Российская анимация на MIPJunior 2017: Искусство презентации
15 октября 2017 года в Каннах завершился ежегодный Международный рынок телевизионных программ и мультсериалов для детей MIPJunior, проходивший с 14 октября. За два насыщенных дня российские анимационные студии провели ряд переговоров с зарубежными коллегами, представили потенциальным партнерам свои новые проекты на специально организованной сессии Fresh Russian Animation. Завершился MIPJunior премьерой нового отечественного анимационного сериала «Герои Энвелла».
Одним из ключевых мероприятий второго дня MIPJunior, посвященных российскому анимационному контенту, стала сессия Fresh Russian Animation, где было представлено 9 проектов, находящихся на разных стадиях производства: «Woodventures» (Паровоз, DTR, Сигнал Медиа), «Lifty’s Shop» (Project First), «Captain Kraken and his crew» (X-Media Digital, Rocket Fox), «Little Zoo» (Мастер-фильм, ladybug), «Smarty Marty and his buddies» (Effect Film), «The Kitten from Lizukov street» (Wizart, Союзмультфильм), «Spookies» (Red Carpet Studio), «Liry and Taya» (Riki) и «Magiс Five» (CTC media). Создатели этих анимационных сериалов находятся в поиске партнеров, дистрибьюторов и инвесторов для завершения производства и распространения картин на иностранные территории. Отличительной особенностью подавляющего большинства проектов является изначальная нацеленность на зарубежные рынки – так, трейлеры практически всех заявленных на презентации сериалов дублированы на английский язык, и только один тизер был показан на русском языке с субтитрами.
Как рассказал глава компании «Мастер-фильм» Александр Герасимов, по итогам сессии Fresh Russian Animation живой отклик иностранных закупщиков вызвал «стартап» «Зоосадик» («Little Zoo»), который был заявлен впервые: им интересовались иностранные байеры. Кроме того, компания привезла на MIPJunior еще два сериала, производством которых «Мастер-фильм» занимается совместно с американской компанией ladybug, базирующейся в Лос-Анджелесе: «Привет, малыш!» и «Шарлотта и Кваксон». Последний также пользуется популярностью – в скрининг-руме он набрал несколько десятков просмотров, а студия получила ряд писем с вопросами о проекте.
Впервые на MIPJunior был заявлен анимационный сериал «Защитники». Генеральный директор компании «Zadorin Entertainment» Игорь Задорин поделился своими впечатлениями от участия в крупном рынке контента для детей и юношества, отметив, что проект вызвал большой интерес со стороны иностранных дистрибьюторов. Уже поступило несколько интересных предложений по приобретению прав на показ сериала на зарубежных территориях. «Самым главным сюрпризом оказалось то, насколько сильно потенциальных байеров привлекает наша тема спортивно-образовательных игр, связанных с «Защитниками». Ранее наша компания устраивала несколько подобных акций в России при поддержке Министерства образования и Министерства спорта. Так, в этом году был организован масштабный проект, в котором приняли участие от 80 до 100 тысяч детей из 13 регионов, а в следующем году заявки на участие подали уже около 40 регионов. Оказывается, этот формат интересен в мире как система дополнительного образования, основанная на анимационном контенте. Мы рассматривали его как экстра возможности продвижения сериала, а зарубежные дистрибьюторы увидели в этой активности особую фишку, изюминку проекта, на которую нужно делать особый упор», - говорит Игорь Задорин.
«Маша и Медведь» является одним из самых известных за рубежом российских анимационных брендов – он присутствует более чем в 100 странах. Тем не менее, популярный сериал продолжает работать над расширением географии своего присутствия. По словам старшего медиа менеджера Виктории Болотовой, проект «Маша и Медведь» представлен практически во всех странах Европы (так, во Франции он демонстрируется сразу на 3 телеканалах), Северной и Латинской Америки. Через месяц он запустится на хинди на крупном индийском телеканале – ранее на этой территории сериал вышел на диджитал-платформе на английском языке. В настоящий момент бренд делает основной фокус на Азию. «Безусловно, «Маша и Медведь» присутствует в ряде стран этого региона, но мы хотим его расширить и укрепить, и активно работаем над улучшением и развитием лицензионной программы. В Азии сложно работать, но здесь также есть много перспектив. Кроме того, мы развиваем направление приложений, и работаем над тем, чтобы они были не только развлекательными, но и имели обучающую основу, помогали детям социализироваться и познавать мир», - добавляет медиа менеджер Ольга Хабибуллина.
Ярким завершением последнего дня MIPJunior стала мировая премьера анимационного сериала «Герои Энвелла» (производство Digital Television, дистрибьютор Signal Media), которая по уровню проведения не уступала подобным мероприятиям, организуемым крупнейшими зарубежными анимационными студиями. Выступавшие на мероприятии спикеры свободно говорили по-английски, шутили, а такая маленькая деталь, как головной микрофон с креплением на ухо, позволяла быть мобильными и активно взаимодействовать с залом, превращая презентацию проекта в stand-up шоу.
Директор телевизионного департамента Reed Midem Лорин Гарод во вступительном слове обратила внимание на то, что в этом году на российской анимации сделан особый фокус как на MIPJunior, так и MIPCOM, и отметила возросшую популярность российского анимационного контента: «Reed Midem старается держать руку на пульсе новейших тенденций, и нужно сказать, что российская анимация за последние несколько лет существенно укрепила свои позиции. Используя достижения советской школы анимации, она с помощью новейших технологий смогла выйти на новый уровень и обрести большой международный успех».
Представляя «Героев Энвелла», глава Signal Media Михаил Ковальчук рассказал, что компания делает упор на подростков, так как они представляют собой совершенно новую аудиторию, которая меняет устоявшиеся представления о медиа: «Последние два года Signal Media фокусируется на продукции для детей и юношества, поскольку именно эта аудитория определяет, каким будет контент будущего. Это самые прогрессивные зрители, у них своя философия и подход к смотрению контента. У нас, в свою очередь, есть возможность формировать ту аудиторию, от которой зависит, каким будет ТВ-ландшафт через несколько десятилетий. Мы строим экосистему медиапотребления».
Режиссер сериала Антон Ланшаков после показа первой серии «Героев Энвелла» также не преминул напомнить, что возрастная категория, на которую ориентирован проект, выбрана не случайно: «Во-первых, подростки – это самые активные потребители контента. Во-вторых, я сам прекрасно помню себя в этом возрасте и ностальгирую по тому времени, когда мне было 14 лет. Поэтому мне очень хотелось обратиться к подросткам и на их языке рассказать о том, как нужно правильно поступать в определенных ситуациях. Я вложил в этот проект всю свою страсть».
В этом году поддержку российским аниматорам на MIPJunior и MIPCOM впервые оказывает Российский Экспортный Центр, для которого продвижение цифрового контента является новым направлением. По словам эксперта по международным проектам РЭЦ Евгении Данильченко, эта инициатива появилась в ответ на запрос со стороны участников отрасли. «В РЭЦ стали обращаться анимационные студии, которые уже имеют определенный имидж на мировой арене. Проведенный экспертный анализ показал, что российская анимационная продукция – одно из перспективных направлений экспорта. Отечественный анимационный контент обладает высоким качеством, что делает его конкурентоспособным», - сказала Евгения. Она подчеркнула, что РЭЦ не ограничивается поддержкой производителей анимации, и выступает за взаимодействие со всей отраслью цифрового контента. «Очень велик спрос на продукцию, ориентированную на детей и подростков. Поэтому мы надеемся, что наша помощь компаниям на MIPJunior позволит им расширить возможности и перспективы. По откликам, которые мы получили сегодня, можно сделать вывод, что это правильный вектор движения. Мы, в свою очередь, готовы и дальше поддерживать это направление при условии должной коммуникации и получении обратной связи от компаний», - добавила Евгения Данильченко, говоря о промежуточных итогах работы на MIPCOM.
По отзывам участников объединенного стенда Made in Russia, работа на MIPJunior может быть эффективной при соблюдении ряда условий. Во-первых, для успешного развития российской анимации как бренда и ее продвижения на международной арене необходима системная работа, и в этом существенную поддержку способен оказать объединенный стенд, под зонтиком которого ведут свою работу отечественные анимационные студии. «Российских аниматоров на MIPJunior поддерживает РЭЦ, благодаря чему есть централизованная реклама, программа презентаций и выступлений, что обеспечивает полноценное участие многих студий страны в этом крупном и важном мероприятии. Конечно, у представленных проектов разный потенциал, но принципиально важно, что есть поддержка всей отрасли», - отмечает Александр Герасимов.
Во-вторых, из-за сложности рынка необходимо системное планирование сроком на 3-5 лет. Для этого важно наметить список крупных рынков и фестивалей, присутствие на которых важно для российской анимационной отрасли, и в течение нескольких лет планомерно их посещать, чтобы системно, год за годом представлять отечественный контент зарубежным закупщикам и потенциальным партнерам и инвесторам.
В-третьих, говоря о работе каждой компании, необходимо заблаговременно готовиться к каждому конкретному рынку: делать рассылку с деталями проекта, вести переписку с потенциальными инвесторами, заранее назначать встречи. Хотя этот совет известен каждому профессионалу, хоть раз участвовавшему в международном рынке, многие им пренебрегают.
И, конечно же, важную роль в продвижении проекта потенциальным партнерам является умение презентовать свою продукцию интересно и ярко.