15 ноября 2012 08:58
Президент Чехии отказывается поддержать кинематограф
Президент Чехии Вацлав Клаус не подписал Закон «Об аудиовизуальных произведениях и поддержке кинематографии». Президент посчитал, что кинопроизводство является всего лишь ветвью самого обычного бизнеса, и потому оно не может финансироваться за счет налогов граждан. По мнению президента, в Чехии есть много людей, которые добровольно не стали бы вкладывать деньги в кино.
В результате внедрения нового Закона Государственный фонд кинематографии ежегодно собирал бы около 300 миллионов крон из разных источников. По замыслу авторов Закона, в основном Фонд финансировался бы за счет трех коммерческих телекомпаний – TV Nova, Prima и Barrandov, которые отчисляли бы в Фонд 2% со своего рекламного оборота. Так в год набиралась бы сумма в 150 миллионов крон (25 крон = 1 евро). В бюджет Фонда шли бы отчисления и от проданных в кинотеатрах билетов: по 2 кроны за билет на обычный фильм и по 3 кроны за фильм в 3D. А также деньги с официальных видеосайтов, откуда люди за оплату скачивают фильмы. Собирал бы Фонд и часть отчислений за счет платежей граждан страны за радио и общественное ТВ (в Чехии каждый владелец телевизора платит как за газ или воду).
По данным Совета Европы, в 1999 году на поддержку европейского кинематографического и телевизионного сектора было выделено порядка 1 миллиарда евро, а в 2009 – 2,1 миллиарда евро. И только Чехия, благодаря вето президента, оказалась единственной в европейском союзе страной, которая больше не будет поддерживать свой кинематограф на государственном уровне. К огорчению чешских кинематографистов, президент страны Вацлав Клаус игнорирует значение и силу национального кино в политике государства, и его влияние на общество.
Объясняя свое отношение к Закону, господин Клаус заявил со всей прямотой: «Кинематография является стандартной коммерческой отраслью, и нет причин финансировать ее посредством денег из общественных источников. Я не могу понять, почему государство должно подобным способом поддерживать предпринимателей в сфере кинобизнеса, а, например, не чешскую музыку, изобразительное искусство, архитектуру, чешский театр, литературу или спорт… Актуальной проблемой чешского кинематографа является не столько недостаток финансов, так как и за небольшие деньги можно снять прекрасный фильм, а, скорее, недостаток творческой идеи…».
Продюсер Ондржей Тройян в эфире «Радио Прага» сказал: «Это заявление с законом вообще не имеет какой-либо связи. Норма решает целый ряд вопросов, которые он (президент) вовсе не желает учитывать. Речь идет о поддержке кинопромышленности, что очень важно. 12 лет назад в стране реализовывались заказы, снимались фильмы за десятки миллиардов чешских крон. Сегодня здесь не снимается почти ничего. Я думаю, что это ошибка, как с точки зрения экономики, так и трудоустройства. Традиция чешского кино исчезает».
С другой стороны, будущим новым нормам финансирования производства национального кино не обрадовались и коммерческие каналы. Как пояснил шеф-редактор «Информ Прага» Кирилл Щелков: «Проблема в том, что в Чехии сейчас повсеместно идет сокращение государственного бюджета и в 2013 году на кино практически ничего не заложено. Закон мог бы поправить положение и поддержать кинематографистов. Ранее налог с рекламы платили не только коммерческие каналы, но и государственные. Но со следующего года госканалы, как общественное телевидение, за которое платит пользователь, прекращают показывать рекламу. А частным каналам давать отчисления в фонд невыгодно, так как они сами часто выступают продюсерами фильмов. По новому Закону им бы пришлось «насильно» стать продюсерами фильмов, которые они может по своей воле финансировать бы и не стали».
Чешская киноотрасль переживает не лучшие времена, и новый Закон пытался это исправить. Дело в том, что в последние годы студия «Баррандов» стала терять многих своих клиентов. Опытом сотрудничества поделился продюсер Алексей Петрухин: «Ещё 5-7 лет назад Чехия была на первом месте по производству фильмов, не своих, а продакшена... Но так как они не смогли быстро сориентироваться в рынке, подстроиться под кризис, не проявили гибкость, то в результате потеряли, можно сказать, всё». Согласно законопроекту, в случае съемок на территории Чехии художественного фильма, зарубежные кинематографисты получили бы обратно до 30% расходов (в том числе и на товары и услуги, предоставленные чешскими фирмами). А пока данная норма в Чехии отсутствует. И голливудские продюсеры уже перебрались туда, глее им предложили выгодные профессиональный и экономические условия – в Румынию и Венгрию. Сворачивает свой производственный цикл в «Баррандове» и господин Петрухин. Работа над крупным проектом «Вий 3D» продолжится уже в России и в Лос-Анджелесе.
Но, как уточняет господин Щелков, шанс исправить положение у чешских кинематографистов все-таки остается. Например, за оставшиеся до 2013 полтора месяца парламент страны может преодолеть вето президента, и тогда новый Закон «Об аудиовизуальных произведениях и поддержке кинематографии» начнет действовать.
На данный момент у Фонда нет денег. Чешские кинематографисты сегодня получают от него лишь символическую премию в размере 1 кроны.
Добавим, что, кроме экономических норм, в новом Законе были также прописаны и другие положения. Например, для удобства слабослышащих фильмы должны быть с титрами. Предусмотрены для доступа к киносеансам и четыре возрастных группы (фильм без ограничений, от 12, от 15 и от 18 лет).
В результате внедрения нового Закона Государственный фонд кинематографии ежегодно собирал бы около 300 миллионов крон из разных источников. По замыслу авторов Закона, в основном Фонд финансировался бы за счет трех коммерческих телекомпаний – TV Nova, Prima и Barrandov, которые отчисляли бы в Фонд 2% со своего рекламного оборота. Так в год набиралась бы сумма в 150 миллионов крон (25 крон = 1 евро). В бюджет Фонда шли бы отчисления и от проданных в кинотеатрах билетов: по 2 кроны за билет на обычный фильм и по 3 кроны за фильм в 3D. А также деньги с официальных видеосайтов, откуда люди за оплату скачивают фильмы. Собирал бы Фонд и часть отчислений за счет платежей граждан страны за радио и общественное ТВ (в Чехии каждый владелец телевизора платит как за газ или воду).
По данным Совета Европы, в 1999 году на поддержку европейского кинематографического и телевизионного сектора было выделено порядка 1 миллиарда евро, а в 2009 – 2,1 миллиарда евро. И только Чехия, благодаря вето президента, оказалась единственной в европейском союзе страной, которая больше не будет поддерживать свой кинематограф на государственном уровне. К огорчению чешских кинематографистов, президент страны Вацлав Клаус игнорирует значение и силу национального кино в политике государства, и его влияние на общество.
Объясняя свое отношение к Закону, господин Клаус заявил со всей прямотой: «Кинематография является стандартной коммерческой отраслью, и нет причин финансировать ее посредством денег из общественных источников. Я не могу понять, почему государство должно подобным способом поддерживать предпринимателей в сфере кинобизнеса, а, например, не чешскую музыку, изобразительное искусство, архитектуру, чешский театр, литературу или спорт… Актуальной проблемой чешского кинематографа является не столько недостаток финансов, так как и за небольшие деньги можно снять прекрасный фильм, а, скорее, недостаток творческой идеи…».
Продюсер Ондржей Тройян в эфире «Радио Прага» сказал: «Это заявление с законом вообще не имеет какой-либо связи. Норма решает целый ряд вопросов, которые он (президент) вовсе не желает учитывать. Речь идет о поддержке кинопромышленности, что очень важно. 12 лет назад в стране реализовывались заказы, снимались фильмы за десятки миллиардов чешских крон. Сегодня здесь не снимается почти ничего. Я думаю, что это ошибка, как с точки зрения экономики, так и трудоустройства. Традиция чешского кино исчезает».
С другой стороны, будущим новым нормам финансирования производства национального кино не обрадовались и коммерческие каналы. Как пояснил шеф-редактор «Информ Прага» Кирилл Щелков: «Проблема в том, что в Чехии сейчас повсеместно идет сокращение государственного бюджета и в 2013 году на кино практически ничего не заложено. Закон мог бы поправить положение и поддержать кинематографистов. Ранее налог с рекламы платили не только коммерческие каналы, но и государственные. Но со следующего года госканалы, как общественное телевидение, за которое платит пользователь, прекращают показывать рекламу. А частным каналам давать отчисления в фонд невыгодно, так как они сами часто выступают продюсерами фильмов. По новому Закону им бы пришлось «насильно» стать продюсерами фильмов, которые они может по своей воле финансировать бы и не стали».
Чешская киноотрасль переживает не лучшие времена, и новый Закон пытался это исправить. Дело в том, что в последние годы студия «Баррандов» стала терять многих своих клиентов. Опытом сотрудничества поделился продюсер Алексей Петрухин: «Ещё 5-7 лет назад Чехия была на первом месте по производству фильмов, не своих, а продакшена... Но так как они не смогли быстро сориентироваться в рынке, подстроиться под кризис, не проявили гибкость, то в результате потеряли, можно сказать, всё». Согласно законопроекту, в случае съемок на территории Чехии художественного фильма, зарубежные кинематографисты получили бы обратно до 30% расходов (в том числе и на товары и услуги, предоставленные чешскими фирмами). А пока данная норма в Чехии отсутствует. И голливудские продюсеры уже перебрались туда, глее им предложили выгодные профессиональный и экономические условия – в Румынию и Венгрию. Сворачивает свой производственный цикл в «Баррандове» и господин Петрухин. Работа над крупным проектом «Вий 3D» продолжится уже в России и в Лос-Анджелесе.
Но, как уточняет господин Щелков, шанс исправить положение у чешских кинематографистов все-таки остается. Например, за оставшиеся до 2013 полтора месяца парламент страны может преодолеть вето президента, и тогда новый Закон «Об аудиовизуальных произведениях и поддержке кинематографии» начнет действовать.
На данный момент у Фонда нет денег. Чешские кинематографисты сегодня получают от него лишь символическую премию в размере 1 кроны.
Добавим, что, кроме экономических норм, в новом Законе были также прописаны и другие положения. Например, для удобства слабослышащих фильмы должны быть с титрами. Предусмотрены для доступа к киносеансам и четыре возрастных группы (фильм без ограничений, от 12, от 15 и от 18 лет).
Все новости о фильме
06.09.2024
Продюсера «Вия» Алексея Петрухина задержали за посредничество во взятке
29.12.2023
Итоги российского проката в 2023 году: в пользу бедных
30.12.2022
Итоги проката российского кино в 2022 году: копейка рубль бережет
29.12.2021
Итоги проката российского кино в 2021 году: добрым молодцам урок
30.12.2020
ПрофиСинема подводит итоги десятилетия российской кинематографии
30.12.2020
Российский прокат 2020: «Холоп» спас год
22.12.2020
В Китае состоялась премьера фильма «Буран»
01.10.2019
Итоги уикенда с 26 по 29 сентября: касса у Брэда Питта
24.09.2019
Итоги уикенда с 19 по 22 сентября: «Тайна печати дракона» обошла «Оно 2»
04.07.2019
В сети появился трейлер российско-китайского фильма «Тайна печати дракона»
Реклама