28 июня 2010 17:39
Почти все о Eurimages
19 июня 2010 года на Форуме ко-продукции, который был организован в рамках деловой программы 32-го Московского Международного кинофестиваля, с презентацией выступил исполнительный директор фонда Eurimages Роберто Олла. Он подробно рассказал о принципах работы этой организации и даже раскрыл кое-какие секреты успешной продюсерской заявки на получение средств фонда. Но обо всем по порядку.
Eurimages – фонд, созданный старейшей в Европе международной политической организацией под названием Совет Европы, штаб-квартира которой находится в Страсбурге. В Совет Европы входит сорок шесть стран. Россия в их числе. Участников Eurimages меньше – тридцать четыре государства. Наша страна с 2002 года подает заявки на вступление в фонд, однако по этому вопросу до сих пор не принято финальное решение. «Переговоры продолжаются. Все в руках дипломатов. Вполне вероятно, что в начале следующего года Россия сможет стать членом Eurimages», - заявил Роберто Олла.
Ежегодный бюджет фонда составляет 22 млн. евро. 9% этой суммы расходуется на функционирование Секретариата Eurimages, который, по мнению исполнительного директора фонда, работает в экономном режиме. Остальные средства идут на поддержку кинематографа. Выплаты осуществляются четыре раза в год по 5 млн. евро. Поддержка распространяется на совместное производство (заем, который впоследствии необходимо вернуть, получают продюсеры из тридцати четырех стран-участников Eurimages), на дистрибуцию и кинопоказ проектов (эти средства получают пять государств, не входящих в Совет Европы, который для своих членов разработал специальный механизм поддержки кинопроката и кинопоказа), а также на оцифровку фильмокопий. Последний пункт появился только в этом году. «Мы хотим быть уверенными, что европейский фильмы будут выпускаться на цифровых копиях и что, таким образом, все кинотеатры смогут их демонстрировать» - пояснил Роберто Олла.
Секретариат Eurimages находится в Страсбурге и работает постоянно. Его штат насчитывает шестнадцать человек. В задачи Секретариата входит прием продюсерских заявок, их первоначальная оценка и подготовка встреч головного Совета Eurimages, происходящих четыре раза в год. Совет состоит из тридцати четырех экспертов от каждой страны-участника Eurimages. На встречи съезжаются не все эксперты, а рабочие группы из семи-девяти представителей, формирующиеся по принципу ротации.
Как уже было сказано, сперва заявки оценивает Секретариат и через три недели составляет список проектов, прошедших первоначальный отбор. На этом этапе обычно отсеивается половина заявок, не соответствующих техническим (а не художественным) критериям. Например, Eurimages поддерживает создание только полнометражных художественных, документальных или анимационных картин. Над ко-продукцией должны работать два продюсера из стран-членов фонда. Участие продюсеров из государств, не входящих в Eurimages, возможно, но, в таком случае, их доля не может превышать 30% от общего бюджета фильма. Секретариат рассматривает заявки только от независимых (не связанных с телерадиовещательными организациями) продюсеров. Компании, которые они представляют, должны быть европейскими, 51% акций которых принадлежат гражданам стран Европы. Дочерние предприятия голливудских студий-мейджоров не могут претендовать на поддержку фонда. В свою очередь, сами проекты, как сказал Роберто Олла, должны создаваться в рамках Европейской конвенции или двухсторонних международных Соглашений и быть «настоящими» ко-продукциями. Это значит, что сопродюсеры из разных стран делят между собой не только деньги, но и авторские права. «Если продюсер в кредит продает права на картину дистрибьютору, допустим, на пятнадцать лет, это уже не ко-продукция», - отметил исполнительный директор Eurimages. Доля мажоритарного продюсера в двухстороннем совместном производстве должна составлять максимум 80%, трехстороннего – 70%. На момент подачи заявки необходимо, чтобы как минимум 50% бюджета с каждой стороны были собраны. То есть если доля одного продюсера 600 тыс. евро, а другого – 800 тыс. евро, то, отправляя заявку в Eurimages, они должны подтвердить наличие 300 тыс. евро и 400 тыс. евро соответственно. Это, пожалуй, самое строгое правило из тех, что перечислил Роберто Олла. Однако нельзя подать заявку, имея только собственные средства на реализацию проекта. Сопродюсеры обязаны составить бюджет из денег, полученных от препродаж прав на дистрибуцию, или из инвестиций сторонних организаций, предоставив фонду копии соответствующих контрактов или писем о намерениях.
До конца 2010 года действует еще одно строгое правило – продюсеры не имеют права начать съемки картин, пока Совет Eurimages не даст ответ, готов ли фонд оказать поддержку проекта. С 1 января 2011 года продюсерам разрешается реализовать не более половины проекта, предоставив в Секретариат четкую схему съемочного периода.
Помимо перечисленных технических критериев отбора заявок, существуют и оценка полученных Секретариатом сценариев с художественной точки зрения. Вынесением анонимного субъективного вердикта проектам занимаются независимые эксперты: профессиональные сценаристы, скрипт-доктора, продюсеры, режиссеры, которые пишут рецензии, не зная, чей проект им дан на рассмотрение. Каждый фильм оценивают два эксперта. Особое внимание уделяется теме истории, тому, как в сценарии прописаны характеры героев и их диалоги, повествовательной структуре.
Рецензии и оценка Секретариата направляются в Совет Eurimages. На одной из четырех ежегодных встреч его члены оценивают заявки, а затем голосуют. В итоге, поддержку фонда получают проекты, набравшие две трети голосов из тридцати четырех максимально возможных.
Продюсерская заявка состоит из сценария, синопсиса и тритмента будущей картины, записки о намерениях от режиссера фильма. Приветствуются дополнительные аудиовизуальные материалы, например, альбом с фотографиями, отражающими цветовую гамму картины, ее настроение, а также фотографии актеров, которые будут участвовать в проекте.
«Eurimages не любит романтические комедии и с подозрением относится к жанровому кино в целом. Фонд не интересуют чисто коммерческие фильмы. Будущая картина не обязательно должна выйти в широкий прокат», - рассказал Роберто Олла.
Фонд выделяет залог, составляющий максимум 17% бюджета картины и не превышающий сумму в 700 тыс. евро на проект. Поддержка Eurimages может быть распределена между сопродюсерами непропорционально. Платежи начисляются в три этапа: 60% - на съемочный период, 20% - когда завершена печать последней копии, 20% - на выпуск в прокат в каждой из стран. Поддержка фонда – мягкая ссуда, как ее назвал Роберто Олла. Если Eurimages выделил на проект 15% от его бюджета, то продюсеры будут обязаны вернуть 15% от чистого дохода. Обычно в Фонд возвращается около 1,2 млн. евро в год (из выделяемых 20 млн. евро). Информация о доходах проекта должна присылаться в фонд каждые полгода.
Таким образом, исполнительный директор Eurimages Роберто Олла рассказал почти все о фонде, не упомянув только, насколько выгодным для России будет вступление в эту организации. Ежегодно страны-участники Eurimages платят членский взнос, размер которого исчисляется в сотнях тысяч евро. Однако нет никакой гарантии, что российским продюсерам, особенно в первые годы участия, будут перепадать кусочки лакомого пирога под названием «средства Eurimages».
Eurimages – фонд, созданный старейшей в Европе международной политической организацией под названием Совет Европы, штаб-квартира которой находится в Страсбурге. В Совет Европы входит сорок шесть стран. Россия в их числе. Участников Eurimages меньше – тридцать четыре государства. Наша страна с 2002 года подает заявки на вступление в фонд, однако по этому вопросу до сих пор не принято финальное решение. «Переговоры продолжаются. Все в руках дипломатов. Вполне вероятно, что в начале следующего года Россия сможет стать членом Eurimages», - заявил Роберто Олла.
Ежегодный бюджет фонда составляет 22 млн. евро. 9% этой суммы расходуется на функционирование Секретариата Eurimages, который, по мнению исполнительного директора фонда, работает в экономном режиме. Остальные средства идут на поддержку кинематографа. Выплаты осуществляются четыре раза в год по 5 млн. евро. Поддержка распространяется на совместное производство (заем, который впоследствии необходимо вернуть, получают продюсеры из тридцати четырех стран-участников Eurimages), на дистрибуцию и кинопоказ проектов (эти средства получают пять государств, не входящих в Совет Европы, который для своих членов разработал специальный механизм поддержки кинопроката и кинопоказа), а также на оцифровку фильмокопий. Последний пункт появился только в этом году. «Мы хотим быть уверенными, что европейский фильмы будут выпускаться на цифровых копиях и что, таким образом, все кинотеатры смогут их демонстрировать» - пояснил Роберто Олла.
Секретариат Eurimages находится в Страсбурге и работает постоянно. Его штат насчитывает шестнадцать человек. В задачи Секретариата входит прием продюсерских заявок, их первоначальная оценка и подготовка встреч головного Совета Eurimages, происходящих четыре раза в год. Совет состоит из тридцати четырех экспертов от каждой страны-участника Eurimages. На встречи съезжаются не все эксперты, а рабочие группы из семи-девяти представителей, формирующиеся по принципу ротации.
Как уже было сказано, сперва заявки оценивает Секретариат и через три недели составляет список проектов, прошедших первоначальный отбор. На этом этапе обычно отсеивается половина заявок, не соответствующих техническим (а не художественным) критериям. Например, Eurimages поддерживает создание только полнометражных художественных, документальных или анимационных картин. Над ко-продукцией должны работать два продюсера из стран-членов фонда. Участие продюсеров из государств, не входящих в Eurimages, возможно, но, в таком случае, их доля не может превышать 30% от общего бюджета фильма. Секретариат рассматривает заявки только от независимых (не связанных с телерадиовещательными организациями) продюсеров. Компании, которые они представляют, должны быть европейскими, 51% акций которых принадлежат гражданам стран Европы. Дочерние предприятия голливудских студий-мейджоров не могут претендовать на поддержку фонда. В свою очередь, сами проекты, как сказал Роберто Олла, должны создаваться в рамках Европейской конвенции или двухсторонних международных Соглашений и быть «настоящими» ко-продукциями. Это значит, что сопродюсеры из разных стран делят между собой не только деньги, но и авторские права. «Если продюсер в кредит продает права на картину дистрибьютору, допустим, на пятнадцать лет, это уже не ко-продукция», - отметил исполнительный директор Eurimages. Доля мажоритарного продюсера в двухстороннем совместном производстве должна составлять максимум 80%, трехстороннего – 70%. На момент подачи заявки необходимо, чтобы как минимум 50% бюджета с каждой стороны были собраны. То есть если доля одного продюсера 600 тыс. евро, а другого – 800 тыс. евро, то, отправляя заявку в Eurimages, они должны подтвердить наличие 300 тыс. евро и 400 тыс. евро соответственно. Это, пожалуй, самое строгое правило из тех, что перечислил Роберто Олла. Однако нельзя подать заявку, имея только собственные средства на реализацию проекта. Сопродюсеры обязаны составить бюджет из денег, полученных от препродаж прав на дистрибуцию, или из инвестиций сторонних организаций, предоставив фонду копии соответствующих контрактов или писем о намерениях.
До конца 2010 года действует еще одно строгое правило – продюсеры не имеют права начать съемки картин, пока Совет Eurimages не даст ответ, готов ли фонд оказать поддержку проекта. С 1 января 2011 года продюсерам разрешается реализовать не более половины проекта, предоставив в Секретариат четкую схему съемочного периода.
Помимо перечисленных технических критериев отбора заявок, существуют и оценка полученных Секретариатом сценариев с художественной точки зрения. Вынесением анонимного субъективного вердикта проектам занимаются независимые эксперты: профессиональные сценаристы, скрипт-доктора, продюсеры, режиссеры, которые пишут рецензии, не зная, чей проект им дан на рассмотрение. Каждый фильм оценивают два эксперта. Особое внимание уделяется теме истории, тому, как в сценарии прописаны характеры героев и их диалоги, повествовательной структуре.
Рецензии и оценка Секретариата направляются в Совет Eurimages. На одной из четырех ежегодных встреч его члены оценивают заявки, а затем голосуют. В итоге, поддержку фонда получают проекты, набравшие две трети голосов из тридцати четырех максимально возможных.
Продюсерская заявка состоит из сценария, синопсиса и тритмента будущей картины, записки о намерениях от режиссера фильма. Приветствуются дополнительные аудиовизуальные материалы, например, альбом с фотографиями, отражающими цветовую гамму картины, ее настроение, а также фотографии актеров, которые будут участвовать в проекте.
«Eurimages не любит романтические комедии и с подозрением относится к жанровому кино в целом. Фонд не интересуют чисто коммерческие фильмы. Будущая картина не обязательно должна выйти в широкий прокат», - рассказал Роберто Олла.
Фонд выделяет залог, составляющий максимум 17% бюджета картины и не превышающий сумму в 700 тыс. евро на проект. Поддержка Eurimages может быть распределена между сопродюсерами непропорционально. Платежи начисляются в три этапа: 60% - на съемочный период, 20% - когда завершена печать последней копии, 20% - на выпуск в прокат в каждой из стран. Поддержка фонда – мягкая ссуда, как ее назвал Роберто Олла. Если Eurimages выделил на проект 15% от его бюджета, то продюсеры будут обязаны вернуть 15% от чистого дохода. Обычно в Фонд возвращается около 1,2 млн. евро в год (из выделяемых 20 млн. евро). Информация о доходах проекта должна присылаться в фонд каждые полгода.
Таким образом, исполнительный директор Eurimages Роберто Олла рассказал почти все о фонде, не упомянув только, насколько выгодным для России будет вступление в эту организации. Ежегодно страны-участники Eurimages платят членский взнос, размер которого исчисляется в сотнях тысяч евро. Однако нет никакой гарантии, что российским продюсерам, особенно в первые годы участия, будут перепадать кусочки лакомого пирога под названием «средства Eurimages».
Другие статьи по теме Кинобизнес
22.11.2024
Итоги международного кинорынка DICM 2024 в Дубае
22.11.2024
Итоги кинопроката европейских фильмов по всему миру в 2014-2023 годах
22.11.2024
«Гладиатор 2» и «Злая» борются за лидерство в одном из самых кассовых уикендов года
21.11.2024
В 2025 государство увеличит поддержку кинопроизводства
21.11.2024
«Слово пацана» и «Склифосовский» стали самыми популярными сериалами у россиян
Другие статьи по теме Российский кинорынок
05.11.2019
109 Российского кинорынка не будет
04.10.2019
Два кинорынка на одни даты, или Конфликт в киноотрасли
19.04.2019
108 Кинорынок: мир без «Битлз», поющие кошки и семейка Аддамс в пакете UPI
19.04.2019
108 Кинорынок: презентация Европейской ассоциации детского кино
19.04.2019
108 Кинорынок: основные мероприятия в фотографиях
Другие статьи по теме Французское кино
14.03.2018
Дни франкофонии в Москве: Премьеры французских фильмов и канадская анимация
10.01.2018
8-й выпуск MyFrenchFilmFestival объявил программу и состав жюри
17.01.2017
Изабель Юппер получила престижную награду
14.12.2016
UniFrance наградит Изабель Юппер специальным призом
28.11.2016
Французское кино за рубежом: 2015 - рекордный год
Другие статьи по теме Фонд поддержки европейского кино Eurimages
18.08.2023
Евримаж запускает программу поддержки сериалов
01.03.2022
Что будет с российской киноиндустрией, если что-то будет
23.10.2017
Фонд «Евримаж» поддержал сразу четыре российских кинопроекта
27.06.2017
Фонд «Евримаж» поддержал проекты Меркуловой, Чупова и Идова
29.03.2017
Членом фонда «Евримаж» впервые стала неевропейская страна
Реклама