EFM 2018: Покупки и продажи – Россия не отстает от остального мира
В этом году Европейский кинорынок (EFA), проходивший с столице Германии параллельно с Берлинским кинофестивалем (15-25 февраля), разделил игроков индустрии на два лагеря. Наличие нескольких многообещающих проектов помогло укрепить боевой дух участников EFM, хотя пропасть между «имущими» и «неимущими» в этот раз широка, как никогда прежде. Усугубляет ситуацию и то, что после вялых рынков на AFM и Сандэнсе желаемого улучшения на Европейском кинорынке так и не наступило.
Международные байеры, которые могут позволить себе отстегнуть крупную сумму за лакомый проект с коммерческим потенциалом, с энтузиазмом откликнулись на такие картины, как «Джон Уик 3» с Киану Ривзом от Lionsgate International, Official Secrets Гэвина Худа с Кирой Найтли от Sierra/Affinity, а также Front Runner Джейсона Райтмана с Хью Джекманом и Верой Фармигой и Kung Fury Дэвида Сандберга с Майклом Фассбендером и Арнольдом Шварценеггером от Bloom.
Интерес на нынешнем рынке также вызвали ленты The Aeronauts Тома Харпера с Фелисити Джонс и Эдди Редмэйном от FilmNation, высокобюджетные триллеры Finest Kind с Джейком Джилленхолом, Энселом Элгортом и Зендаей, The Marsh King’s Daughter Мортена Тильдума с Алисией Викандер (оба от STXinternational), исторический боевик Роланда Эммериха «Майя Лорд» от Voltage Pictures, комедия Дрю Бэрримор The Stand-In от The Exchange, лента из основного конкурса Берлинале «Утойя» (U-July 22) от TrustNordisk и хит недавнего Сандэнса «Воспитательница» (The Kindergarten Teacher) от Protagonist, главные роли в котором сыграли Роза Салазар, Мэгги Джилленхол и Гаэль Гарсиа Берналь.
Как отмечают эксперты, в этом году на EFM поразительную активность проявили байеры из Великобритании и России. Два фильма из конкурса Берлинале можно будет увидеть на российских экранах. Так, кинопрокатная компания A-One Films приобрела права на The Pig иранского режиссера Мани Хагиги и «Не волнуйся, далеко он пешком не уйдёт» Гаса Ван Сента.
Со стороны зарубежных байеров особым спросом пользовались такие российские картины, как спортивная драма «Движение вверх» и музыкальная мелодрама «Лед». Права на показ ленты Антона Мегердичева проданы в Китай (Beijing Airmita) и Испанию (Mediaset). Картину Олега Трофима смогут увидеть зрители Китая (компания Airspeed собирается выпустить фильм на 20000 экранах), стран Балтики (ACME Film), бывшей Югославии (Dexin Filn), Латинской Америки (Sato Co) и франкоговорящих стран (Trade Media). Что касается лент, еще не вышедших на экраны, то международным сейлз-агентом обзавелся находящийся на этапе пост-продакшн фильм Ивана И. Твердовского «Подбросы» - его продажами займется польская компания New Europe Film Sales.
Гораздо менее активно вели себя закупщики из США – они заключили значительно меньше сделок. Единственным крупным соглашением стала покупка компанией Sony Pictures Classics прав на показ в США картины Руперта Эверетта The Happy Prince из программы Berlinale Special Gala.
Тем не менее, у многих покупателей возникли трудности с поиском проектов. Так, компаниям, специализирующимся на артхаусе, в этот раз фестиваль не предложил практически ничего подходящего. Некоторые игроки отмечали, что «после засухи на AFM на рынке наконец наблюдается возрождение». Хотя это применимо лишь к крупным компаниям, в то время как для мелкая «рыба» по-прежнему не может найти себе пищу.
Netflix и Amazon на Европейском кинорынке в очередной раз не проявили покупательской активности, и это позволяло надеяться независимым дистрибьюторам получить свой шанс. Эксперты выражали надежду, что после слабых рынков в Лос-Анджелесе и Сандэнсе продажи на Европейском кинорынке наконец пойдут в гору, но этого так и не произошло.