24 октября 2012 14:18
Игорю Таланкину – 85 лет!
В 2012 году выдающемуся советскому режиссеру и сценаристу, народному артисту СССР, чья творческая жизнь неразрывно связана с киностудией «Мосфильм», Игорю Таланкину исполнилось бы 85 лет. Его картины «Серёжа», «Дневные звезды», «Чайковский», «Выбор цели» и другие вошли в историю отечественного и мирового кинематографа и, конечно, в «Золотую коллекцию» «Мосфильма». По сообщениям пресс-службы «Мосфильма», в главном корпусе киностудии открыта фотовыставка, посвященная творчеству мастера.
Игорь (настоящее имя – Индустрий) Васильевич Таланкин родился 3 октября 1927 года в Ногинске Московской области. Окончил театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова в 1950 году и сразу поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская А. Попова, М. Кнебель), которую окончил в 1955 году, а затем пришел работать на киностудию «Мосфильм». В 1959 году Таланкин оканчивает двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана).
Дебютом Игоря Таланкина в кинематографе стал художественный фильм «Сережа», снятый им совместно с Георгием Данелия в 1960 году. В фильме снялись звезды советского кино – Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Картина имела большой успех у зрителей и была отмечена престижными международными наградами.
«Точность и изобретательность часто ведут к тому, что вы видите в картине режиссерский и операторский пот – вы видите, как много трудился оператор и как старался режиссер. Это плохо. А «Серёжа» смотрится так, будто режиссерам и оператору ничего это все не стоило», - хвалил «первую работу молодых товарищей» Михаил Ромм (интервью для газеты «Советский фильм»).
Уже в 1964 году Игорь Таланкин становится педагогом ВГИКа – руководителем режиссёрско-актёрской мастерской (а с 1976 года – профессором). В интервью «Российской газете» генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров вспоминает о своем учителе так: «К Игорю Васильевичу у меня особенно нежное отношение: он был моим мастером в Институте кинематографии и дал мне в профессии очень многое... Игорь Таланкин был из редкой в кино породы режиссеров актерских. Он окончил ГИТИС и начинал как театральный режиссер. И потом во ВГИКе необыкновенно много давал своим студентам, помогая им постичь принципы работы с актером, умение любить актера и понимать природу актерского дарования. Поэтому, например, курсовые работы и дипломные спектакли его мастерской всегда становились событиями».
Следующей работой в кино режиссера Таланкина стала картина «Вступление», которая вышла на экраны в 1962 году. Через несколько лет – «Дневные звезды» (1966).
«Игорь Таланкин – один из ярчайших представителей своего режиссерского поколения, – добавляет Карен Шахназаров. – Он очень полно выразил в своих фильмах философию шестидесятничества: с его фильмами на экран пришел рядовой человек с его нормальными повседневными проблемами. Пришло такое понятие, как гуманизм, – качество, принесшее нашему кино 60-х всемирную славу… «Вступление» – рассказ по прозе Веры Пановой о взрослении, о потребности в понимании и человеческом тепле. «Дневные звезды» – картина, сделанная на материале судьбы и творчества Ольги Берггольц, очень необычная, по тем временам абсолютно новаторская. Художественный метод, использованный в этом фильме, до сих пор остается уникальным. Я могу его назвать продолжением и развитием поэтических традиций Александра Довженко – то, что в дальнейшем, к сожалению, окончательно ушло из нашего кино».
Затем Игорь Таланкин снял двухсерийные ленты «Чайковский» (1970), номинированный на «Оскар» в двух категориях, картины «Отец Сергий» (1970) и «Звездопад» (1981), которые также были удостоены наград на международных фестивалях и вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Игорь Таланкин также писал сценарии к своим фильмам. А музыку к ним писал выдающийся российский и советский композитор Альфред Шнитке. Как режиссер, умеющий ценить актерское мастерство, Таланкин всегда собирал в своих фильмах и выдающихся актеров: Аллу Демидову, Иннокентия Смоктуновского, Василия Меркурьева, Сергея Бондарчука, Антонину Шуранову, Ирину Скобцеву, Владислава Стржельчика, Георгия Жженова…
В 1980–1990-е годы выходят фильмы, снятые Игорем Васильевичем совместно с Дмитрием Таланкиным – его сыном, композитором и режиссёром: «Осень, Чертаново…» (1988), «Бесы» (1992), вызвавшие неоднозначную реакцию критики, а также «Незримый путешественник» (1999) – последний фильм режиссера, после чего он целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Скончался Игорь Таланкин 24 июля 2010 года на 83-м году жизни. «Я думаю, что истинный вклад Игоря Васильевича Таланкина в наше кино – как айсберг, где взору открыта только верхняя часть: его фильмы. Но не менее важна невидимая часть айсберга, и она огромна – его дар педагога. Это была счастливая судьба не только потому, что она продолжается в его фильмах. Она продолжается в его многочисленных учениках – актерах и режиссерах, которым он дарил сокровища своего опыта, ума и великого таланта – художнического и человеческого», – заключает Карен Шахназаров.
Игорь (настоящее имя – Индустрий) Васильевич Таланкин родился 3 октября 1927 года в Ногинске Московской области. Окончил театрально-музыкальное училище имени А. Глазунова в 1950 году и сразу поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская А. Попова, М. Кнебель), которую окончил в 1955 году, а затем пришел работать на киностудию «Мосфильм». В 1959 году Таланкин оканчивает двухгодичные режиссерские курсы при «Мосфильме» (мастерская Ю. Райзмана).
Дебютом Игоря Таланкина в кинематографе стал художественный фильм «Сережа», снятый им совместно с Георгием Данелия в 1960 году. В фильме снялись звезды советского кино – Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева. Картина имела большой успех у зрителей и была отмечена престижными международными наградами.
«Точность и изобретательность часто ведут к тому, что вы видите в картине режиссерский и операторский пот – вы видите, как много трудился оператор и как старался режиссер. Это плохо. А «Серёжа» смотрится так, будто режиссерам и оператору ничего это все не стоило», - хвалил «первую работу молодых товарищей» Михаил Ромм (интервью для газеты «Советский фильм»).
Уже в 1964 году Игорь Таланкин становится педагогом ВГИКа – руководителем режиссёрско-актёрской мастерской (а с 1976 года – профессором). В интервью «Российской газете» генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров вспоминает о своем учителе так: «К Игорю Васильевичу у меня особенно нежное отношение: он был моим мастером в Институте кинематографии и дал мне в профессии очень многое... Игорь Таланкин был из редкой в кино породы режиссеров актерских. Он окончил ГИТИС и начинал как театральный режиссер. И потом во ВГИКе необыкновенно много давал своим студентам, помогая им постичь принципы работы с актером, умение любить актера и понимать природу актерского дарования. Поэтому, например, курсовые работы и дипломные спектакли его мастерской всегда становились событиями».
Следующей работой в кино режиссера Таланкина стала картина «Вступление», которая вышла на экраны в 1962 году. Через несколько лет – «Дневные звезды» (1966).
«Игорь Таланкин – один из ярчайших представителей своего режиссерского поколения, – добавляет Карен Шахназаров. – Он очень полно выразил в своих фильмах философию шестидесятничества: с его фильмами на экран пришел рядовой человек с его нормальными повседневными проблемами. Пришло такое понятие, как гуманизм, – качество, принесшее нашему кино 60-х всемирную славу… «Вступление» – рассказ по прозе Веры Пановой о взрослении, о потребности в понимании и человеческом тепле. «Дневные звезды» – картина, сделанная на материале судьбы и творчества Ольги Берггольц, очень необычная, по тем временам абсолютно новаторская. Художественный метод, использованный в этом фильме, до сих пор остается уникальным. Я могу его назвать продолжением и развитием поэтических традиций Александра Довженко – то, что в дальнейшем, к сожалению, окончательно ушло из нашего кино».
Затем Игорь Таланкин снял двухсерийные ленты «Чайковский» (1970), номинированный на «Оскар» в двух категориях, картины «Отец Сергий» (1970) и «Звездопад» (1981), которые также были удостоены наград на международных фестивалях и вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Игорь Таланкин также писал сценарии к своим фильмам. А музыку к ним писал выдающийся российский и советский композитор Альфред Шнитке. Как режиссер, умеющий ценить актерское мастерство, Таланкин всегда собирал в своих фильмах и выдающихся актеров: Аллу Демидову, Иннокентия Смоктуновского, Василия Меркурьева, Сергея Бондарчука, Антонину Шуранову, Ирину Скобцеву, Владислава Стржельчика, Георгия Жженова…
В 1980–1990-е годы выходят фильмы, снятые Игорем Васильевичем совместно с Дмитрием Таланкиным – его сыном, композитором и режиссёром: «Осень, Чертаново…» (1988), «Бесы» (1992), вызвавшие неоднозначную реакцию критики, а также «Незримый путешественник» (1999) – последний фильм режиссера, после чего он целиком посвятил себя педагогической деятельности.
Скончался Игорь Таланкин 24 июля 2010 года на 83-м году жизни. «Я думаю, что истинный вклад Игоря Васильевича Таланкина в наше кино – как айсберг, где взору открыта только верхняя часть: его фильмы. Но не менее важна невидимая часть айсберга, и она огромна – его дар педагога. Это была счастливая судьба не только потому, что она продолжается в его фильмах. Она продолжается в его многочисленных учениках – актерах и режиссерах, которым он дарил сокровища своего опыта, ума и великого таланта – художнического и человеческого», – заключает Карен Шахназаров.
Другие статьи по теме Киноконцерн Мосфильм
14.11.2024
Кинофестиваль Зимний представил программу к 100-летию Мосфильма
17.04.2024
«Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён» покажут в центре ЗИЛ
20.02.2024
Киностудия Горького изменила свое название впервые за 20 лет
27.12.2023
Глава Мосфильма Карен Шахназаров подвел итоги года для киноконцерна
29.05.2023
Российская киноиндустрия пока не может заменить импортное оборудование
Реклама