8 июля 2012 00:01
Юбилей Карена Шахназарова: Магия кино продолжается
8 июля 2012 года исполняется 60 лет Карену Шахназарову – кинорежиссеру, фильмы которого известны, любимы, почитаемы зрителями и критиками во всем мире. Его картины участвовали в программах Международных кинофестивалей в Сан-Себастьяне, Гетеборге, Локарно, Акапулько, Монреале, Вюрсбурге, Стамбуле, Токио. Многолетний кинематографический тандем Шахназарова с драматургом Александром Бородянским справедливо назвать идеальным, о чем бесконечно можно говорить на примерах созданных ими кинофильмов. Вот уже несколько лет Карен Шахназаров руководит киностудией «Мосфильм» и продолжает снимать кино.
Свое решение поступать во ВГИК на художественный факультет будущий режиссер мотивировал тем, что с детства любил живопись и занимался в художественной школе. Но когда выяснилось, что для поступления нужен аттестат о среднем художественном образовании, которого у Шахназарова не было, он отдал документы на режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Таланкина. Выбор творческой профессии не был характерным для предыдущих поколений Шахназарова: «Так сложилось исторически, что мужчины из рода Шахназаровых были либо военными, либо адвокатами. Моим воспитанием в основном занималась мама, отец всю жизнь много работал. Он никогда меня особенно не ругал, не читал мне нотаций. Воспитывал меня своим примером. Привил мне любовь к книгам. Сам он был человеком необычайно – энциклопедически – эрудированным, сейчас, пожалуй, таких уже и нет».
В 1975 году Шахназаров закончил институт, его дипломная работа – короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро». Затем пришел работать на «Мосфильм» ассистентом у своего учителя Таланкина. «Мне было лет двенадцать, когда я увидел «Рабочий поселок». Несмотря на то, что это был «взрослый» фильм, он на меня произвел незабываемое впечатление. Тогда я решил, что буду работать в кино. Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал. Но как ни странно, получил то, что хотел в свои двадцать лет» - вспоминает режиссер. Его полноценным режиссерским дебютом стала кинокомедия «Добряки» (1979) по одноименной пьесе Леонида Зорина. А в 1980 году режиссером Иваном Киасашвили была поставлена лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров» по сценарию Бородянского и Шахназарова.
В период работы Шахназарова в объединении Георгия Данелии, был создан сценарий фильма «Мы из джаза» (1983) – первый всецело совместный проект с Александром Бородянским. Многочисленные правки в сценарий вносил сам Данелия. «Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц... Я долго оставался самым молодым режиссером, а потом самым молодым секретарем Союза кинематографистов». Именно эта картина, в жанре музыкального фильма, принесла Шахназарову невероятную известность: была признана лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран» и удостоена нескольких международных призов. Неповторимый актерский ансамбль, разыгрывающий историю Советской эстрадной музыки 20-х годов и зарождения на этой почве джаза как «пролетарского искусства», стилизация под «Веселых ребят» (Григорий Александров, 1934) – главные, но не единственные поводы восторгов зрителей и критики в адрес этой остроумной и немного ностальгической комедии.
После первого сверхудачного дебюта были сняты «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1988), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2003), каждый из которых становился событием. Многие из этих и последующих работ Шахназарова были заслуженно признаны и награждены не только жюри различных фестивалей, критикой и зрителями, но, пожалуй, самой историей и немного вечностью. Что не сложно доказать на примере того же «Курьера», где автор показывает нам реальность жизни целого поколения молодых людей 80-х и вечный конфликт «отцов и детей». Плюс «вневременные» сцены, цитируемые по сей день, где Владимир Меньшов излагает «как надо есть сгущенку» и незабываемое выражение лица Инны Чуриковой, исполняющей «Земля в иллюминаторе».
Практически в каждой картине Карена Шахназарова в реальность включена фантастика, а в действительность персонажей – герои с элементами сумасшествия. При этом не важно, как именуется жанр фильма и в какой исторический период развивается действие – режиссерский почерк Шахназарова неповторим настолько, что его невозможно будет воссоздать ни одному режиссеру. Сумасшествие персонажей Шахназарова и Бородянского сродни героям Чехова, Достоевского, Толстого в русской литературе. На вопрос, где и почему начинается безумие, а также по какому адресу его можно почерпнуть в современной жизни, режиссер отвечает: «Я думаю, что в значительной степени это происходит, потому что современный человек все меньше и меньше видит здравого смысла в окружающей его жизни. Иногда это бывает очень очевидно. Я вспоминаю, что, когда мы снимали картину «Палата №6» (2009), мы прожили довольно большой отрезок времени внутри этой среды, в психоневрологической больнице, среди пациентов. Я случайно увидел, как они смотрят телевизор, шла программа «Дом-2». И пациенты выглядели в тот момент гораздо более здоровыми ребятами, чем те, кто находился на экране». Тема сумасшествия в «Цареубийце» и «Городе Зеро» кроется, по мнению режиссера, в том, что человек со здравым смыслом попадает в совершенно ненормальный мир, который пытается его убедить в том, что мир нормален, а сам этот человек сумасшедший.
В новом фильме Шахназарова «Белый тигр» (2012) нет запоминающихся монологов, безумных вокальных партий, ассоциаций с русской классикой. Режиссер в каком-то смысле превзошел многих коллег, выпускающих в последнее время на экраны свои «великие фильмы о войне», отсутствием «замыленных» актерских физиономий в кадре, повышенного героического пафоса и прочей пошлости. Кстати, это единственная (из современных) на сегодняшний день картина на тему войны, способная понравиться подавляющему большинству зрителей, независимо от возраста. По крайней мере, прецедент налицо. «Меня привлекла возможность рассказать о природе войны, о ее сути, и сделать это в необычном, мистическом ключе. В войне, безусловно, присутствует мистика» – комментирует режиссер свою новую работу.
Шахназаров признается в одном из своих интервью, что «кино, как войну, ничем не остановишь». И отмечает, что для него до сих пор пока не очень объяснимо, почему спустя время, фильм начинает жить по своим законам: «…у него своя какая-то судьба, ты уже не владеешь им. Твоя задача сделать так, чтобы никто не помешал этому процессу».
Поздравляем Карена Шахназарова с юбилеем и ждем от него новых киноподтверждений, что магия кино все-таки существует. По крайней мере, в его кинофильмах – точно.
Свое решение поступать во ВГИК на художественный факультет будущий режиссер мотивировал тем, что с детства любил живопись и занимался в художественной школе. Но когда выяснилось, что для поступления нужен аттестат о среднем художественном образовании, которого у Шахназарова не было, он отдал документы на режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Таланкина. Выбор творческой профессии не был характерным для предыдущих поколений Шахназарова: «Так сложилось исторически, что мужчины из рода Шахназаровых были либо военными, либо адвокатами. Моим воспитанием в основном занималась мама, отец всю жизнь много работал. Он никогда меня особенно не ругал, не читал мне нотаций. Воспитывал меня своим примером. Привил мне любовь к книгам. Сам он был человеком необычайно – энциклопедически – эрудированным, сейчас, пожалуй, таких уже и нет».
В 1975 году Шахназаров закончил институт, его дипломная работа – короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро». Затем пришел работать на «Мосфильм» ассистентом у своего учителя Таланкина. «Мне было лет двенадцать, когда я увидел «Рабочий поселок». Несмотря на то, что это был «взрослый» фильм, он на меня произвел незабываемое впечатление. Тогда я решил, что буду работать в кино. Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал. Но как ни странно, получил то, что хотел в свои двадцать лет» - вспоминает режиссер. Его полноценным режиссерским дебютом стала кинокомедия «Добряки» (1979) по одноименной пьесе Леонида Зорина. А в 1980 году режиссером Иваном Киасашвили была поставлена лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров» по сценарию Бородянского и Шахназарова.
В период работы Шахназарова в объединении Георгия Данелии, был создан сценарий фильма «Мы из джаза» (1983) – первый всецело совместный проект с Александром Бородянским. Многочисленные правки в сценарий вносил сам Данелия. «Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц... Я долго оставался самым молодым режиссером, а потом самым молодым секретарем Союза кинематографистов». Именно эта картина, в жанре музыкального фильма, принесла Шахназарову невероятную известность: была признана лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран» и удостоена нескольких международных призов. Неповторимый актерский ансамбль, разыгрывающий историю Советской эстрадной музыки 20-х годов и зарождения на этой почве джаза как «пролетарского искусства», стилизация под «Веселых ребят» (Григорий Александров, 1934) – главные, но не единственные поводы восторгов зрителей и критики в адрес этой остроумной и немного ностальгической комедии.
После первого сверхудачного дебюта были сняты «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1988), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2003), каждый из которых становился событием. Многие из этих и последующих работ Шахназарова были заслуженно признаны и награждены не только жюри различных фестивалей, критикой и зрителями, но, пожалуй, самой историей и немного вечностью. Что не сложно доказать на примере того же «Курьера», где автор показывает нам реальность жизни целого поколения молодых людей 80-х и вечный конфликт «отцов и детей». Плюс «вневременные» сцены, цитируемые по сей день, где Владимир Меньшов излагает «как надо есть сгущенку» и незабываемое выражение лица Инны Чуриковой, исполняющей «Земля в иллюминаторе».
Практически в каждой картине Карена Шахназарова в реальность включена фантастика, а в действительность персонажей – герои с элементами сумасшествия. При этом не важно, как именуется жанр фильма и в какой исторический период развивается действие – режиссерский почерк Шахназарова неповторим настолько, что его невозможно будет воссоздать ни одному режиссеру. Сумасшествие персонажей Шахназарова и Бородянского сродни героям Чехова, Достоевского, Толстого в русской литературе. На вопрос, где и почему начинается безумие, а также по какому адресу его можно почерпнуть в современной жизни, режиссер отвечает: «Я думаю, что в значительной степени это происходит, потому что современный человек все меньше и меньше видит здравого смысла в окружающей его жизни. Иногда это бывает очень очевидно. Я вспоминаю, что, когда мы снимали картину «Палата №6» (2009), мы прожили довольно большой отрезок времени внутри этой среды, в психоневрологической больнице, среди пациентов. Я случайно увидел, как они смотрят телевизор, шла программа «Дом-2». И пациенты выглядели в тот момент гораздо более здоровыми ребятами, чем те, кто находился на экране». Тема сумасшествия в «Цареубийце» и «Городе Зеро» кроется, по мнению режиссера, в том, что человек со здравым смыслом попадает в совершенно ненормальный мир, который пытается его убедить в том, что мир нормален, а сам этот человек сумасшедший.
В новом фильме Шахназарова «Белый тигр» (2012) нет запоминающихся монологов, безумных вокальных партий, ассоциаций с русской классикой. Режиссер в каком-то смысле превзошел многих коллег, выпускающих в последнее время на экраны свои «великие фильмы о войне», отсутствием «замыленных» актерских физиономий в кадре, повышенного героического пафоса и прочей пошлости. Кстати, это единственная (из современных) на сегодняшний день картина на тему войны, способная понравиться подавляющему большинству зрителей, независимо от возраста. По крайней мере, прецедент налицо. «Меня привлекла возможность рассказать о природе войны, о ее сути, и сделать это в необычном, мистическом ключе. В войне, безусловно, присутствует мистика» – комментирует режиссер свою новую работу.
Шахназаров признается в одном из своих интервью, что «кино, как войну, ничем не остановишь». И отмечает, что для него до сих пор пока не очень объяснимо, почему спустя время, фильм начинает жить по своим законам: «…у него своя какая-то судьба, ты уже не владеешь им. Твоя задача сделать так, чтобы никто не помешал этому процессу».
Поздравляем Карена Шахназарова с юбилеем и ждем от него новых киноподтверждений, что магия кино все-таки существует. По крайней мере, в его кинофильмах – точно.
Реклама