Ларсу фон Триеру 65!
30 апреля отмечает день рождения датский режиссер, сценарист и продюсер Ларс фон Триер. Выдающемуся визионеру и провокатору исполняется 65 лет.
Он родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене. Своим отцом будущий режиссер считал Ульфа Триера, с которым мать юноши состояла в браке. Спустя три десятилетия та поведает сыну, что его биологического отца завали Фрица Михаэль Хартманн и он возглавлял датское министерство социальных дел.
Каждый фильм этого постмодернистского хулигана-виртуоза на протяжении последних 20-ти лет неизменно становится сенсацией. Его имя стало символом не только кинематографа небольшой европейкой страны Дании, но и всего нового и провокационного в европейском кино. Десятки стран покупают его картины задолго до окончания работы над ними, а фестивали выстраиваются в очередь, чтобы показать их на своих площадках.
Широкая публика заговорила о нем после шумного успеха фильма «Рассекая волны», в 1996 году получившего номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и Гран-при жюри. Но снимать Триер начал значительно раньше. Его дебютом в кино стал постмодернистский триллер «Элемент преступления» (1984) - первый фильм из трилогии «Е» (Европа), в котором молодой режиссер бесцеремонно переосмысливал кинематограф Андрея Тарковского и Орсона Уэллса. Дебют Триера также претендовал на звание лучшего фильма и специальный приз в Каннах. Экспериментальные поиски были продолжены в фильмах «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991).
Коммерческий успех и широкую популярность режиссеру принес мини-сериал «Королевство», проложивший эстетическую дорожку к знаменитому манифесту «Догма 95», в котором Ларс фон Триер и сотоварищи по ремеслу утверждали, что в век «буйства технологического натиска» кино может снимать любой желающий, и клятвенно обещали доказать, что кино – не иллюзия, всячески пытаясь слиться с малопривлекательной реальностью. В результате, на свет появились несколько любопытных фильмов с шокирующими сюжетами, неряшливо снятых ручной камерой и смонтированных с нарушением законов монтажа. Сам Триер по правилам манифеста снял комедию-драму с включением порно-сцен «Идиоты», после чего, вдоволь наигравшись в «Догму», отошел от ее радикализма.
Из всех фильмов Триера наибольший резонанс вызвала необычная драма-мюзикл «Танцующая в темноте» (2000), принесшая режиссеру – чемпиону по количеству номинаций Каннского кинофестиваля - долгожданную «Золотую пальмовую ветвь». Картина завершила вторую трилогию Триера «Золотое сердце» и стала его последней работой, адресованной как искушенному фестивальному зрителю, так и широкой публике.
Последующие работы неутомимого датчанина – фильмы без декораций «Догвилль» (2003) (очередная номинация на Гран-при в Каннах) и «Мандерлей» (2005), вошедшие в третью трилогию «США – страна возможностей» – приводили в восторг уже только истинных киноэстетов. Завершить трилогию планировалось фильмом «Васингтон», где должны были встретиться главные героини двух предыдущих фильмов – Николь Кидман и Брайс Даллас Ховард. Но Триер неожиданно впал в депрессию и решил забросить проект на начальной стадии.
Пожалуй, самой шокирующей работой Ларса фон Триера в кино стал фильм «Антихрист» (2009), в котором Триер выстраивал предположение о том, что «вселенную создал не благой Бог, а злой дьявол – демиург». Но фестивальная публика осталась холодна к философскому замыслу режиссера (за исключением яркой реакции на натуралистические сцены) и оставила дерзкого мэтра без «Золотой пальмовой ветви».
Премьера нового фильма фон Триера - фантастической психологической драмы «Меланхолия», главные роли в которой отданы Кирстен Данст и Шарлотте Генсбур, прошла на Каннском кинофестивале 2011 года. Картина рассказывает о наступающем конце света и состоит из двух частей: в первой происходит социальный апокалипсис, во второй - физический.
В 2010-х годах режиссер также выпускает скандальную дилогию «Нимфоманка», которая в экстравагантной форме предлагает осмыслить конец европейской культуры; а также исповедальную ленту «Дом, который построил Джек», в главном герое которой, маньяке-архитекторе, страдающем обсессивно-компульсивным расстройством, угадываются черты самого Триера.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса