли. Но недостаток кислорода все же сказывался, и это было слышно в его голосе. У него очень красивый голос, но любому будет ясно, что он действительно в этот момент находится в горах. В тот момент я понял, насколько прав был Том, выбрав такой способ записи звука. Это действительно должно было сработать. Такой правдоподобности мы никогда не смогли бы добиться, если бы записывали актеров в студии звукозаписи».
Актеры также поддерживали необычное творческое решение режиссера, хотя любой профессиональный певец счел бы его сумасшедшим. «Это был непростой для нас, но в целом верный выбор, – говорит Хью Джекман. – Многие актеры отнеслись к нему с опаской, но не могли не оценить по достоинству ту свободу, которую открывал для нас живой звук. Я мог расслабиться и играть свою роль, не задумываясь о том, чтобы движения губ попадали в записанные ранее реплики и куплеты. Я чувствовал, что все события происходят на самом деле».
«Живая звукозапись означала, что для нас сняты все эмоциональные ограничения, – соглашается Рассел Кроу. – Мы были вольны экспериментировать и открывать новые, необычные стороны характеров наших героев и их взаимоотношений друг с другом. Я думаю, отчасти поэтому фильм получился столь чувственным и проникновенным».
«Во всяком случае, мы не чувствовали себя «белыми воронами», – говорит Энн Хэтуэй, которая исполнила бравурную композицию «У меня была мечта». – Действительно, я никогда раньше ничего подобного не делала. Но вокруг меня были мои коллеги, для каждого из которых это было в новинку. Никто из съемочной группы никогда не работал на съемках, подобных этим. Даже у предложившего эту идею режиссера не было подобного опыта. Не важно, какие у кого были заслуги ранее – на съемочной площадке «Отверженных» мы все были в равной степени новичками».
«Непередаваемое ощущение – с одной стороны быть уязвимой, но с другой – чувствовать поддержку со стороны коллег и всячески поддерживать их, – продолжает актриса. – Я изучила эту песню вдоль и поперек, а затем спела ее на площадке. В тот момент события приводят отчаявшуюся Фантину на панель. В мюзикле песня звучит в другой момент – когда ее увольняют с фабрики. Так что у театральной Фантины есть еще, пусть призрачный, но шанс. В фильме она действительно оказывается на дне пропасти. Она смотрит на отвесные стены и понимает, что отсюда ей уже никак не выкарабкаться. И смягчать ее боль, выраженную в песне, было бы неправильно. Я решила просто положить переживаемые моей героиней страдания на музыку, довериться мелодии. Признаться, мне было боязно петь песню, в которой было столько боли. К тому же, до меня ее исполняли одни из величайших певиц на свете. Если бы не поддержка Тома, Камерона, Клода-Мишеля и Алена, не знаю, как бы я справилась».
«Мне казалось, что как-то подготовить себя к живому исполнению песни на съемочной площадке просто невозможно, – описывает свои впечатления Аманда Сейфрид. – Снимаясь в мюзикле «Мамма Mia!», я провела два дня на студии звукозаписи. Нам приходилось вспоминать то безумие, которое творилось на съемочной площадке, вспоминать наши чувства, волнение, задор… только для того, чтобы синхронно записать звук. На съемочной площадке «Отверженных» я словно прожила жизнь певицы».
Несмотря на то, что у Саманты Баркс уже был вокальный опыт, даже для нее петь вживую перед камерами было достаточно не просто. «Когда мы снимали песню «Наедине с собой» / «On My Own», мне пришлось петь ее с начала до конца дубль за дублем, наверное, 15 раз подряд, – вспоминает актриса. – Для меня это было очень непривычно. В театре я пела ее один раз за вечер, восемь спектаклей в неделю. А на съемках я пела каждый день и весь день напролет. Понятно, что это намного сложнее. Требуются хорошие нервы, чтобы такое выдержать».
Реклама