Канны 2018: Российские участники официальной программы смотра представили свои проекты
16 мая в рамках 71-го Каннского кинофестиваля в Российском павильоне прошла пресс-конференция российских участников официальной программы 71-го Каннского международного кинофестиваля - короткометражных проектов, представляющих Россию в специальных программах смотра. Модератором сессии выступил кинокритик Андрей Плахов.
Режиссер Игорь Поплаухин вместе с исполнительницей главной роли Ириной Саликовой представил картину «Календарь», премьера которой состоялась в тот же день в программе Cinéfondation. Фильм «Я нормальный» Михаила Бородина принял участие в «Неделе критики» — компанию режиссеру на презентации составили оператор Павел Белявский и продюсер Валентин Рогатин.
Андрей Плахов, модератор:
«Важно, что речь идет о фильмах молодых авторов, которые представляют не только настоящее, но и будущее российского кино. Почти каждый год Каннский кинофестиваль уделяет внимание картинам из России, в том числе начинающим режиссерам. В этом году российское присутствие особенно заметно. Надеемся, что эта тенденция будет сохраняться, и на Андрее Звягинцеве и почти уже классике Кантемире Балагове представительство нашей страны в Каннах не замкнется».
Фильм Игоря Поплаухина вместе с еще семнадцатью короткометражками был отобран из 2, 5 тысяч заявок со всего мира, а картина Бородина — из более 1500.
Игорь Поплаухин, режиссер:
«Мне очень важно, чтобы режиссер был принят прежде всего на родине, среди своих соотечественников. Я чувствую эту поддержку в России. Сегодня прошла премьера фильма, и я был очень воодушевлен после показа: подходили зрители, в том числе англоязычные критики, благодарили и задавали вопросы. А мне всегда казалось, что фильм поймут только русские. Также я очень благодарен РОСКИНО за поддержку нашего фильма и нашей группы».
«Календарь» — это рассказ о женщине, которая раз в несколько месяцев отправляется в странные путешествия, готовясь навестить тюремного узника. Но существует ли тот, к кому она едет?
Питерская актриса Ирина Саликова увидела работу на фестивале впервые. Она прокомментировала слова Андрея Плахова о том, что «Календарь» оставляет недосказанность:
«Действительно, судя по вопросам зрителей после показа, картина не дает конкретных ответов, и это есть режиссерская задумка. По работе ребят на площадке тоже видно, что они стремятся дать место «воздуху» в картине. Они доверяют артистам и не давят. Кино случается где-то между нашими отношениями».
Игорь Поплаухин — выпускник Московской школы нового кино и ученик Дмитрия Мамулии. Он рассказал, что за режиссерский подход и стремление рассказывать неоднозначные вещи, благодарен своему мастеру:
«Дмитрий буквально бил нас по рукам, если мы пытались показывать вещи, как есть. Мышление зрителя устроено так, что ему достаточно дать небольшую информацию, и все остальное будет достраиваться».
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:
«Я очень рада, что наконец-то появился режиссер, который решился затронуть табуированную в нашей стране тему секса, причем рассмотрел ее одновременно глубоко и деликатно. В лучших традициях мирового кино, без пошлости, присущей некоторым современным российским комедиям на эту тему».
На вопрос о творческих планах, Игорь Поплаухин ответил, что задумал три проекта. От лица продюсерской компании Бакура Бакурадзе и Юлии Мишкинене Vita Aktiva он подает заявку на питчинг дебютных работ в Министерстве культуры с фильмом об установщике дверей с трагичной судьбой. Также режиссер хочет снять фантастический арт-мейнстрим «Иван да Марья» на старославянском языке и картину о последнем дне певицы Янки Дягилевой, девушки Егора Летова.
Фильм режиссера Михаила Бородина «Я нормальный», участвующий в программе «Неделя критики», рассказывает о старшекласснике из небольшого поселка, вынужденного притворяться глупым отморозком, чтобы сойти за «своего» в компании местных ребят. Сам он мечтает уехать в большой город и поступить в вуз, однако в родном поселке его держат первая любовь и родители.
Михаил Бородин, режиссер:
«Для нас большая честь представлять фильм в Канне, тем более в таком престижной программе, как «Неделя критики». Я хотел рассказать историю молодых и поговорить на тему свободы выбора, которая сейчас очень актуальна для России. Мы не видим на красной ковровой дорожке Кирилла Серебренникова, в тюрьме сидит Олег Сенцов. Необходимо говорить на те темы, которые нас больше всего волнуют, и никого не бояться».
Идея и сценарий фильма принадлежали Валентину Рогатину, для которого проект стал дипломом. Он написал первый драфт буквально за 3 часа, но после вместе с Михаилом они его многократно переписывали.
Валентин Рогатин, сценарист:
«Мы вовсе не хотели показывать, что люди в маленьком городе какие-то плохие, скучные. Цель — показать, что есть другая жизнь и свобода выбора».
Оператор Павел Белявский тоже выразил свое видение фильма:
«Мы не хотели делать типичную социальную драму — эта история, касается всех. И вчера на показе я заметил, что со многими участниками мы мыслим в похожем ключе. Оказалось, фильм попадает в некую новую волну молодого европейского кино».
Михаил Бородин рассказал, что вместе с участием в программе ему предоставили возможность участвовать в программе Next Step в Париже, в рамках которой он будет развивать полный метр. По задумке, история расскажет о судьбе женщины с дочкой, приехавшей из Узбекистана в Москву и поселившейся в доме с другими иммигрантами.
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:
«Этот год для России в Канне особенный, два фильма в главном конкурсе, фильм в программе Каннская классика и вот два короткометражных фильма из престижных каннских программ, которые мы представили сегодня в Российском павильоне. Надеюсь, судьба обоих после этого фестиваля сложится благополучно и, и Михаил, и Игорь вернутся в Канн в ближайшие годы с интересными, неординарными полнометражными картинами».