23 июля 2012 10:28
Богдан Ступка: «Человек очень изменился»
Завтра, 24 июля 2012 года в Киеве будут прощаться с Талантом. С Богданом Ступкой. Церемония прощания пройдет в национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко, художественным руководителем которого он служил с 2001-ого года. Народный артист СССР и Герой Украины ушел 71-м году жизни в киевской больнице «Феофания».
Но оплакивать расставание с ним будут не только украинские его поклонники. Богдана Сильвестровича Ступку любили во всем пространстве бывшего СССР. За актерское дарование, за мужское обаяние, которое с годами только увеличивалось. А если мужчина красиво стареет, значит, его внутренняя жизнь идет правильно, что отражается и на лице. Для актера внешность – необходимый профессиональный инструмент и им Богдан Сильвестрович владел виртуозно. Порой кокетничал, да. Но ведь красиво кокетничал: «Мужчина вообще должен быть загадочным, особенно для женщин». Или: «Раньше я был у женщин не особо популярен. А сейчас на старости лет вдруг начал нравиться – и молодым, и средним, и бабушкам. Сегодня в Киеве рано утром иду по театру, а навстречу мне идет наша работница и говорит: «Ой, какое же чудо, что первый мужчина, которого я сегодня встретила, — это вы». А я чего? Я дальше пошел».
В прошлом году и Украина, и Россия отмечали юбилейную дату Богдана Ступки. Осыпали орденами и поздравительными телеграммами, но при этом цифра 70 на фоне артиста смотрелась сплошным недоразумением. Какие 70?! Он же из поколения особых жизнедеятельных мужчин. Вон как Мик Джаггер и Пол Маккартни прыгают на сцене в таком же возрасте, и никто их года не считает. Но Богдана Сильвестровича, увы, стало подводить сердце. Полтора года назад в Германии ему была сделана операция.
На артиста-дебютанта Богдана Ступку зрители сразу обратили внимание в 1971 году во время Московского международного кинофестиваля. Фильм режиссера Юрия Ильенко и его соавтора сценария Ивана Миколайчука «Белая птица с черной отметиной» был награжден Золотой медалью ММКФ, а в памяти навсегда остался странное и страстное кружение в танце Ореста (Богдан Ступка) и Даны (Лариса Кадочникова). В худеньком молодом парне было бы сложно признать нынешнего Богдана Сильвестровича – духовного лидера Украины, если бы не взгляд. Уже тогда артист понимал важность гармонии между внутренней жизнью персонажа и выразительными внешними жестами, поступками. Поэтому творческое развитие артиста шло по нарастающей. И невозможно было прикрепить артиста к одному амплуа – и в чеховских пьесах, и в шекспировских трагедиях, и в национальных поэтических драмах он чувствовал себя одинаково уверенно. Как тот староста из фильма «Свои» умело показывал себя с мужиками мужиком, с барином вел себя как барин.
А уж как читал стихи Тараса Шевченко! Не поленитесь, найдите в ютюбе и насладитесь не только мелодикой украинской речи, но красотой мужского лица, озаренного высшими смыслами.
Коллеги, как на Украине, так и в России, награждали Богдана Ступку за профессиональные достижения. Власти назначали его на должности государственного масштаба (с 1999 по 2001 год был министром культуры Украины). А зритель просто преданно любил и доверял ему, как своему собственному отцу. Особенно Тевье молочнику, которого Богдан Сильвестрович играл на сцене родного театра двадцать лет. Но будет несправедливо, если хотя бы не упомянуть его других отцов – своенравных, не считающихся с мнением собственных детей и оправдывающих себя в том, что все только ради спасения семьи. Именно эти роли, как, например, генерал Серов, отец хромоножки Верочки, заглавный образ в «Тарасе Бульбе», Шаманов в «Доме» явили нам полноценно созревшую трагическую грань таланта Богдана Ступки.
Для соблюдения внутреннего баланса он снимался в комедиях или играл чистых злодеев. Какой же страшный был его Лысенко в противостоянии гениальному генетику Вавилову (телефильм «Николай Вавилов»). А безупречный вкус к интонации спасал его «великого картежника» в «Китайском сервизе» от пошлости, а трогательно влюбленного в английскую королеву Брежнева в кинокомедии «Заяц над бездной» от карикатуры.
Жизнь исполнила мечту Богдана Ступки. Ведь он рос на Западе Украины, где в семьях не забывали, вместе с кашей и хлебом, вкладывать детям и желание жить в самостоятельной от СССР стране. Но вот Украина обрела независимость, а вместе с ней и огромные проблемы взросления. И Богдан Сильвестрович со своими коллегами испытал не лучшие времена, ведь новые власти первым делом проблемы культуры посчитали вопросами второстепенными. И артист печалился. В одном из интервью он говорил: «Время Гамлетов прошло, настало время Гильденстернов и Розенкранцев. Я говорю про духовный стан человека. Театр ведь занимается духовным состоянием человека. При этом он ничего не изменяет, только ставит вопрос. Я вот вижу: человек стал хуже! Не то, что не изменился, он очень изменился. В нравственном, в любом смысле».
На сайте Министерства культуры Украины сегодня можно прочитать: «Отныне современная история украинского театра и украинского кинематографа начнет разделяться на две эпохи – на эпоху Ступки и эпоху после него».
Но оплакивать расставание с ним будут не только украинские его поклонники. Богдана Сильвестровича Ступку любили во всем пространстве бывшего СССР. За актерское дарование, за мужское обаяние, которое с годами только увеличивалось. А если мужчина красиво стареет, значит, его внутренняя жизнь идет правильно, что отражается и на лице. Для актера внешность – необходимый профессиональный инструмент и им Богдан Сильвестрович владел виртуозно. Порой кокетничал, да. Но ведь красиво кокетничал: «Мужчина вообще должен быть загадочным, особенно для женщин». Или: «Раньше я был у женщин не особо популярен. А сейчас на старости лет вдруг начал нравиться – и молодым, и средним, и бабушкам. Сегодня в Киеве рано утром иду по театру, а навстречу мне идет наша работница и говорит: «Ой, какое же чудо, что первый мужчина, которого я сегодня встретила, — это вы». А я чего? Я дальше пошел».
В прошлом году и Украина, и Россия отмечали юбилейную дату Богдана Ступки. Осыпали орденами и поздравительными телеграммами, но при этом цифра 70 на фоне артиста смотрелась сплошным недоразумением. Какие 70?! Он же из поколения особых жизнедеятельных мужчин. Вон как Мик Джаггер и Пол Маккартни прыгают на сцене в таком же возрасте, и никто их года не считает. Но Богдана Сильвестровича, увы, стало подводить сердце. Полтора года назад в Германии ему была сделана операция.
На артиста-дебютанта Богдана Ступку зрители сразу обратили внимание в 1971 году во время Московского международного кинофестиваля. Фильм режиссера Юрия Ильенко и его соавтора сценария Ивана Миколайчука «Белая птица с черной отметиной» был награжден Золотой медалью ММКФ, а в памяти навсегда остался странное и страстное кружение в танце Ореста (Богдан Ступка) и Даны (Лариса Кадочникова). В худеньком молодом парне было бы сложно признать нынешнего Богдана Сильвестровича – духовного лидера Украины, если бы не взгляд. Уже тогда артист понимал важность гармонии между внутренней жизнью персонажа и выразительными внешними жестами, поступками. Поэтому творческое развитие артиста шло по нарастающей. И невозможно было прикрепить артиста к одному амплуа – и в чеховских пьесах, и в шекспировских трагедиях, и в национальных поэтических драмах он чувствовал себя одинаково уверенно. Как тот староста из фильма «Свои» умело показывал себя с мужиками мужиком, с барином вел себя как барин.
А уж как читал стихи Тараса Шевченко! Не поленитесь, найдите в ютюбе и насладитесь не только мелодикой украинской речи, но красотой мужского лица, озаренного высшими смыслами.
Коллеги, как на Украине, так и в России, награждали Богдана Ступку за профессиональные достижения. Власти назначали его на должности государственного масштаба (с 1999 по 2001 год был министром культуры Украины). А зритель просто преданно любил и доверял ему, как своему собственному отцу. Особенно Тевье молочнику, которого Богдан Сильвестрович играл на сцене родного театра двадцать лет. Но будет несправедливо, если хотя бы не упомянуть его других отцов – своенравных, не считающихся с мнением собственных детей и оправдывающих себя в том, что все только ради спасения семьи. Именно эти роли, как, например, генерал Серов, отец хромоножки Верочки, заглавный образ в «Тарасе Бульбе», Шаманов в «Доме» явили нам полноценно созревшую трагическую грань таланта Богдана Ступки.
Для соблюдения внутреннего баланса он снимался в комедиях или играл чистых злодеев. Какой же страшный был его Лысенко в противостоянии гениальному генетику Вавилову (телефильм «Николай Вавилов»). А безупречный вкус к интонации спасал его «великого картежника» в «Китайском сервизе» от пошлости, а трогательно влюбленного в английскую королеву Брежнева в кинокомедии «Заяц над бездной» от карикатуры.
Жизнь исполнила мечту Богдана Ступки. Ведь он рос на Западе Украины, где в семьях не забывали, вместе с кашей и хлебом, вкладывать детям и желание жить в самостоятельной от СССР стране. Но вот Украина обрела независимость, а вместе с ней и огромные проблемы взросления. И Богдан Сильвестрович со своими коллегами испытал не лучшие времена, ведь новые власти первым делом проблемы культуры посчитали вопросами второстепенными. И артист печалился. В одном из интервью он говорил: «Время Гамлетов прошло, настало время Гильденстернов и Розенкранцев. Я говорю про духовный стан человека. Театр ведь занимается духовным состоянием человека. При этом он ничего не изменяет, только ставит вопрос. Я вот вижу: человек стал хуже! Не то, что не изменился, он очень изменился. В нравственном, в любом смысле».
На сайте Министерства культуры Украины сегодня можно прочитать: «Отныне современная история украинского театра и украинского кинематографа начнет разделяться на две эпохи – на эпоху Ступки и эпоху после него».
Реклама