MIPDrama 2017: Российские проекты – главное участие
2 апреля 2017 года в Каннах, в преддверии MIPTV, во второй раз вручили награды на MIPDrama Screenings. Новинкой этого года стало увеличение числа призов. Международное жюри, состоящие из сценаристов, режиссеров, продюсеров и телевизионных критиков определяло победителей в двух категориях. Байеры также могли проголосовать за полюбившийся проект. В итоге пять из двенадцати сериалов были отмечены призами. Российских среди них, к сожалению, нет.
МИПы, два раза в год проходящие в Каннах, все увереннее занимают самые перспективные ниши в аудиовизуальной сфере. Если еще совсем недавно главными мероприятиями года, посвященными продвижению сериалов, были скрининги в Лос-Анджелесе в конце мая, куда съезжались байеры со всего мира, то за последние два года, прямо на наших глазах, ситуация стала меняться. Свои сериальные новинки предпочитают показать именно в Каннах крупнейшие игроки этого рынка, такие как Disney и Lionsgate. А один день целиком посвящен латиноамериканским сериалам.
В немалой степени такому перераспределению интересов способствует относительно новое мероприятие (проходящее всего второй год и пока только нащупывающее формат) - MIPDrama Screenings, на котором двенадцать финалистов из России, Германии, Люксембурга, Канады, Дании, Великобритании, Швеции, Бразилии и Франции представили свои сериалы перед 450 приглашенными на мероприятие мировыми закупщиками, а также ключевыми международными дистрибьюторами, продюсерами и прессой.
Несмотря на новизну, MIPDrama организуется очень тщательно и на высоком профессиональном уровне. Отбор финалистов проводился экспертным советом, в который входят закупщики контента крупнейших мировых компаний: Алин Марраш-Тессо (Canal+), Зельда Стюарт (Mediaset), Сара Райт (Sky), Аннет Ромер (TV2), Рудигер Босс (Prosiebensat1), Игнасио Баррера (Albavision).
Судили проекты две представительных международных команды. В Большое жюри вошли: Фрэнк Спотниц/Frank Spotnitz, сценарист и исполнительный продюсер («Секретные материалы», «Человек в высоком замке»); Ларс Бломгрен/Lars Blomgren, председатель Scripted Exchange, Endemol Shine Group, соучредитель и управляющий директор Filmlance International, исполнительный продюсер («Мост», «Комиссар полиции Мартин Бэк», «Прилив»); Вирджиния Брак/Virginie Brac, сценарист («Каннибалы», «Париж», «Спираль»); Рон Теллем/Ran Tellem , глава департамента разработки международного контента для Mediapro и бывший руководитель подразделения контента Keshet, исполнительный продюсер («Родина»); и Джалиль Леспер/Jalil Lespert, режиссер и актер («Айрис», «Ив Сен Лоран», «Версаль»).
Жюри ТВ критиков состояло из Морин Райан, редактора отдела ТВ критики, Variety (США); Бенджи Вилсона, ТВ критика для the Telegraph (UK); и Констанс Джамет, критика для Le Figaro (Франция).
Задача у обоих жюри была очень нелегкая, хотя в этом году они могли вручить по два приза. Программа состояла из двух секций: готовые эпизоды (7 сериалов) и work in progress (5 проектов). В каждой категории определялся свой победитель.
Отборщики постарались. Сериалы были представлены со всего мира: три проекта из Великобритании, по два из Германии и России и по одному из других стран Европы и Америки (интересно, но второй год в конкурсе нет проектов из США), и программа получилась очень разнообразной и разножанровой. Половина проектов сделана в привычном для этого формата (высокобюджетные сериалы) жанре драма, вторая половина состоит из триллеров, Sci-Fi, детективов. Подавляющее большинство историй (за исключением фантастики и проекта Тома Тыквера) происходит в наши дни и поднимает, с одной стороны, вечные темы, а с другой, раскрывает очень важные проблемы современного общества.
К работе над такими сериалами, как правило, привлекаются лучшие авторы, режиссеры, актеры и т.д. Они делаются по законам сериала, но с кинематографическим качеством. Производить, конечно, такой продукт очень дорого, и не все могут себе это позволить, но зато проекты окупаются за счет международных продаж. Одним из первых стал производить широкомасштабные полотна, и сейчас является безусловным лидером в этом сегменте, канал ВВС. Не случайно в программу отобрано три британских сериала.
Участие двух российских проектов в каждой из секций тоже о многом говорит. Качество отечественного продукта стоит в одном ряду с лучшими международными образцами. Наши продюсеры после объявления призеров выглядели расстроенными, хотя и держались стоически. Но надо отметить, что проиграли они проекту Тома Тыквера, так что есть куда стремиться. В том числе нельзя сбрасывать со счетов такую важную составляющую любого бизнеса, тем более международного, как продвижение и PR. За много лет присутствия на ведущих мировых кинорынках, нами подмечена одна очень важная деталь. Ничей контент нигде не ждут. Рост продаж обеспечивается кропотливой многолетней работой и немалыми вложениями в продвижение. В том числе и ВВС, имея высокое качество самого продукта, постоянно сопровождают его мощным и дорогостоящим паблисити.
В категории проекты в работе
Большое жюри присудило приз сериалу Babylon Berlin (Германия).
Производство: ARD Degeto, X Filme и Beta Film
Дистрибьютор: Beta Film
Телевещатель: Sky Deutschland
Проект Тома Тыквера, сценарий которого основан на книгах немецкого автора Фолькера Кутчера о полицейском Гереоне Рате, несущем службу в Берлине в 1920-х годах.
Действие происходит в Период Веймарской республики. Мегаполис в смятении. От экономики до культуры, от политики до андеграунда — все сферы переживают радикальные перемены. Спекуляции, инфляция, рост бедности и безработицы резко контрастирует с излишествами ночной жизни города и переполняющей его творческой энергией. Гереон Рат, молодой полицейский инспектор из Кельна, переводится в Берлин, чтобы раскрыть уголовное дело. То, что на первый взгляд кажется просто вымогательством, вскоре становится скандалом, который навсегда изменит жизнь и Гереона, и его ближайших сподвижников. Рат вместе с напарниками сталкивается с запутанной коррупционной сетью, связанной с наркобизнесом и торговлей оружием.
Проект представили авторы сценария и режиссеры Том Тыквер, Хендрик Хандлёгтен, Ахим фон Боррис, которе три года работали над сценарием. Ахим фон Боррис говорит: «Последние годы Веймарской республики были временем кризиса и постоянных нападений со стороны политических экстремистов. Быстро растущий город с иммигрантами со всего мира стал источником неисчерпаемого материала для нас, как авторов».
Тыквер добавил, что особенно увлекательно было писать о людях, которые жили в период между двумя мировыми войнами. В этой эпохе есть поразительные параллели с настоящим, но люди тогда не могли представить себе драматических и зловещих политических изменений, которые вскоре трансформируют Берлин и Германию навсегда. Эти изменения писатель рассматривает в своих более поздних книгах, которые производители также планируют экранизировать.
Создатели поделились секретами совместной работы:
«Мы знаем друг друга уже 20 лет, поэтому проблем и конфликтов при написании сценария не возникало. Несколько лет назад возникла идея экранизировать серию блестящих полицейских триллеров, которая очень популярна в Германии и должна прекрасно вписаться в телевизионный формат. Особенно нас привлекла атмосфера конца 1920-х годов. Каждый изучал детективы Фолькера Кутчера, и в итоге все отлично ориентировались в материале. Особенность романов Кутчера такова, что действие каждого из них происходит на год позже предыдущего, начиная с 1929 года. Мы считаем, что этот временной период не был должным образом раскрыт в немецких телепроектах прошлых лет, хотя он очень важен. Уже через несколько лет Германия, и в Берлин в частности, полностью изменится, и заглянуть в то время – это уникальная возможность показать зрителю что-то совершенно особенное. Хочется продемонстрировать не только «внешность» Берлина, но и то, что под ней кроется, не только атрибуты жизни людей, но и изнанку их действий. Причем сделать это именно в форме криминальной истории, в которой бы переплетались политика, культура и взаимоотношения между людьми.
Работа шла следующим образом: собрались все вместе и детально обсуждали каждую сцену или реплику. Что касается режиссуры, то тут подход был иным. Сцену, действие которой происходит в одной локации, полностью снимал один из нас, без вмешательства двух других. Сцену в другой локации снимал уже другой, и так далее. Самым сложным оказался процесс выбора актеров. Мы отсматривали их втроем, и тут у каждого появлялись собственные предпочтения – порой договориться было трудно. Во всем остальном разногласий не было.
В общей сложности путь от написания сценария до завершения производства первого сезона занял четыре года. Не поверите, но мы друг от друга не устали, более того, готовы снять еще несколько сезонов!»
Тыквер в качестве шоураннера вместе со сценаристами Ахимом фон Боррисом и Хендриком Хандлёгтеном написали уже первые два сезона, включая 16 эпизодов, основанных на бестселлере «Мокрая рыба» («Der nasse Fisch»), первой из пяти книг берлинской серии Кутчера. Стефан Арндт из компании X Filme отметил важность того, что в производство запущено сразу два сезона: «Это показывает энтузиазм и уверенность в проекте всех его партнеров».
Съёмки проекта с бюджетом в размере 40 миллионов евро (45 миллионов долларов) стартуют в немецкой столице в апреле в специально построенном «старом Берлине» на студии Studio Babelsberg. В главных ролях — Фолькер Брух и Лив Лиза Фрис.
Жюри ТВ критиков и жюри дистрибьюторов в этой категории отдало предпочтение проекту Ride upon the storm (Дания)
Производство: DR Fiktion, в со-производстве с ARTE France и Sam Le
Дистрибьютор: Studio Canal
Телевещатель: DR / ARTE
Вдохновленная библейским сюжетом об Авеле и Каине, драма от режиссера Адама Прайса («Правительство») фокусируется на истории семьи священников Датской церкви. Ларс Миккельсен и Анна Элеонора Йоргенсен (оба снимались в сериале «Убийство») играют супружескую пару, а молодые актеры Саймон Сирс и Морти Хи Андерсен — их взрослых сыновей.
Представили проект обладатель премии BAFTA сценарист Адам Прайс и исполнитель главной роли Ларс Миккельсен.
Адам Прайс отмечает, что так же, как в его сериале «Убийство», отправной точкой для истории персонажей была политика, здесь этим предметом станет вера. Международные проблемы будут смешиваться с личными в драматической истории, в центре которой отношения двух братьев.
Адам Прайс о том, как он решился перейти от политики, которая была основой сюжета сериала «Правительство», к религии, вопросы которой рассматриваются в «Ride upon the storm»: «В современном мире религия гораздо более политизирована, чем сама политика. Когда мы обсуждаем вопросы интеграции и глобализации, брака, сексуальности и т.д., то в сущности мы обращаемся к религии. Существует разрыв между тем, какими мы хотим быть, и тем, кем мы становимся под воздействием жизненных обстоятельств. Как сократить этот зазор между желаемым и действительным, мы и пытаемся в нашем сериале.
Главными героями Ride upon the storm выступают отец и двое его сыновей, для которых он является почти что богом. Но если один сын делает то, что должно – живет, как положено и служит в церкви, то второй сын – разочарование и обуза, и на контрасте между ними мы раскрываем важные темы».
Ларс Миккельсен: «Для меня это картина о том, как быть тем, кем ты должен быть, преодолевая собственные слабости и стремясь стать лучше. Жизнь – сложная штука, и иногда приходится бороться с собственными желаниями, чтобы возвыситься над страстями. Это невероятно трудно».
Первые 10 серий Ride upon the storm будут показаны осенью 2017 года.
В конкурсе участвовали:
Better than us / Лучше, чем люди (Россия)
Производство: Yellow, Black and White и Sputnik Vostok Production
Дистрибьютор: Yellow, Black and White
Телевещатель: Первый канал
Российский финалист, сериал «Лучше, чем люди» от Yellow, Black and White и Sputnik Vostok Production, снятый для «Первого канала» режиссером Андреем Джунковским («Сладкая жизнь») по идее Александра Кесселя (продюсер сериала «Лондонград»).
События в нем разворачиваются в мегаполисе в недалеком будущем, где роботы обслуживают людей, работая охранниками, нянями, помощниками по дому. Считается, что они безопасны, до тех пор пока в страну не попадает нелегальный образец. Внешне этот робот совершенен, но, как выясняется, способен на убийство, из-за чего он представляет опасность для главного героя и его близких. Эту роль исполнила Паулина Андреева. В сериале также сыграли Кирилл Кяро, Александр Устюгов, Ольга Ломоносова. Российские зрители увидят фантастический триллер на Первом канале уже в 2017 году.
Генеральный продюсер сериала Эдуард Илоян рассказывает, что создатели ориентировались, в том числе, на взыскательную зарубежную аудиторию. По его словам, сериал отвечает на извечный вопрос о том, что ждет наших детей, заставляет задуматься о глобальных проблемах: о человекозамещении во всех сферах жизни, от промышленного производства до личных и семейных отношений, и об одиночестве человека в огромном социуме.
Как отмечает Александр Кессель, автор идеи и продюсер сериала, несмотря на то, что жанрово в истории есть элемент научной фантастики, это, прежде всего драма, рассматривающая универсальные вопросы, волновавшие людей всегда: жизни, смерти, любви, ненависти, конфликта поколений, совести, личного достоинства и стремления к счастью.
Андроиды в сериале, как и во многих произведениях Азимова, Бредбери, Лема – всего лишь катализаторы конфликтов, обостряющие дилеммы, деформирующие отношения, обнажающие скрытое.
Сериал уже на стадии производства делает уверенные шаги на международной арене: кроме MIPDrama, «Лучше, чем люди» вошёл в программу фестиваля Series Mania, который в 8-й раз пройдет в Париже с 13 по 23 апреля.
Bad banks (Германия, Люксембург)
Производство: Letterbox Film Production, Iris Productions
Дистрибьютор: Federation Entertainment
Телевещатель: ARTE France, ZDF Germany
В центре внимания сериала совместного производства Германии и Люксембурга — молодой инвестиционный банкир, впутанный в интригу между двумя конкурирующими банками. Действие происходит в Люксембурге и Франкфурте-на-Майне.
«Нет ничего, что бы было нам всем одновременно так чуждо и так влияло бы на нашу жизнь, как финансовый мир. Я рада, что сотрудничаю с такими людьми, как шоураннер Оливер Кини и режиссер Кристиан Швохов», — говорит продюсер Лиза Блуменберг.
Проект получил финансирование в 2014 году из фонда Люксембурга.
Bad Blood (Канада)
Производство: New Metric Media & Sphere Media
Дистрибьютор: Sky Vision
Телевещатель: FX / City
Энтони Ла Палья («Ривьера», «Без следа») и Ким Коутс («Сыны Анархии») в главных ролях в новом триллере из шести серий, основанном на реальной истории печально известного босса мафии Вито Риззуто.
Авторы сценария — Саймон Бэрри («Ван Хельсинг», «Континуум») и Майкл Конивс («По версии Барни»). Режиссер — Ален Десрошерс («Секьюрити», «Нитро Раш»).
Прежде чем Вито Риззуто был заключен в тюрьму за убийство трех членов семьи Бонанно в 2006 году, он управлял портом Монреаля, северными воротами рынка наркоторговли США. Он был мастером дипломатии и завоевал уважение конкурирующих мафиозных кланов и уличных банд. При поддержке первого лейтенанта Деклан (Коутс), его преступный бизнес и семья процветали, империя росла, пока он не оказался за решеткой. Сериал рассказывает невероятную историю заточения и освобождения. Томясь в тюрьме, Риззуто (Ла Палья) беспомощно наблюдает, как империя, которую он построил, медленно начинает рушиться. Членов его семьи и близких друзей таинственно уничтожают один за другим. Отчаявшись, Риззуто не может дождаться освобождения, но когда, наконец, он оказывается на свободе, то начинает мстить, разрушая все вокруг.
Авторы сериала об одной из самых печально известных фигур преступного мира в Северной Америке, Bad Blood, вдохновлялись бестселлером экспертов организованной преступности Питера Эдвардса и Антонио Никасо, «Бизнес или кровь: Последняя война Вито Риззуто».
Съёмки сериала проходили в Монреале и Садбери с октября по декабрь 2016 года. Премьера состоится осенью 2017 года.
В категории готовые эпизоды
Большое жюри остановило свой выбор на сериале Jailers (Бразилия)
Производство: Globo
Дистрибьютор: Globo
Телевещатель: Globo
Единственный латиноамериканский сериал в программе MIPDrama — суровый бразильский тюремный триллер из 12 эпизодов. Сериал является адаптацией одноименной книги Драузио Варела, писателя и добровольного тюремного медика. Он рассказывает о моральных угрызениях надзирателя Адриано, чья личная жизнь ставит перед ним такие сложные проблемы, как борьба с преступностью и насилием в тюрьмах.
Гаел Арраес, шоураннер проекта и топ-менеджер компании Globo, говорит о главном герое: «Сценаристы специально хотели изобразить человека с высокими моральными нормами, не следуя тенденции делать протагониста антигероем. Они руководствовались тем, что происходит сейчас в Бразилии. Адриано — обычный человек, но очень важно, чтобы он представлял наше моральное сознание».
По словам автора сценария Марсаля Акино: «Наш сериал рассказывает о о функционировании пенитенциарной системы с точки зрения сотрудника исправительного учреждения. Мы создали мир, который показывает тяготы повседневной жизни в тюрьме, столкновения и напряженность между государством и преступностью».
Фернандо Бонасси, соавтор, добавил: «Реальные события, происходящие в бразильских тюрьмах почти ежедневно: бунты, погромы и побеги, – при написании сценария повлияли на нас больше, чем выдуманные истории, которые можно встретить в книгах, фильмах, спектаклях и сериалах. Каждый день для персонажей – это борьба и война, как и в жизни».
Премьера сериала состоится в 2018 году.
Жюри ТВ критиков выбрало Sci-Fi сериал Missions (Франция)
Производство: Empreinte Digitale
Дистрибьютор: AB International Distribution
Телевещатель: OCS (France)
Французский сериал рассказывает о первом пилотируемом полете на Марс. На борту корабля, приближающегося к Красной планете спустя 10 месяцев, астронавты и ведущие ученые, а также молодой терапевт, наблюдающий за психической безопасностью этой исторической миссии. Однако накануне посадки команда устанавливает контакт с многонациональным кораблем NASA, который терпит бедствие. Перед миссионерами встает задача спасения конкурентов.
Создатели проекта уверяют, что референсами проекта являются франшизы «Звездные войны» и «Чужой». Представил сериал автор сценария и режиссер Жульен Лакомб: «В качестве источников вдохновения мне послужили многие фильмы разных жанров, среди которых приключенческие картины, научно-фантастические ленты и т.д., и выделить среди них один очень сложно. Мне хотелось, чтобы у зрителя при просмотре возникло ощущение родства с материалом и чтобы сериал напоминал ему лучшие образцы этого жанра, но при этом смотрелся свежо и вызывал интерес. На самом деле это проект не о Марсе, а о человечестве и отношениях между людьми. Он ориентирован на самую широкую аудиторию».
1 сезон «Миссий» выйдет в июне 2017 года на телеканале OCS.
Жюри байеров понравился Clique (Великобритания)
Производство: A BBC GHP в копродакшене с Baloon Entertainment
Дистрибьютор: All3Media International
Телевещатель: BBC Scotland / BBC Three
Шестисерийный британский триллер режиссёра Джесса Бритэйна рассказывает о подругах детства, Джорджии и Холи, которые поступают в университет в Эдинбурге. Джорджия оказывается вовлечена в феминистическую группу под руководством преподавательницы Джуд МакДермид. Ее идеи интересные и яркие, как и люди, которыми она себя окружила. В то время как Джорджия легко входит в этот круг, Холли остается за бортом, но ревность подруги быстро сменяется беспокойством. Холли проникает в группу, чтобы понять причины странного поведения Джорджии. Она обнаруживает мир богатых вечеринок, которые собирают мужчин и женщин высшего общества. Но девушка также видит и оборотную коррумпированную сторону этого мира, и теперь опасность караулит Холли и Джорджию со всех сторон.
В ролях — Эшлинг Франчози («Крах», «Игра престолов»), Рейчел Херд-Вуд («Парфюмер: история одного убийцы», «Питер Пэн»), Луиза Брили («Шерлок», «Отель Вавилон»).
В конкурсе участвовали:
The Territory / Территория (Россия)
Производство: Sreda Production и Best Episodes Media
Дистрибьютор: Best Episodes Media, Sreda Production
Телевещатель: Первый канал / ARTE / DR
Сериал «Территория», созданный продюсерской компанией «Среда» и Best Episodes Media, как известно, уже приобретен Netflix.
История разворачивается в провинциальном российском городе, где происходит серия жутких, якобы ритуальных убийств. Для раскрытия дела в город направляют опытного следователя (Кирилл Пирогов), который получает в напарники провинциального оперативника (Пётр Фёдоров). Российские зрители увидят сериал на Первом канале.
Нелли Яралова, генеральный продюсер кинокомпании Best Episodes Media, рассказывает, что основной референс — культовый сериал «Твин Пикс». Маленький город, где все друг друга знают, и всё на виду, а с другой стороны – в каждой семье есть шкаф со своими скелетами, и мрачные тайны связывают самых разных персонажей. Однако «Территория» — оригинальный продукт.
По мнению Нелли, это универсальная, динамично развивающаяся история. В каждой сюжетной линии – тайна, которая цепляет с первых минут и не отпускает до самой развязки.
Также как в «Твин Пикс» здесь большую роль играет атмосфера, над которой трудились режиссер Вано Бурдули, лауреат международных кинофестивалей, оператор Эдуард Мошкович и композитор Райан Оттер. Создатели сознательно отказались от примет времени – это не ретро, но и ни одного мобильного телефона в кадре нет.
Gap year (Великобритания)
Производство: Eleven Film
Дистрибьютор: Entertainment One
Телевещатель: Channel 4
Две группы путешественников с противоположными целями, характерами и проблемами сталкиваются во время похода в Азии. То, что начинается как катастрофа и испорченные каникулы, превращается в незабываемое и радостное путешествие и самопознание. Джунгли, пляжные вечеринки под полной луной, футуристические азиатские города в восьмисерийной комедийной драме Gap year от режиссера Тома Басдена.
Над сценарием работали Том Басден, а также Джейс Вуд («Послы»), Эми Робертс и Лорен МакЛафлин ( Бесстыдники, Холодные ноги), Тим Ки («Нам нужны ответы»), Джони Свит («Вместе», «Юнцы») и Сэм Лейфер («Плебеи»).
Fearless (Великобритания)
Производство: Mammoth Screen
Дистрибьютор: ITV Studios Global Entertainment
Телевещатель: ITV
Шестисерийная политическая драма с Хелен МакКрори в главной роли («Гарри Поттер», «Острые козырьки», «Доктор Кто»). Автор сценария — сценарист и исполнительный продюсер известного сериала «Родина», Патрик Харбинсон.
Главная героиня расследует убийство школьницы в Восточной Англии и пытается освободить человека, которого считает несправедливо осужденным. Чем глубже она копает, тем сильнее начинает ощущать мощные силы, в том числе в полиции и разведывательных службах в стране и за рубежом, которые пытаются остановить ее расследование.
Режиссер — обладатель премии БАФТА Пит Трэвис («НАследство», «Фалькон»).
Veni Vidi Vici (Швеция)
Производство: Handsup Stockholm
Дистрибьютор: Viaplay Nordic
Телевещатель: Viaplay Nordic
10-серийная скандинавская драма рассказывает о датском режиссере Карстане Даугаарде, переживающем творческий кризис. Его фильмы все меньше нравятся публике, Карстан вынужден покинуть киноиндустрию и заняться «реальной работой» — стать учеником мясника на свиноферме своего отца. Знакомый продюсер застает друга в удрученном положении и предлагает ему путь возвращения в индустрию и хорошо оплачиваемую работу. К своему ужасу Карстан понимает, что это работа в качестве порнорежиссера, и ему предстоит трудиться бок о бок с ветераном индустрии для взрослых. Он сталкивается с самыми мрачными аспектами этого бизнеса и вынужден вести двойную жизнь, подвергая опасности свою семью.
Главного героя играет Томас Бо Ларсен («Королевство», «Второй шанс», «Торжество»). Также в ролях другие ведущие скандинавские актеры Рафаэль Эдхольм («Американские девушки», «Спираль»), Ливия Миллхаген («Незабываемые моменты», «Автобусы в Италии»), а также канадский актер Майкл Уинкотт («Мир дикого Запада», «Мертвец»).
Премьера сериала состоится 13 апреля на телеканале Viaplay Nordic Adult.