Канны 2018: В Российском павильоне «рассмотрели» «Дело Собчака»
15 мая 2018 года в Российском павильоне 71-го Каннского международного кинофестиваля прошла презентация проекта «Дело Собчака», документального фильма о жизни и карьере Анатолия Собчака, который анонсируется как история, рассказанная его родными, его друзьями, но прежде всего его врагами. Присутствовали режиссер и сценарист фильма Вера Кричевская и соавтор сценария Ксения Собчак. Кричевская рассказала в том числе и драматическую историю о том, как она опасалась, что во время одного из интервью Ксения Собчак просто вцепится в лицо спикеру и затеет драку.
«Дело Собчака» рассказывает о первом мэре Санкт-Петербурга и соавторе Конституции Российской Федерации Анатолии Собчаке, который привел в политику своего бывшего студента, Владимира Путина. В июне 1996 года Анатолий Собчак проиграл выборы на пост губернатора своему заместителю Владимиру Яковлеву, после чего, по сути, завершил политическую карьеру. В 1997 году Владимир Путин помогает Собчаку, против которого началась клеветническая кампания, уехать из страны во Францию. Бывший мэр становится первым политическим эмигрантом демократической России. Незадолго до президентских выборов 2000 года он вернулся, но спустя несколько месяцев, в феврале 2000 года, скоропостижно скончался.
Гостям павильона представили трейлер и эксклюзивные фрагменты фильма. Картина строится на интервью с Владимиром Путиным, записанном 19 сентября 2017 года, в котором президент впервые говорит об участии в операции по вывозу Анатолия Собчака во Францию. Для записи этой беседы в Кремле была построена специальная «черная комната».
Кроме того, о событиях выборов 1996 года в картине фильме Александр Коржаков, Анатолий Чубайс, Татьяна и Валентин Юмашевы. Впервые в истории было записано интервью главы Росгвардии, Виктора Золотова.
Вместе с режиссером Верой Кричевской Ксения Собчак в «Деле Собчака» дает слово соратникам и оппонентам, знакомится с уголовным делом, перечеркнувшем его карьеру, и пытается найти ответ на вопрос о том, каково пришлось бы ее отцу в сегодняшней России.
«Самым интересным для меня было рассказать историю, в которой нет белого или черного, абсолютно положительных или отрицательных героев. Все намного сложнее. Одна из загадок фильма: почему люди, сыгравшие роковую роль в истории современной России, через 22 года после описываемых событий начали давать в интервью признательные показания? Эти свидетельства помогли выстроить политический триллер из истории Анатолия Собчака. Кроме того, это кино о большом и очень важном периоде моей биографии. О городе, где я выросла, о свободе, которой я заразилась, в том числе благодаря Собчаку в августе 1991-го, когда работала в газете «Смена», — признается режиссер Вера Кричевская.
Ксения Собчак спустя 18 лет после смерти своего отца пытается разобраться в подноготной этих событий. По ее словам, идея сделать документальный проект родилась задолго до решения участвовать в выборах 2018 года:
«Это была жизненная необходимость получить ответы на вопросы, которые много лет я прятала внутри. Я старалась уйти как можно дальше от всего, что случилось в Питере, и никогда не вспоминать. А потом поняла, что не смогу установить мир сама с собой, пока не разберусь, что произошло с отцом. Политика прошла через мою семью, забрав папу. Хочу, чтобы все вокруг запомнили, каким человеком был отец, и насколько иной путь могла бы пройти страна. Конечно же, это фильм не только о конкретном деле: он говорит о том, где наша страна находится сегодня, как мы пришли в эту точку. В картине нет ничего однозначного. Многие решения, которые кажутся нам абсолютно неправильными сейчас, в другой момент времени были для определенных людей нормальными. Фильм не дает ответов — он ставит вопросы».
Авторы считают, фильм не только полностью отражает политическую обстановку накануне президентских выборов 1996 года, но и многое говорит о настоящем. Вера Кричевская указала на параллели событий фильма с современной Россией:
«Ключевой сюжет связан с многоуровневой травлей Собчака, в которой участвовали разные люди с разными интересами. Мы оказались на «бэкстейдже» этих событий, изучили архивы, восстановили многие документы — изначально я не собиралась делать то кино, которое вышло, но информация вела нас своей дорогой. Теперь я поражаюсь тому, насколько точные параллели связывают события 90-х с настоящим. Например, когда у заключенного Алексея Малобродского случился инфаркт, многие СМИ стали выдвигать версии об инсценировке. В нашем фильме есть фрагмент задержания Анатолия Собчака — я была поражена тем, что журналисты говорили примерно то же самые слова обвинения. Но мы использовали материалы оперативной съёмки задержания Анатолия Александровича и прольем свет на эту ситуацию».
Ксения Собчак впервые призналась гостям павильона и лично своей матери, Людмиле Нарусовой, которая также присутствовала на презентации, что боялась браться за этот проект и испытывала стыд в процессе съемок:
«Признаюсь, что я не до конца верила историям мамы об отце. Как журналист подвергала их сомнению, думала, что она, как верная жена, может таким образом беречь честь мужа. Я была готова столкнуться с неприятной правдой. Но оказалось, что отец действительно был жертвой. Этот фильм помог мне снять огромный психологический груз. Представьте себе, насколько это была сильная травля, что даже собственная дочь усомнилась в правде об Анатолии Собчаке».
Людмила Нарусова, взяв слово, вспомнила о том, что ровно 20 лет назад она вместе с Анатолием Александровичем, который был в то время в эмиграции в Париже, приехала в Канны поддержать друга Собчака, Алексея Германа, который представлял здесь фильм «Хрусталев, машину!»:
«Я сегодня шла по набережной и вспоминала, как 20 лет назад мы были здесь. Мой муж, оклеветанный на Родине, произносил тогда такие слова: «Самое страшное в нашей стране — использование правоохранительных органов в качестве политической дубинки для власти». Или «нельзя защищать неправду только потому, что ты русский». Он просто рассуждал и озвучивал свои мысли, никогда не думая, что они станут афоризмами. Мне кажется, что сейчас России, как никогда, нужен человек, транслирующий подобные идеи».
Создатели на презентации объявили о том, что в День России, 12 июня, состоится общая московская премьера, после которой начнется кинотеатральный прокат. Дистрибьютор — Центр документального кино. Также Вера Кричевская сообщила, что специально для международного продвижения готовится «западная версия» фильма, в которой будет меньше узкополитических, понятных для россиян событий, и сюжет сконцентрируется на «треугольнике Собчак — Ельцин — Путин».
«Презентация проекта «Дело Собчака» в Российском павильоне в Канне для меня особое событие. Во-первых, благодаря личности Анатолия Александровича Собчака, которого я считаю выдающимся российским политиком, общественным деятелем международного статуса, человека, чей масштаб личности в современной истории недооценён. И для этого фильм «Дело Собчака» тоже очень важен. Поколения зрителей младше 30 лет не знают имён, которые стояли у истоков новой страны, у них часто искаженное представление о событиях и их предысториях. И во вторых, Ксения Собчак, которая сняв вместе с Верой Кричевской фильм «Дело Собчака», таким образом продолжила это самое его дело, дело его жизни. Я уверена, Ксению ждёт большая и непростая дорога, и я рада, что международное профессиональное киносообщество именно в Российском павильоне в Каннах смогло оценить ее серьёзный проект, который, на мой взгляд, имеет огромные международные перспективы», - поделилась Екатерина Мцитуридзе.
Специально для ПрофиСинема Ксения Собчак поделилась подробностями.
Корреспондент:
Из соображений чисто кинематографических вам не хотелось действительно затеять скандал и потом включить эту сцену в фильм?
Ксения Собчак:
Хотелось. Но, понимаете, для меня важнее был результат. Я знала, к какой цели мы стремимся, знала, что камера покажет всех этих людей гораздо лучше, чем покажу я любым кинематографическим приемом, что это только все испортит. Потому и поняла, что надо держаться и пройти это все до конца.
Корреспондент:
В показанных во время презентации отрывках мелькают лица более чем известные. Кто из них с трудом шел на контакт? С кем вообще не удалось договориться?
Ксения Собчак:
Были разные истории. Наверное, самая неприятная вот эта: мы очень долго пытались договориться об интервью с Олегом Сосковцом. И он уже назначил дату и время интервью, а потом просто не пришел. Честно говоря, такое с нами случилось впервые. Причем, за два часа до интервью, до времени, когда мы выставили весь сет, он звонил говорил: «Да, да, я уже выхожу, сейчас кофе закажу, вам пирожки купить, девочки»? После чего отключил телефон, пропал и больше не появлялся. Это самая странная история, потому что, конечно, роль Сосковца во времена травли отца нельзя недооценивать.
Корреспондент:
А кто легко согласился?
Ксения Собчак:
Тут вопрос не контакта, а историй тех или иных людей. Какие-то были не очень значительные, а оказались важнее, чем мы изначально предполагали. Но знаете, у нас было мало отказов. Людям всегда легко говорить про прошлые события и про тех, кого уже нет в живых, тут они не чувствуют для себя угрозы. Многие пришли. И надо сказать, что, доверившись мне и Вере, очень откровенно говорили. Мне удалось сделать очень человеческие интервью для этого фильма.
Корреспондент:
Вас просили визировать материалы?
Ксения Собчак:
Нет. Мы сразу подписывали соглашения со всеми героями, что интервью - это наша собственность для фильма, и мы никому не показывали никаких вопросов. Всё делали так, как нам было нужно. Это такие специфические интервью, именно о том времени. Нам важно было распутать нашу историю. Но, с другой стороны, я горжусь тем, что у нас есть мировой эксклюзив, интервью с Золотовым (Виктор Золотов - глава Росгвардии – прим ред.), человеком, который в принципе никогда не дает интервью, он только делает новостные стендапы. Это было первое его мировое интервью, первый раз он час говорил об очень важных вещах, в том числе и в его жизни, потому что он играл большую роль в тех событиях.
Корреспондент:
Вы дочь героя своего фильма, и, полагаю, вы все же были убеждены в порядочности вашего отца…
Ксения Собчак:
Вовсе нет. Я говорила в ходе презентации, это не совсем так. Я как раз считала, что точно не бывает дыма без огня. Я всю жизнь с этим жила. У нас ведь не было допуска к этому делу, и у меня не было никакой объективной информации.
Корреспондент:
Есть ли в фильме допущение, что его смерть могла быть не случайной?
Ксения Собчак:
Вы увидите это в фильме. Там точно есть мое мнение, подкрепленное фактами опять же, потому что у нас все таки журналистская работа. По этому вопросу я даю там исчерпывающий ответ – и свой, и представляю все те мнения, которые существуют.
Корреспондент:
Наверное, не все материалы вошли в фильм. Осталось ли еще что-то, и что вы с этим будете делать?
Ксения Собчак:
Разумеется. Мы будем выпускать подкасты, которые выйдут на нашем youtube –канале.
Корреспондент:
Мы в Каннах, а одна из самых актуальных проблем, которая связана с Каннами – это отношения фестиваля и Netflix. Если бы вам предложили интересную возможность более широкого проката – стримингового, или телевизионного, но в ущерб прокату кинотеатральному, вы бы заинтересовались?
Ксения Собчак:
Мы рассматриваем возможности телепроката после того, как закончится прокат в кинотеатрах. Тут, мне кажется, нет противоречия. Мы собираемся его показывать - опять же, если цензура его пропустит - и на ТВ. Будем вести переговоры и с российским и западным телевидением. Мы делаем две разные версии фильма, российскую и западную, потому что в одной версии мы углубляемся в суть отношений героев второго для западного зрителя плана типа Коржакова, Сосковца и прочих-прочих. А другая часть истории показывает более широкими мазками отношения Путина, Ельцина и Собчака. Так что мы будем стараться и, конечно, сочтем за честь попасть в Netflix. У нас очень сильный сопродюсер, надеюсь, сейчас мы подпишем документы, после чего сможем объявить о сотрудничестве. Это человек с большой репутацией в мировом документального кино.