25 июня 2010 18:02
ФаБРИКа ко-продукции
19 июня 2010 года на Форуме ко-продукции, проходившем в течение трех дней в рамках деловой программы 32-го Московского Международного кинофестиваля, был организован кинофорум стран БРИК. Встреча состояла из двух заседаний, на которых обсуждалось финансирование кинопроизводства на растущих рынках (состояние отрасли и источники инвестиций) и успешные бизнес-модели ко-продукции со странами БРИК. Дискуссию вел корреспондент британского b2b-еженедельника Screen International Мартин Блейни.
Прежде чем разговор зашел о ситуации на развивающихся рынках, представители немецких фондов рассказали о том, как совместное производство финансируется в развитой Германии. Кирстен Нихус, возглавляющая Medienboard Берлин-Бранденбург, который ежегодно выделяет 24 млн. евро на создание кинокартин, сообщила: «Эти деньги обязательно следует потратить на немецких землях. У претендентов на поддержку фонда должно быть, по крайней мере, 20% собственных инвестиций, а иностранным продюсерам нужно найти немецкого сопродюсера. Обычно Medienboard Берлин-Бранденбург инвестирует от 200 до 300 тысяч евро в один проект. Средний бюджет фильмов, снятых при поддержке Фонда – 1,2 млн. евро». Она также заметила, что «во взаимоотношениях между Россией и Германией существует потенциал, который пока не был реализован. Этому во многом мешает отсутствие двухстороннего межправительственного Договора в области кинематографии». Манфред Шмидт, генеральный директор Mitteldeutsche Medienfoerderung GMBH, сказал: «Большинство немецких фондов работают по одинаковым принципам. Мы часто сотрудничаем друг с другом. У нас схожие интересы. Различны регионы, за которые отвечает тот или иной фонд, и размеры финансирования». Соня Хайнен, одновременно представляющая рынок ко-продукции на Берлинском кинофестивале и World Cinema Fund, рассказала, что WCF – небольшой фонд, который поддерживает фильмы бедных регионов Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Также он сотрудничает с продюсерами из Казахстана и Киргизстана. Годовой бюджет организации – 400 тыс. евро. Обычно в год фонду удается оказать поддержку трех-четырех проектов. Полученные деньги продюсеры могут потратить на своих территориях.
Переводя заседание к обсуждению кинопроизводства в странах БРИК, начальник экспертно-аналитического отдела Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Алексей Сохнев обратил внимание собравшихся на динамику увеличения инвестиций в эти развивающиеся рынки. Ежегодно вложения в индийскую киноиндустрию растут на 12%, в китайскую – на 15%, в бразильскую – на 8%, что свидетельствует о перспективности совместного производства со странами БРИК.
Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Сергей Зернов рассказал иностранным гостям, как в нашей стране государство финансирует кинопроизводство, обратив их внимание на произошедшие за последний год изменения. Главной новостью для зарубежных продюсеров стали вступившие с 1 мая 2010 года поправки в 4 статью Федерального закона от 22 августа 1996 года N126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», касающиеся присуждения кинокартине статуса национального фильма. «Эти изменения дают нам возможность увеличить объемы совместного производства с другими странами. К сожалению, в бюджете, которым располагает Министерство Культуры РФ, нет квот на ко-продукцию, но мы бы хотели с 2011 года начать резервировать часть денег именно под совместное производство», - сообщил Сергей Зернов. Также Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ сказал, что России «надо стремиться к подписанию прямых межправительственных Соглашений с другими странами» и что «с 2012 года Министерство культуры РФ будет осуществлять государственную поддержку кинопроектов только в виде субсидий. Система тендеров прекратит свое существование в 2011 году».
Жаклин Лью, представляющая сообщество Гонконгского Международного кинофестиваля и Форум финансирования кинопроизводства Гонконг-Азия, констатировала, что, в отличие от китайской киноиндустрии, рынок в Гонконге не растет. Она рассказала, что гонконгский Форум, в первую очередь, поддерживает молодых азиатских кинематографистов. В среднем за год получается выделить средства на 25-27 проектов из двухсот заявок. 45% из них – китайские картины. Кинопроизводство в Гонконге очень зависит от дистрибуции фильмов на территории Китая, в котором, как известно, огромное население и за последние пять лет появилось много цифровых кинотеатров.
Раджа Чхинал (Национальная корпорация развития кино) и Аджай Гойял (Norasco Films) рассказали о ситуации на самодостаточном индийском рынке. «В последнее время российские бизнесмены смотрят только на Запад, с 1991 года их не интересует сотрудничество с Индией, в то время как индийских продюсеров мало интересуют Берлин, Канны, Венеция. Ежегодно у нас снимается тысяча фильмов на более чем двадцати языках. На создание кино- и телепродукции тратится $4 млрд. в год. Каждый день в Индии в прокат выходит три фильма, и государство никак не вмешивается в дела киноиндустрии», - сказал Аджай Гойял. «Министерство информационного вещания Индии планирует создать межправительственный Договор с Россией. Мы заинтересованы в совместном производстве, поскольку в Индии очень большая аудитория зрителей иностранного кино – у нас более четырехсот телеканалов», - сообщил Раджа Чхинал.
Продюсер, директор Infotainment China Media Синди Ми Лиин привела аргументы в пользу совместного производства с Китаем, главные из которых – дешевое производство и то, что ко-продукция – единственный способ обойти систему квот на дистрибуцию иностранного кино. В год в Китае прокатывается только 20 зарубежных картин, из них 12-13 фильмов – голливудская продукция. К тому же, китайский продюсер всегда сможет подсказать своим партнерам, что удовлетворит требованиям цензуры, которую каждый кинопроект, снимающийся в Китае, проходит дважды – когда написан сценарий и когда фильм готовится к дистрибуции. Если иностранная картина попадает в китайский прокат, то продюсер получает лишь 13% от суммы кассовых сборов, а дистрибьюторы и кинопоказчики – по 39% и 48% соответственно. Если в прокат выходит китайская картина или фильм совместного производства с Китаем, то продюсерам положено 38-40% бокс-офиса, дистрибьюторам лишь – 3-5 %, а кинотеатры забирают 57% от общей суммы. Пример успешной ко-продукции с Китаем – картина с Джеки Чаном в главной роли «Каратэ-пацан» (США-Китай), которая выйдет на российские экраны в августе 2010 года.
Опытом совместного производства поделился продюсер Евгений Гиндилис, снимавший на Кубе и работавший на китайском рынке. Он рассказал, что на Кубе снимать трудно из-за жесткой цензуры, а его картина «Муха», победившая на 11-м Шанхайском Международном кинофестивале, до сих пор не вышла в прокат в Китае из-за недоговоренностей между местными чиновниками.
Представителей Бразилии на Форуме, к сожалению, не было. Но исполнительный директор Eurimages Роберто Олла рассказал, что Бразилия из-за тесных отношений и существующих межправительственных Соглашений с Португалией и Испанией находится в особом положении. Бразильские продюсеры регулярно участвуют в совместном производстве с этими странами и получают, таким образом, доступ к средствам фонда Eurimages. «Россия пока безрезультатно стучится в двери Eurimages, но взаимный интерес есть и, думаю, в ближайшее время в наших отношения произойдут перемены к лучшему», - сообщил Роберто Олла. Подробнее о деятельности фонда он рассказал в рамках отдельной презентации, состоявшейся в тот же день 19 июня 2010 года.
Прежде чем разговор зашел о ситуации на развивающихся рынках, представители немецких фондов рассказали о том, как совместное производство финансируется в развитой Германии. Кирстен Нихус, возглавляющая Medienboard Берлин-Бранденбург, который ежегодно выделяет 24 млн. евро на создание кинокартин, сообщила: «Эти деньги обязательно следует потратить на немецких землях. У претендентов на поддержку фонда должно быть, по крайней мере, 20% собственных инвестиций, а иностранным продюсерам нужно найти немецкого сопродюсера. Обычно Medienboard Берлин-Бранденбург инвестирует от 200 до 300 тысяч евро в один проект. Средний бюджет фильмов, снятых при поддержке Фонда – 1,2 млн. евро». Она также заметила, что «во взаимоотношениях между Россией и Германией существует потенциал, который пока не был реализован. Этому во многом мешает отсутствие двухстороннего межправительственного Договора в области кинематографии». Манфред Шмидт, генеральный директор Mitteldeutsche Medienfoerderung GMBH, сказал: «Большинство немецких фондов работают по одинаковым принципам. Мы часто сотрудничаем друг с другом. У нас схожие интересы. Различны регионы, за которые отвечает тот или иной фонд, и размеры финансирования». Соня Хайнен, одновременно представляющая рынок ко-продукции на Берлинском кинофестивале и World Cinema Fund, рассказала, что WCF – небольшой фонд, который поддерживает фильмы бедных регионов Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока. Также он сотрудничает с продюсерами из Казахстана и Киргизстана. Годовой бюджет организации – 400 тыс. евро. Обычно в год фонду удается оказать поддержку трех-четырех проектов. Полученные деньги продюсеры могут потратить на своих территориях.
Переводя заседание к обсуждению кинопроизводства в странах БРИК, начальник экспертно-аналитического отдела Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Алексей Сохнев обратил внимание собравшихся на динамику увеличения инвестиций в эти развивающиеся рынки. Ежегодно вложения в индийскую киноиндустрию растут на 12%, в китайскую – на 15%, в бразильскую – на 8%, что свидетельствует о перспективности совместного производства со странами БРИК.
Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ Сергей Зернов рассказал иностранным гостям, как в нашей стране государство финансирует кинопроизводство, обратив их внимание на произошедшие за последний год изменения. Главной новостью для зарубежных продюсеров стали вступившие с 1 мая 2010 года поправки в 4 статью Федерального закона от 22 августа 1996 года N126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», касающиеся присуждения кинокартине статуса национального фильма. «Эти изменения дают нам возможность увеличить объемы совместного производства с другими странами. К сожалению, в бюджете, которым располагает Министерство Культуры РФ, нет квот на ко-продукцию, но мы бы хотели с 2011 года начать резервировать часть денег именно под совместное производство», - сообщил Сергей Зернов. Также Директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ сказал, что России «надо стремиться к подписанию прямых межправительственных Соглашений с другими странами» и что «с 2012 года Министерство культуры РФ будет осуществлять государственную поддержку кинопроектов только в виде субсидий. Система тендеров прекратит свое существование в 2011 году».
Жаклин Лью, представляющая сообщество Гонконгского Международного кинофестиваля и Форум финансирования кинопроизводства Гонконг-Азия, констатировала, что, в отличие от китайской киноиндустрии, рынок в Гонконге не растет. Она рассказала, что гонконгский Форум, в первую очередь, поддерживает молодых азиатских кинематографистов. В среднем за год получается выделить средства на 25-27 проектов из двухсот заявок. 45% из них – китайские картины. Кинопроизводство в Гонконге очень зависит от дистрибуции фильмов на территории Китая, в котором, как известно, огромное население и за последние пять лет появилось много цифровых кинотеатров.
Раджа Чхинал (Национальная корпорация развития кино) и Аджай Гойял (Norasco Films) рассказали о ситуации на самодостаточном индийском рынке. «В последнее время российские бизнесмены смотрят только на Запад, с 1991 года их не интересует сотрудничество с Индией, в то время как индийских продюсеров мало интересуют Берлин, Канны, Венеция. Ежегодно у нас снимается тысяча фильмов на более чем двадцати языках. На создание кино- и телепродукции тратится $4 млрд. в год. Каждый день в Индии в прокат выходит три фильма, и государство никак не вмешивается в дела киноиндустрии», - сказал Аджай Гойял. «Министерство информационного вещания Индии планирует создать межправительственный Договор с Россией. Мы заинтересованы в совместном производстве, поскольку в Индии очень большая аудитория зрителей иностранного кино – у нас более четырехсот телеканалов», - сообщил Раджа Чхинал.
Продюсер, директор Infotainment China Media Синди Ми Лиин привела аргументы в пользу совместного производства с Китаем, главные из которых – дешевое производство и то, что ко-продукция – единственный способ обойти систему квот на дистрибуцию иностранного кино. В год в Китае прокатывается только 20 зарубежных картин, из них 12-13 фильмов – голливудская продукция. К тому же, китайский продюсер всегда сможет подсказать своим партнерам, что удовлетворит требованиям цензуры, которую каждый кинопроект, снимающийся в Китае, проходит дважды – когда написан сценарий и когда фильм готовится к дистрибуции. Если иностранная картина попадает в китайский прокат, то продюсер получает лишь 13% от суммы кассовых сборов, а дистрибьюторы и кинопоказчики – по 39% и 48% соответственно. Если в прокат выходит китайская картина или фильм совместного производства с Китаем, то продюсерам положено 38-40% бокс-офиса, дистрибьюторам лишь – 3-5 %, а кинотеатры забирают 57% от общей суммы. Пример успешной ко-продукции с Китаем – картина с Джеки Чаном в главной роли «Каратэ-пацан» (США-Китай), которая выйдет на российские экраны в августе 2010 года.
Опытом совместного производства поделился продюсер Евгений Гиндилис, снимавший на Кубе и работавший на китайском рынке. Он рассказал, что на Кубе снимать трудно из-за жесткой цензуры, а его картина «Муха», победившая на 11-м Шанхайском Международном кинофестивале, до сих пор не вышла в прокат в Китае из-за недоговоренностей между местными чиновниками.
Представителей Бразилии на Форуме, к сожалению, не было. Но исполнительный директор Eurimages Роберто Олла рассказал, что Бразилия из-за тесных отношений и существующих межправительственных Соглашений с Португалией и Испанией находится в особом положении. Бразильские продюсеры регулярно участвуют в совместном производстве с этими странами и получают, таким образом, доступ к средствам фонда Eurimages. «Россия пока безрезультатно стучится в двери Eurimages, но взаимный интерес есть и, думаю, в ближайшее время в наших отношения произойдут перемены к лучшему», - сообщил Роберто Олла. Подробнее о деятельности фонда он рассказал в рамках отдельной презентации, состоявшейся в тот же день 19 июня 2010 года.
Другие статьи по теме Российский кинорынок
05.11.2019
109 Российского кинорынка не будет
04.10.2019
Два кинорынка на одни даты, или Конфликт в киноотрасли
19.04.2019
108 Кинорынок: мир без «Битлз», поющие кошки и семейка Аддамс в пакете UPI
19.04.2019
108 Кинорынок: презентация Европейской ассоциации детского кино
19.04.2019
108 Кинорынок: основные мероприятия в фотографиях
Другие статьи по теме Копродукция
07.12.2023
EFM 2024: первый кинорынок после окончания забастовки SAG-AFTRA
19.10.2023
К будущему фильму Серебренникова присоединились латвийская и сербская компании
18.08.2023
Евримаж запускает программу поддержки сериалов
17.08.2023
Берлинский рынок копродукции принимает заявки
17.08.2023
В Москве создадут международный кинокластер
Реклама