14 июня 2011 08:49
Александру Сокурову 60!
Сегодня, 14 июня 2011 года мы поздравляем с юбилеем выдающегося кинорежиссера, Народного артиста России Александра Николаевича Сокурова. За 30 лет работы в игровом и документальном кино он создал свой неповторимый киноязык, понять который дано не многим. Но те зрители, которые открываются навстречу его непростым фильмам, становятся преданными поклонниками творчества Сокурова – бескомпромиссного мастера, который всегда и любой ценой делал в кино то, что хотел.
Сокуров, пожалуй, самый известный за рубежом российский режиссер, за исключением разве что Андрея Тарковского, которого считает своим учителем. В своем кинематографе он всегда оппозиционен всему общепринятому, официальному, традиционному. Его фильмы всегда охотно приглашают в конкурсные программы самых престижных международных фестивалей. Но главными призами награждают редко. В основном, Сокуров увозит с фестивалей призы от критиков. Как в России, так и за ее приделами, зрители редко выражают готовность становиться соавторами режиссера, анализировать и разгадывать его фильмы.
Творчество Александра Сокурова неразрывно связано с именем другого большого мастера – кинодраматурга Юрия Арабова. Их первая общая работа – дипломный фильм Сокурова «Одинокий голос человека», поставленный по мотивам нескольких произведений Андрея Платонова, ждала выхода на экраны почти 10 лет. Та же участь предстояла и другим снятым до перестройки фильмам режиссера, в которых руководство студии «Ленфильм» неизменно усматривало антисоветские идеи. И только в конце 80-х для режиссера открылись многие двери, в том числе и двери международных фестивалей. Его драма «Скорбное бесчувствие» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» в 1987 году была номинирована на Гран-при Берлинского кинофестиваля. А спустя два года следующая работа режиссера – притча в документальной манере «Дни затмения» - была удостоена в Берлине специального диплома жюри.
Наибольший резонанс вызвали фильмы Сокурова, сделанные на рубеже ХХI века. Это драма российско-немецкого производства «Мать и сын» (1997), отмеченная призом экуменического жюри Берлинского и несколькими призами Московского фестивалей. Фильмы «Молох» (1999) и «Телец» (2000), посвященные диктаторам минувшего века. А также экспериментальная картина – путешествие по Эрмитажу «Русский ковчег» (2002), сделанная без единой монтажной склейки.
Премьера новой картины тандема Сокуров – Арабов «Фауст» состоится в этом году на Венецианском кинофестивале. В данное время ведется работа над завершением этого большого проекта, сделанного при участии нескольких стран – России, США, Германии, Франции, Японии, Великобритании и Италии. Бюджет фильма превышает $14 миллионов. В одной из главных ролей выступает звезда немецкого кино Ханна Шигула. Без сомнения, картину ждет успешная фестивальная судьба.
Поздравляя Александра Николаевича с юбилеем, хочется пожелать ему крепкого здоровья и долгих лет творчества, а зрителям – умения чувствовать и принимать его необыкновенные фильмы.
Сокуров, пожалуй, самый известный за рубежом российский режиссер, за исключением разве что Андрея Тарковского, которого считает своим учителем. В своем кинематографе он всегда оппозиционен всему общепринятому, официальному, традиционному. Его фильмы всегда охотно приглашают в конкурсные программы самых престижных международных фестивалей. Но главными призами награждают редко. В основном, Сокуров увозит с фестивалей призы от критиков. Как в России, так и за ее приделами, зрители редко выражают готовность становиться соавторами режиссера, анализировать и разгадывать его фильмы.
Творчество Александра Сокурова неразрывно связано с именем другого большого мастера – кинодраматурга Юрия Арабова. Их первая общая работа – дипломный фильм Сокурова «Одинокий голос человека», поставленный по мотивам нескольких произведений Андрея Платонова, ждала выхода на экраны почти 10 лет. Та же участь предстояла и другим снятым до перестройки фильмам режиссера, в которых руководство студии «Ленфильм» неизменно усматривало антисоветские идеи. И только в конце 80-х для режиссера открылись многие двери, в том числе и двери международных фестивалей. Его драма «Скорбное бесчувствие» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца» в 1987 году была номинирована на Гран-при Берлинского кинофестиваля. А спустя два года следующая работа режиссера – притча в документальной манере «Дни затмения» - была удостоена в Берлине специального диплома жюри.
Наибольший резонанс вызвали фильмы Сокурова, сделанные на рубеже ХХI века. Это драма российско-немецкого производства «Мать и сын» (1997), отмеченная призом экуменического жюри Берлинского и несколькими призами Московского фестивалей. Фильмы «Молох» (1999) и «Телец» (2000), посвященные диктаторам минувшего века. А также экспериментальная картина – путешествие по Эрмитажу «Русский ковчег» (2002), сделанная без единой монтажной склейки.
Премьера новой картины тандема Сокуров – Арабов «Фауст» состоится в этом году на Венецианском кинофестивале. В данное время ведется работа над завершением этого большого проекта, сделанного при участии нескольких стран – России, США, Германии, Франции, Японии, Великобритании и Италии. Бюджет фильма превышает $14 миллионов. В одной из главных ролей выступает звезда немецкого кино Ханна Шигула. Без сомнения, картину ждет успешная фестивальная судьба.
Поздравляя Александра Николаевича с юбилеем, хочется пожелать ему крепкого здоровья и долгих лет творчества, а зрителям – умения чувствовать и принимать его необыкновенные фильмы.
Другие статьи по теме Режиссер Александр Сокуров
03.09.2024
Белый слон 2023: вручена премия Александру Сокурову
18.07.2024
Мастерская Сокурова в Ереване: сроки и условия поступления
10.06.2024
Александр Сокуров откроет мастерскую в Ереване
07.06.2024
ЦДК и Еврейский музей покажут фильмы Сокурова и его учеников
04.12.2023
На канале Собчак выложили новый фильм Сокурова «Сказка»
Реклама