MIPTV 2017: Телерынок объединяется с фестивалем
3 апреля 2017 года, в первый день работы международного рынка телевизионного контента MIPTV состоялась презентация нового фестиваля сериалов Cannes International Series Festival (Cannes Series), который впервые пройдет в апреле 2018 года параллельно с MIPTV. Организаторы смотра, среди которых мэр Канн Давид Лиснар и бывший министр культуры Франции Флер Пельрен, рассказали об особенностях предстоящего смотра.
Стремительно развивающийся рынок сериалов не дает покоя не только продюсерам, решивших совмещать кинопроизводство с созданием телепроектов (или полностью перешедшим в телесектор), но и чиновникам. В результате в мире появляется все больше фестивалей, специализирующихся на телевизионной продукции – помимо уже закрепившегося на рынке Series Mania, недавно было объявлено о запуске смотра телесериалов в Лилле, и это только во Франции. Не стали исключением и Канны.
Давид Лиснар, ставший мэром Канн в 2013 году, выступил с идеей организации фестиваля, посвященного сериалам, в 2014. Понадобилось три года, чтобы идея воплотилась в жизнь. По мнению градоначальника, Канны – это лучшая площадка для проведения такого фестиваля, так как город обладает рядом преимуществ. Во-первых, здесь есть вся необходимая инфраструктура. Город с населением в 73 тысячи человек посещают около 2,3 миллиона человек в год, следовательно, сеть отелей и услуг хорошо развита. Во-вторых, в Каннах ежегодно проходят мероприятия, посвященные кино- и телеиндустрии (Каннский международный кинофестиваль – с 1946 года, MIPTV – с 1965, MIPCOM – с 1985). Все индустриальные площадки находятся в шаговой доступности. «Кроме того, обратите внимание на чудесную погоду. Разве это не весомый аргумент, чтобы проводить новый фестиваль именно здесь?» - добавил Лиснар.
Надо отметить, что амбиции мэра Канн не ограничиваются организацией нового фестиваля – в ближайшие несколько лет он планирует создать инкубаторы для стартапов, а также открыть университет, где будут обучать сценаристов различных направлений кино- и телепроизводства (для этого будет построено отдельное здание). Впрочем, эта инициатива вызывает ряд вопросов. Непонятно, каким образом будет формироваться учебная программа, какие специалисты войдут в преподавательский состав, и главное - каким образом университет собирается конкурировать с крупнейшими киношколами мира.
Президентом Cannes Series станет Флер Пельрен, с августа 2014 года по февраль 2016 года занимавшая пост министра культуры и массовых коммуникаций Франции. Она отметила, что была очень рада получить приглашение возглавить смотр, ведь идея проведения фестиваля, посвященного сериалам, ей очень близка: «Когда я ознакомилась с концепцией Cannes Series, то сразу для себя решила – я в деле!».
В конкурсную программу смотра войдут 10 сериалов, причем организаторы не ограничивают географию поиска. В международное жюри, которое определит победителей, войдут пять известных кинематографистов. Наградить своего фаворита смогут и простые зрители, для которых организуют серию скринингов на открытых площадках – по итогам голосования будет вручен Приз зрительских симпатий.
Отдельный фокус будет сделан на короткометражные онлайн-сериалы – лучшему из них вручат специальную награду. Кроме того, организаторы запланировали ряд внеконкурсных программ, конференций, мастер-классов и ретроспектив.
Еще одним важным событием в рамках Cannes Series станет Форум копродукции, организованный в сотрудничестве с MIPTV, где презентуют сериалы, находящиеся в работе, создатели которых ищут дополнительное финансирование. Здесь же профессионалам телеиндустрии представят новые проекты, созданные в рамках образовательной программы для сценаристов (фестиваль запустит ее совместно с UCLA).
Давид Лиснар сказал, что для проведения всех запланированных мероприятий понадобилось бы 4 миллиона евро, однако с учетом того, что часть программы организует MIPTV, то фактическая сумма будет меньше (хотя она так и не была озвучена). Бюджет Cannes Series складывается в основном из частных источников. «В этом году мы не получили государственное финансирование на проведение смотра, но он в любом случае состоится – это решение было принято еще до участия в питчинге. Бессмысленно сравнивать Cannes Series с другими фестивалями. Гораздо важнее прилагать все возможные усилия, чтобы он стал лучшим». В свою очередь, Флер Пельрен добавила: «Это больше, чем просто фестиваль. Мы сделаем из него по-настоящему особенное событие».
И все-таки презентация не дает четкого ответа, чем Cannes Series будет отличаться от других специализированных смотров, где демонстрируется телеконтент – в частности, фестиваля сериалов в Лилле, недавно обошедшего в открытом конкурсе Cannes Series и получившего государственное финансирование, несмотря на заверения организаторов, что каннский телесмотр ждет успех даже в условиях конкуренции. Насколько оправдано проведение в Каннах еще одного фестиваля (с учетом того, что в городе уже много лет проводятся мероприятия, посвященные телевизионному контенту), станет ясно уже в следующем году.