Алексей Учитель отмечает юбилей
31 августа отмечает 70-летие режиссер и продюсер Алексей Учитель. Его проекты становятся ярким событием российского кино, они близки и понятны как искушенной фестивальной аудитории, так и широкому кругу зрителей. В каждом фильме он открывается с новой стороны, показывая разные грани своего таланта.
Сын Ефима Учителя - документалиста, лауреата Сталинской премии — Алексей Учитель начал свой путь в кино с документальных фильмов, процесс создания которых был знаком ему с детства. Окончив в 1975 году ВГИК, он на протяжении многих лет работал на Ленинградской студии документальных фильмов. Широкую славу Учителю принесла документальная картина «Рок» (1988), — первый отечественный фильм, посвященный советскому рок-движению 80-х. Камера Учителя беспристрастно наблюдала за жизнью музыкантов из групп Аквариум, АукцЫон, ДДТ, Кино и Авиа, не пытаясь навязать какую-то мораль. Неофициальные интервью рок-звезд, отказ от закадрового текста, полумистические кадры выступлений в подпольных клубах, подсмотренные эпизоды из несценической жизни героев — это была другая несоветская документалистика, которая предлагала зрителям самостоятельно делать выводы об увиденном. Однако уже в этой картине обнаружило себя стремление режиссера не просто наблюдать за реальностью, но и художественно преображать ее.
Большой успех картины позволил Алексею Учителю основать собственную студию, названную в честь фильма «Рок». Режиссера также снял документальные проекты «Баттерфляй» — картина о жизни и творчестве Романа Виктюка, получившая первый приз IV Открытого фестиваля неигровых фильмов Россия, и «Последний герой» — фильм-посвящение Виктору Цою, выполненный в стилистике «Рока».
Игровым дебютом Учителя стала необычная ретро-картина «Мания Жизели» (1995) о легендарной балерине Ольге Спесивцевой. На ее роль режиссер пригласил молодую и еще никому неизвестную актрису Галину Тюнину, получившую за эту работу целый ряд престижных кинонаград. Учитель увидел в Тюниной и главную героиню своей следующей картины «Дневник его жены» (2000), ставшей главным фильмом 2000 года. Лента о мучительной частной жизни великого русского писателя Ивана Бунина, показанной глазами его жены, невзирая на противоречивые оценки критики, получила высшее признание академиков Ники и жюри кинофестиваля Кинотавр.
В 2002 году Учитель получил звание Народного артиста России. В 2003 году вышла и снискала успех лирическая «Прогулка» (Главный приз кинофестиваля Окно в Европу) – любовная мелодрама, рассказанная в режиме реального времени. 2005 год – триумф драмы о поколении тех, кто верил в светлое будущее, «Космос как предчувствие» по сценарию Александра Миндадзе (Премии Ника, Золотой Орел, Гран-при XXVII ММКФ). 2008 год – выход на экраны «Пленного», прохладно воспринятого российской критикой и жюри Кинотавра, обделившего картину призами, но отмеченного наградой за режиссуру на ММКФ в Карловых Варах.
В 2010 году картина Учителя «Край» - энергичная драма о людях и паровозах - получила четыре «Золотых Орла» и номинацию на «Золотой глобус». Снимая «Край», Учитель, прежде работавший в более камерных условиях, впервые взялся за постановку столь масштабной картины (8 месяцев съемок, бюджет $11 миллионов), предназначенной, по его словам, для зрителей от 5 лет до глубокой старости. Критика, по своему обыкновению занявшая противоположные полюса, все же признала за режиссером умение профессионально работать в размашистой стилистике.
В 2010-е годы режиссер, продолжая эксперименты с материалом, снимает криминальную драму «Восьмерка» по мотивам повести Захара Прилепина, международная премьера которой состоялась на фестивале в Торонто; а также историческую драму «Матильда» и фильм «Цой», который можно охарактеризовать как экспериментальный байопик о великом музыканте без самого музыканта. На данный момент режиссер работает над еще одним байопиком — в этом году стало известно, что его картина о Дмитрии Шостаковиче будет создана в копродукции с Великобританией.
Помимо собственного творчества, Алексей Учитель получил известность и как продюсер, давший возможность заявить о себе многим способным дебютантам, среди которых Екатерина Шагалова, Авдотья Смирнова, Мария Можар, Александра Стреляная, Юрий Быков, Филипп Юрьев и другие.
Говоря о рецепте режиссерского успеха, Алексей Учитель прежде всего отмечает неоценимую роль интуиции и умения режиссера создать на площадке такую атмосферу, чтобы вся съемочная группа не просто отрабатывала свои деньги, но искренне верила в успех общего дела, трудясь упорно, но с удовольствием.