Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
23 ноября 2012 12:44

Доля российского кино

Доля российского кино

Оптимизация государственной поддержки отечественной кинематографии начнется с 2013 года. Фонд кино станет экономическим агентом Министерства культуры Российской Федерации. Об этом по окончании рабочего совещания в Белом Доме рассказал заместитель председателя правительства Российской Федерации Владислав Сурков.

Ох, уж эта Доля!

Слово доля имеет много значений и толкований: и качественно или количественно выраженная часть от чего-нибудь целого, и участь или судьба в разных вариантах.

Еще в декабре 2011 года Правительство, в лице господина Суркова, попросило кинокомпании – лидеры, получающие финансирование в Фонде кино, определить критерии эффективности собственной работы:

«Лидеры, получающие в Фонде финансирование, критерий выбрали добровольно, сказав - наша цель - доля на рынке. Со стороны Правительства цифры не были названы или навязаны. После подсчетов, которые Фонд кино произвел со Станиславом Воскресенским (с 2008 по 2012 года заместитель Министра экономического развития РФ – прим. «ПрофиСинема»), лидеры объявили о готовности за предстоящий год нарастить долю на 2%. Мы тогда договорились о том, что выполнение ими обещания гарантирует сохранение прежней системы финансирования кино. Одновременно появился бы сильный аргумент против критиков создания Фонда кино вообще», - пояснил Владислав Сурков.

Правительство цифру приняло к сведению и по истечении срока запросило у компании Romir Movie Research провести анализ - прогноз.

Результаты оказались не утешительными. Если в 2011 году Министерство культуры в Фонд кино перенаправило 3,2 млрд. рублей и доля компаний – лидеров в валовых кассовых сборах была на уровне 9,5%, то в 2012 бюджет вырос до 3,9 млрд. рублей, а доля уменьшилась до 7,5%.

Денег больше – доля на 2% меньше, такой получился бизнес результат.

Прироста никакого не случилось. Так что Правительство, выполняя свое слово, готовится к пересмотру модели, по которой работает Фонд кино.

А тут еще произошла и смена руководства в Министерстве культуры. Новые и амбициозные чиновники решили разобраться с проблемами отрасли. Замминистра Иван Демидов, курирующий кинематограф, инициировал создание «дорожной карты» и провел несколько весьма эффективных обсуждений. Состоялось и заседание Совета по кино под руководством Премьера Дмитрия Медведева.

Профессионалы все происходящее стали воспринимать как сигнал к будущим кардинальным изменениям в системе государственной поддержки кино.

Новая модель финансирования

Перемены, безусловно, будут, но господин Сурков заверил: «Я не сторонник резких реформ в любой чувствительной сфере. Около половины средств я бы оставил в Фонде на невозвратной основе, но при этом увеличил бы влияние Минкультуры. Не нужно сейчас эти деньги изымать из Фонда. Я все-таки надеюсь, что определенная эффективность его, как экономического агента возрастет».

Как и какие правила будут работать, начиная с 2013, станет ясно уже в нынешнем декабре. Пока можно сказать лишь о главном – функции Министерства культуры и Фонда кино будут разграничены.

За Министерством по-прежнему сохраняется поддержка кинопроизводства, проката, показа фильмов (для детей и юношества, дебютных, авторских, экспериментальных, короткометражных, анимационных). Минкультуры будет принимать решения о поддержке и производстве фильмов, соответствующих стратегическим задачам государства и оказывать поддержку и продвижение фильмов на международных кинофестивалях и кинорынках.

Как сказал руководитель Департамента кинематографии и модернизационных программ Вячеслав Тельнов: «Cредства на продвижение отечественного кино за рубежом будут выделяться на конкурсной основе. Потому, и «Роскино», и международный департамент Фонда кино, как и все другие желающие, будут планировать свою деятельность, согласно №94 – ФЗ». (Так в профессиональной среде называют Закон о тендерах - «Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - прим. «ПрофиСинема»).

Фонд кино, прежде всего, займется поддержкой возможных коммерчески успешных игровых, документальных и анимационных кинопроектов.

В будущем финансовая поддержка, пояснил господин Сурков, вполне возможно, станет более разнообразной: «Вся дотационная часть Фонда будет контролироваться Министерством культуры. А Фонд кино может, например, субсидировать процентные ставки по кредиту, если компании – мейджору удастся таковые привлечь для производства фильма. Или на условиях 100% возврата продюсеры смогут получить трехгодичный беспроцентный заем. Также Фонд кино на безвозвратной основе будет осуществлять финансовую поддержку фильмов в прокате и продвижении». К ныне существующей 5% норме, которая в соответствии с договорами, подписанными между фондом и компаниями, от всего дохода возвращается в Фонд, господин Сурков отнесся весьма скептически, считая ее экономически неэффективной.

Что важно. Компании – мейджоры смогут завершить работу над всеми начатыми проектами по прежней схеме.

Причины проблем Фонда кино

Все, казалось бы, шло замечательно. Исполнительному директору Фонда кино Сергею Толстикову удалось даже смягчить киносообщество. И в СМИ прекратилась открытая критика самого существования фонда. Правда, в адрес некоторых фильмов шпильки летели.

Но первый «звоночек» аналитики услышали уже на Правительственном Совете по развитию отечественной кинематографии под руководством Владимира Путина первого февраля 2011 года, когда была представлена вся широта деятельности Фонда кино.

Например, кроме работы с мейджорами, в Фонде стали заниматься фильмами с весьма неуклюжей формулировкой «социально значимое кино».

Как пояснил на Совете господин Толстиков: «Данное определение пришло из Министерства культуры в письме с предложением помочь в финансировании проектов, фактически одобренных министерством и необходимых для выполнения ряда правительственных решений. Это касается годовщины полёта Гагарина, войны 1812 года, других тем. Учитывая, что Фонд нацелен на производство зрительского кино, нам показалось это логичным, и мы выделили ресурсы на эти цели».

Попутно Фонд кино, по поручению Премьера, занялся премированием компаний, собравшим в прокате более одного миллиона зрителей. Таковых оказалось восемь, и Фонд им выделил 150 млн. рублей.

Так постепенно Фонд кино стал обрастать департаментами и экспертными подразделениями по направлениям. Добавилось детское кино (как еще один вариант зрительского, значит, «социально важного»). Копродукция, учреждение киноакадемий с Германией, Францией, Италией, продвижение отечественного кино за рубежом (в одном пространстве с «Роскино») и так далее.

В итоге, структура, изначальная цель которой была экономическая, в сообществе стала восприниматься как некая новая ипостась Госкино, если не прямая конкуренция Министерству культуры в отдельных случаях.

История Фонда кино

Свое, совсем незаметное существование Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии ведет аж с января 1995 года. Его создание было инициировано Комитетом Российской Федерации по кинематографии в рамках подготовки к празднованию 100-летия мирового и российского кинематографа.

Но Фонд работал так тихо, что не удивительно порой читать в статьях о совсем другой дате его создания.

На самом деле, тогда, 31 декабря 2009 года за №1215, появилось Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии» (Фонд кино), в котором новая редакция Устава Фонда значительно расширила круг его задач.

А напомнил о Фонде кино экономический кризис. Надо было спасать индустрию.

Сергей Сельянов еще за полгода до официального объявления о реанимации Фонда кино в интервью (в июне 2009 года) порталу «ПрофиСинема» сказал:

«На мой взгляд, в условиях существенных проблем на рынке, как связанных с кризисом, так с ним и не связанных, государство основной упор должно делать на опытные студии, которые добились стабильных результатов. Это вопрос экспертизы.
Компании должны определяться на базе выработанных критериев, а деньги распределяться на конкурсной основе. Возможны, например, двух - трехлетние программы для успешных, состоятельных компаний. Ведь не все кинокомпании стремятся производить по четыре-пять картин в год.
Выбор проекта, его стоимость и выпуск – если все это делать правильно, осмысленно, то есть шансы на то, что российское кино удержит планку, заданную этим десятилетием.
Продолжать, как раньше, раздавать деньги кому попало, глупо – не хорошо распылять бюджетные ресурсы. Ведь если вспомнить, то треть фильмов, снятых при государственной поддержке, вообще не выходила на экраны, про них никто ничего не знает, а еще треть – лучше бы и не выходила вообще».

Главным оппонентом реанимации Фонда кино выступила Гильдия продюсеров России. В письме на имя Председателя Правительства Владимира Путина члены Гильдии предлагали финансирование организовать по иному принципу. Порталу «ПрофиСинема» вице-президент Гильдии Александр Котелевский в марте 2010 года рассказывал:

«Ни в одной стране мира нет поддержки юридических лиц. Есть поддержка проектов. Благодаря начавшейся реформе, мы изучили большое количество информации, касающейся системы работы подобных фондов в других странах мира. Когда продюсер обращается за господдержкой, то пятьдесят процентов баллов, которые он получает, связаны с оценкой его компании – юридического лица. То есть, происходит экспертиза всего – финансового состояния, кредитоспособности, истории компании, её успехов и неудач и т.д. Остальные пятьдесят процентов начисляются непосредственно за сам проект – избранный жанр, качество сценариев и т.д. В нашей стране, по сути, выбран путь создания олигархов вручную…».

Выбирая компании – лидеры, обновленный Фонд кино руководствовался Постановлением Правительства «О предоставлении субсидий на поддержку кино». В качестве критериев, как и прогнозировал господин Сельянов, были выбраны зрительский успех фильмов в кинотеатрах и на телевидении, профессиональное признание качества фильмов, награды на фестивалях и призы, устойчивость компаний, действующих не один год. Отбор координировало Министерство экономического развития. В результате всех подсчетов и анализа Попечительский совет Фонда утвердил восемь компаний-лидеров.

К июню 2012 года произошла небольшая ротация, число компаний лидеров увеличилось до десяти.

В 2013 году они будут отвечать за прокатную Долю.

Или за дальнейшую судьбу Фонда кино.

И вновь к истории

Отечественной киноиндустрии, конечно, не привыкать к переменам каждые три – четыре года.

В новые времена отечественным кинематографистам Государственный Комитет по кинематографии (Госкино) достался по наследству от СССР. А по традиции вместе со структурой перешла и его карма преобразований. (Напомню, что во времена СССР Правительство статус Госкино меняло несколько раз.)

Киносообщество еще не забыло свои бои против упразднения Госкино (самый яркий митинг состоялся тогда во дворе особняка в Малом Гнездниковском, где вместо трибуны пламенные речи киноклассики произносили на украшенном кумачем «мосфильмовском» грузовике).

Но, тем не менее, с 30 июня 2004 государственной поддержкой стало заниматься Федеральное агентство по культуре и кинематографии (аббревиатура ФАКК, конечно, повеселила сообщество).

Агентство просуществовало три года и 11 месяцев, и в начале мая 2008 года попало под очередную реорганизацию всего Правительства (тогда были упразднены многие агентства). Киноотраслью стал заниматься, повторяя ситуацию 1953 года, Департамент по кинематографии уже в рамках Министерства культуры РФ.

Логика развития событий и решений, возвращающих из Фонда кино в Министерство культуры большую часть направлений, вполне может привести и к воссозданию Госкино.

Во всяком случае, после слияния всегда было видно, насколько тесно Департаменту по кинематографии в рамках Министерства культуры.
Автор:
Вита Рамм

Другие статьи по теме Фонд кино

Другие статьи по теме Министерство культуры РФ

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама