Аналитика AFM: Как снять и успешно прокатать независимый малобюджетный фильм
Со 2 по 9 ноября 2016 года в Санта-Монике, США, пройдет кинорынок American Film Market. В преддверии мероприятия организаторы рынка публикуют различные материалы для профессионалов индустрии. Предыдущая статья была посвящена анализу низкобюджетного кино. Продолжая цикл аналитических материалов, рассмотрим пример производства и проката конкретного независимого фильма с бюджетом менее £1 млн.
Речь пойдет о фильме «Пападопулос и сыновья» / «Papadopoulos & Sons», рассказывающем историю миллионера англо-греческого происхождения, который после очередного финансового кризиса неохотно объединяется с братом, чтобы спасти семейный бизнес. Они решают вновь открыть свой старенький магазинчик, в котором работали в молодости. Это забавный семейный фильм с участием Стивена Диллэйна, Джорджа Корфэйса и Джорджии Грум. Сценаристом и режиссером выступил дебютант Маркус Марку. Картина вышла в прокат Великобритании в апреле 2013 года.
И хотя производство и прокат в Великобритании имеют свою специфику (например, это касается налоговых льгот), большинство нижеизложенного применимо и к российским реалиям. А потому статья может быть полезна для начинающих кинематографистов, планирующих снимать кино в России.
Для начала несколько слов о создателе фильма – Маркусе Марку и его мотивах – успешном предпринимателе, снявшем кино на собственные средства - £825,000. Он хотел узнать, как снимают фильмы, сделать что-то, что можно показать собственным детям, а также весело провести время в процессе. Прежде чем взяться за производство картины, Маркус прошел краткий курс в киношколе Met Film School.
Бюджет
Фильм был снят за 24 дня в Лондоне и его окрестностях. Большая часть расходов пришлась на сооружение декораций (нужно было построить магазин, в котором происходит действие фильма), оплату работы актеров и технического персонала. Расходы Above The Line составили £91,821 (11% бюджета), на производство ушло £584,800 (71%), на пост-продакшн - £109,436 (13%), а прочие затраты составили £39,165 (5%).
Расходы по статьям:
£775 – история, права
£91,046 – основной актерский состав
£19,014 – актеры второго плана
£90,332 – технический персонал
£93,245 – цех декоративно-технических сооружений (ЦДТС)
£32,070 – костюмерный цех
£16,782 – гримерный цех
£53,371 – электричество
£58,580 – камера
£16,882 – звук
£77,918 – транспорт
£28,670 – проживание (отель)
£70,111 – локация
£27,343 – сверхурочные
£482 – перевод на цифровые носители
£25,507 – музыка
£83,929 – постпродакшн
£ 9,307 – страховка
£ 2,556 – услуги юриста
£ 7,705 – общие расходы
£ 2,900 – PR
£ 750 –
PACT & Skills Investment Fund (SIF)
£ 15,947 –
дополнительные налоги
£825,222 – итого
Кроме цифр, есть несколько занимательных ссылок о том, как проходили съемки:
Подкаст с Крисом Джонсом – интервью Маркуса
Блог Маркуса, который он вел в процессе производства и проката фильма
35-минутный фильм о съемках фильма:
В поисках дистрибьютора
Маркус снял фильм без какой-либо поддержки, не заручившись заранее помощью дистрибьютора. Это означало, что после завершения производства он должен был выяснить, как донести фильм до зрителя и окупить свои инвестиции.
В один прекрасный момент он был близок к заключению сделки с YouTube на показ фильма в режиме онлайн через модель окупаемости «pay what you want» («плати сколько хочешь»). Идея казалось хорошей, но в итоге дело забуксовало, когда YouTube начал настаивать на использовании Google Wallet, который в тот период он работал только в 8 странах.
Маркус решил, что в Великобритании он будет прокатывать фильм самокатом, а для выхода на международные территории воспользуется услугами специалистов в этой области. Он подписал контракт с компанией 7&7, которая по условиям сделки получит 20% от любой сделки, но при этом не всегда будет контролировать дистрибьюцию фильма, как бы это делал традиционный сейлз-агент. Маркус оплатил расходы 7&7 на посещение ключевых кинорынков, где будут вестись продажи фильма.
Вскоре после представления картины на кинорынке Marche du Film в Каннах, компания 7&7 заключила сделки на прокат фильма на территории Греции, Германии, а также реализовала авиа права.
Фестивальная судьба фильма
Многие независимые фильмы полагаются на то, что их заметят на фестивале, однако картина «Пападопулос и сыновья» не попала ни на один крупный киносмотр.
Некоторые кинофорумы все же взяли его в программу:
Dinard British Film Festival.
Показ вне конкурса, но из-за интереса у публики был организован повторный показ.
Thessaloniki Film Festival,
Приз зрительских симпатий.
Palm Springs Film Festival
Seattle International Film Festival
Размышляя над статусом своего фильма, Маркус сказал: «Наш фильм – не артхаус, для фестиваля он слишком коммерческий. Но в то же время не является большим студийным фильмом со знаменитостями, поэтому его приравнивают к артхаусу. Он застрял между мирами коммерческого кино и артхауса. В Великобритании, эти миры не пересекаются».
Один из самых сюрреалистических показов произошел в Европейском парламенте. Один из создателей фильма знал человека, отвечающего за проведение культурных мероприятий в Парламенте и сказал ему, что это фильм о греческом финансовом кризисе (что неправда). В результате показ картины состоялся в тот день, когда Премьер-министр Греции проводил переговоры о финансовой помощи Греции.
Как добились выхода фильма в прокат Великобритании
К тому моменту, когда были проданы права на прокат фильма в Германии, Греции и на авиалинии, по-прежнему не хватало дистрибьютора в Великобритании. Маркус не тот, кто сдается легко, и поэтому он решил прокатать фильм самостоятельно, заключив сделку через Miracle Communications с сетью кинотеатров Cineworld, которая расписала картину на 13 экранов и гарантировала прокат в течение недели с 5 апреля 2013 года.
Маркус нашел греческие общины по всей Великобритании благодаря греческим православным церквям. Если где-то была церковь, он связывался с местным сообществом, используя различные средства коммуникации, и продвигал ленту через местные СМИ.
Для сравнения, самый крупный релиз той недели – фильм «Семейка Крудс», вышел в Великобритании на 553 экранах. Достаточно типична ситуация, когда большие студийные проекты получают более широкую роспись, чем небольшие независимые фильмы, отчасти потому, что Великобритания является одним из самых дорогих рынков в мире по затратам на выпуск фильма в прокат.
Продюсер сам выступил прокатчиком, и его расходы составили:
£ 5,200 – арендная плата
£ 325 – оплата виртуальной печати
£ 1,000 –
сертификат BBFC
£ 2,000 – аренда дисков DCP
£ 2,000 – услуги специалиста по PR
£ 4,000 – плата компании Miracle Entertainment (которая заключила сделку)
£ 3,000 – реклама на радио London Greek Radio, реклама в печатных греческих изданиях Лондона
£ 8,000 – реклама в Facebook, направленная на британских греков и всех интересующихся Грецией и областях, близких к греческим церквям
£10,000 – постеры, флайеры, показы фильма о создании фильма
£35,525 – Итого
Эти цифры приблизительные.
Как фильм показал себя в кинотеатрах Великобритании
За три месяца до релиза в Великобритании Маркусу сказали, что он должен стремиться к «500 на кинотеатр» в первый уикенд. Он решил, что данная фраза означает 500 посещений и нацелился на достижение этой цели. Позже он узнал, что на самом деле нужно было собрать 500 фунтов стерлингов на кинотеатр, что является примерно шестой частью того, к чему он стремился.
В первую неделю, на 13 площадках было продано 8,000 билетов – фильм «Пападопулос и сыновья» собрал £60,659. Средний показатель на кинотеатр составил £2,870, это было второе место по наработке на кинотеатр на неделе. Таким образом, картине удалось обойти такие фильмы, как «Темные небеса» / «Dark Skies» (£2,680) и «GI Joe: Бросок кобры» / «GI Joe: Retaliation» (£2,421).
Оценив высокие показатели по наработке на кинотеатр, сеть Cineworld решила увеличить количество площадок, и на второй неделе фильм шел уже на 16 экранах. Подавляющее большинство маркетинговых усилий Маркуса были сосредоточены на том, чтобы привлечь зрителей на фильм в первый уикенд. Это можно увидеть по цифрам кассовых сборов – несмотря на бОльшее число экранов, на второй неделе фильм собрал только 31% от кассы первой недели (£18,504).
После семи недель на большом экране, фильм завершил кинотеатральный прокат в Великобритании. По данным Rentrak, он собрал £95,509. Хотя Маркус не совсем согласен с этой цифрой: «Я не думаю, что эти данные включают в себя независимые показы, которые проводил я сам, потому что сборы от них шли мне напрямую». В целом за семь недель средняя наработка на экран составила £2,274.
Как распределяются деньги от проката в Великобритании
Итак, что происходит с деньгами, собранными в кинотеатрах Великобритании? Используя данные Rentrak, получаем следующие цифры:
£96,000 – касса
Минус налог (НДС 20%), после чего остается £76,800
Минус доля сети Cineworld (65%), после чего остается £26,880
По словам Маркуса, он получил в общей сложности £45,601 с британского проката, потому что общая касса была на самом деле больше, примерно £162,850.
Обычно в этот момент дистрибьютор или агент по продажам берет комиссию, чтобы вернуть свои затраты на маркетинг (см. более подробно
здесь и
здесь), но так как Маркус сам прокатывал фильм, то он понес эти расходы ранее. Логично предположить, что если бы он остановился на традиционной модели дистрибьюции, то его доля была бы гораздо меньше, если бы вообще была. (Хотя технически могло случиться так, что крупный дистрибьютор смог бы обеспечить фильму больше экранов и, следовательно, более высокую кассу).
После вычета расходов £35,000, понесенных на изготовление цифровых копий и рекламу, получается, что Маркус заработал £10,600.
Сделка с британским ТВ-каналом
За последние несколько лет телевидение стало крупнейшим источником дохода для британского кино, и в этом смысле «Пападопулос и сыновья» - отличный пример. Кинотеатральный прокат в Великобритании принес Маркусу прибыль в размере £10 000, в то время как контракт с BBC дал ему £50,000.
Обычно агент по продажам (в данном случае -7&7) берет 20% от сделки, но изначальные условия контракта давали возможность Маркусу получить все деньги от продажи фильма на ТВ, чтобы окупить расходы на продвижение ленты в Каннах.
Сделка с BBC предполагала пять показов в течение следующих пяти лет, начиная с осени текущего года и предусматривала, что в течение первых двух лет, BBC имеет исключительные права «свободного телевидения Великобритании». Это означало, что фильм не попадет в британскую версию Netflix до осени 2017 года. Это стандартные условия.
Налоговые льготы Великобритании
Самую большую сумму Маркус получил от налоговой службы Великобритании, которая предоставила ему
льготы. Если ваш фильм официально признан британским и имеет соответствующий сертификат, то из тех денег, что вы потратили на производство (пре-продакшен, продакшен и пост-продакшен), вы получаете 20% обратно. Это означает, что все деньги, которые Маркус потратил на дистрибьюцию, не включены в вычет.
В случае с фильмом «Пападопулос и сыновья», налоговые льготы составили £156,000, что является 19,1% от общего производственного бюджета.
Доход от проката в Германии
В Германии фильм был выпущен на 70 экранах. Его посмотрели 23,850 человек, касса на первой неделе составила €141,000 (£120,000). Согласно данным InterPlan, через месяц фильм уже собрал €223,240 (£159,770). Box Office Mojo предоставляет общие цифры проката - $289,670 (£197,000). Компания, обладающая немецкими правами на фильм, также выпустила картину в прокат Австрии, и суммарные сборы достигли £215,929.
За продажу немецких и австрийских прав Маркус получил авансовый платеж в размере €20,000 (£15,594), известный как минимальная гарантия (далее – МГ). Немецкий дистрибьютор не окупил свои расходы, понесенные на рекламу и выплату Маркусу МГ. Это означало, что Маркус не мог претендовать на дополнительные платежи за кинотеатральный прокат и DVD-релиз в Германии и Австрии.
Однако немецкий дистрибьютор договорился о продаже ТВ-прав на фильм во Франции и Германии, из которых Маркус получил дополнительные £36,072.
За счет прибыльной ТВ-сделки, МГ была погашена, а это означает, что далее Маркус получит 50% чистого дохода от продаж DVD в Германии и Австрии.
Доход от проката в Греции
Учитывая сюжет фильма, происхождение Маркуса и прессу вокруг показа фильма в Европарламенте, Греция была идеальной территорией для проката фильма «Пападопулос и сыновья». Как и в случае с Германией, Маркус получил МГ, в данном случае в размере €15 000 евро, или £12,753.
На этом «греческий след» теряется. Маркус не смог найти никаких данных о кассе кинопроката Греции, продаж DVD или показов на ТВ. Это является довольно распространенным явлением в киноиндустрии, когда дистрибьютор не предоставляет дополнительную информацию, и продюсер фильма ничего не может с этим поделать. МГ часто рассматривается как единственные деньги, которые получает создатель, и поэтому дистрибьюторы не видят необходимости предоставлять им информацию о сборах фильма. По мнению Маркуса, «фильм заработал около £50 тысяч, к тому его показывали на греческом ТВ, а в продажу поступили DVD-диски».
По данным Lumiere, в 2012 году фильм в Греции посмотрели 2,676 человек, и еще 2,906 – в 2013 году.
Доход от видео по запросу
Большинство кинематографистов надеются, что доходы от видео по запросу (VOD) будут расти и смогут заменить потери от падения продаж DVD. «Пападопулос и сыновья» доступен на нескольких платформах VOD и заработал:
£19,602 – Netflix (Великобритания и США)
£ 2,902 – FilmFlex (Великобритания)
£ 2,889 – iTunes (несколько стран в Европе, Великобритания, Африка и Ближний Восток)
£ 26 – Blinkbox (Европа)
£ 95 – Google (Великобритания)
£ 9,428 – другие VOD*
£34,942 – Итого.
*Эти выплаты идут через тот же агрегатор, что и большинство других платежей, но в выписке не уточняется, с какой платформы VOD пришла эта сумма. Маркус считает, что продажи в iTunes составили около 80% от выручки в этой категории.
Сделка с Netflix была заключена на два года для Великобритании и Америки и составила около £15,000 в год (£30,000 – за два года). Агент по продажам и агрегатор берут по 15%, оставляя Маркусу 70% валовых сборов. Фильм хорошо зарекомендовал себя на платформе, со средней оценкой 3.6 звезды из почти 120 000 оценок. Netflix готов показывать картину на новых территориях по всему миру.
Прочие доходы
Фильм заработал деньги и другими способами:
£9,374 – продажи DVD в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии, плюс эксклюзивное соглашение с Amazon на Америку. Австралийская сделка заключена на два года и они заплатили £1000 МГ авансом.
£7,457 – DVD-клуб Spiritual Cinema
£2,187 – ТВ-права на Ближний Восток
£1,131 – американский кинотеатральной показ через компанию Gathr, работающей по системе «в прокате по запросу»
£ 275 – оплата за выступления на мероприятиях, посвященных кино, в Великобритании.
Подсчитывая общий доход
Возможно, фильм соберет больше денег в ближайшие годы, но на 15 апреля 2015 года цифры следующие:
£158,000 – налоговые льготы Великобритании
£ 88,259 – ТВ
£ 45,601 – кинотеатральный прокат в Великобритании
£ 34,942 – VOD
£ 32,667 – авиа права
£ 15,594 – кинотеатральный прокат в Германии
£ 12,753 – кинотеатральный прокат в Греции
£ 9,374 – DVD
£ 1,131 – показы в США
£ 459 – показы в Великобритании
£ 275 – оплата выступлений
£399,055 – Итого.
Если сложить все затраты на создание (£825,222) и выпуск ленты в прокат Великобритании (£35,000), то очевидно, что фильм обошелся Маркусу примерно в £860,000. Доход составил £399,055, а это означает, что убытки в настоящее время равняются £460,000.
Необходимо принять во внимание причины, побудившие Маркуса взяться за создание фильма. Он хотел узнать, как снимается кино, сделать что-то, что можно показать своим детям и весело провести время в процессе. Маркус потратил свои с трудом заработанные деньги и был хорошо осведомлен о рисках.
Маркус считает, что еще не все потеряно: «Можно считать это долгосрочной инвестицией. Через пару лет окупится 40% расходов. Надеюсь, что через 10 лет я смогу полностью вернуть вложенные средства. Благодаря популярности Netflix и BBC ясно, что фильм будет востребован очень долго. Получается, что после десяти лет каждый пени, который принесет картина, будет прибылью! Например, если она заработает £25 тысяч в год, то это будет £25 тысяч прибыли в год без затрат. Именно поэтому каталоги старых фильмов очень ценны. Если у вас есть 20 таких фильмов, и каждый из них зарабатывает £25 тысяч в год без затрат... ну, вы сами можете посчитать, что получается.
Не нужно недооценивать долгосрочную ценность фильма после того, как затраты на него окупились. В Вест-Энде мюзикл идет в течение двух лет, прежде чем начинает приносить прибыль. В случае с кино, если у вас есть универсальная история, которая может быть востребована в течение длительного времени, вы можете зарабатывать на фильме еще 20 или 30 лет. Поэтому я всегда утверждаю, что это долгосрочные инвестиции».
Будущие доходы
Вполне вероятно, что фильм сможет принести Маркусу еще деньги. В октябре состоится широкомасштабный американский DVD-релиз (предыдущий релиз DVD в США был исключительно на Amazon). Кроме того, компания 7&7 активно продает фильм на новые территории.
Уже заключенные сделки будут способствовать поступлению новых средств, особенно благодаря Netflix, и, похоже, картина хорошо зарабатывает через iTunes. Сделка с Netflix на территории Великобритании заключена на два года, но если фильм останется востребованным, то ее продлят.
Когда начнутся показы на BBC (5 показов в течение 5 лет), откроются продажи на каналы других стран. Телевидение остается наиболее прибыльным медиа форматом для кино, и каждая ТВ-сделка может принести создателям ленты от £10,000 и выше.
Основные уроки, которые можно извлечь из вышесказанного
Прокатывать фильм самостоятельно – непросто. Маркус потратил огромное количество времени и усилий, чтобы добиться проката в Великобритании, а затем – чтобы картина дошла до целевой аудитории. Нет сомнений, что фильм имел в кинотеатрах Великобритании большой успех благодаря целеустремленности, трудолюбию и нежеланию Маркуса сдаваться.
Важно иметь нужные контакты. Несколько моментов стали поворотными для Маркуса, потому что важно иметь связи с нужными людьми. Сеть Cineworld согласилась прокатывать фильм в том числе и на своей флагманской площадке – кинотеатре Shaftesbury Avenue – только потому, что один из соседей по дому сотрудника Маркуса был менеджером этой компании. Маркус не из кинематографической среды, поэтому ему нужно было самостоятельно приобретать знакомства. Это ценно для кинематографиста – умение налаживать контакты с людьми.
Добавьте стоимость материалов. Материалы (печатная реклама, копии фильма) – это расходы дистрибьютора после заключения сделки. Когда Маркус подписал договор на прокат фильма в Германии и Греции – дистрибьюторы согласились возместить ему затраты на создание этих материалов. Однако Маркус заплатил за них заранее, и эта сумма составила £10,558.
Вот лишь несколько пунктов подобных расходов:
£5,200 – копии фильма 35мм
£1,000 – копии трейлера фильма 35mm
£ 675 – HD Cam SR Clone (сам фильм)
£ 450 – HD Cam SR Clone (фильм о фильме)
Налоговые льготы жизненно необходимы для выживания. Маркус воспользовался налоговыми льготами, и это стало его единственным крупным доходом в размере £158,000. Однако, поскольку бюджет был сформирован из его собственных средств, он не сумел воспользоваться более эффективными налоговыми схемами, такими как SEIS и EIS. Схема SEIS помогает вернуть до £150,000 затрат на производство, и 50% этих средств возвращается инвесторам практически сразу. Затем, если нет никакой прибыли после трех лет, прошедших с завершения производства ленты, они могут претендовать на возврат еще 28% своих потерь. Схема EIS действительна для проектов не дороже £15 млн., но, воспользовавшись ей, инвестор получает обратно чуть меньше денег. Если бы «Пападополус и сыновья» были профинансированы внешними частными инвесторами, они бы потеряли гораздо меньше денег, чем Маркус.
Общедоступные данные могут быть неверными или неполными. На момент написания статьи, на сайте Box Office Mojo указано, что сборы в Великобритании составили $124,794 (£84,870). Официальные данные Rentrak говорят о том, что этот показатель равен £96,000, а из выписки с банковского счета Маркуса видно, что сборы приближаются к £165,000. Независимые кинематографисты постоянно жалуются – крупные агрегаторы кассовых сборов не предназначены для того, чтобы отследить каждую копейку, которую зарабатывает в прокате маленький фильм. Они не охватывают все кинотеатры и могут легко пропустить данные сборов, особенно когда речь идет о нестудийных проектах.
Проведите исследование рынка. Необходимые данные порой бывает очень трудно найти, но это не значит, что можно спокойно отправиться в эпическое путешествие, которым являются съемки вашего фильма, не узнав самого важного о тех, кому вы собираетесь продавать свое кино. Поговорите с другими авторами (которые после нескольких напитков могут быть такими откровенными!), посещайте кинорынки, смотрите, какие данные доступны в интернете, и свяжитесь со специалистами по продажам. Успеха в киноиндустрии достичь непросто, но он не бывает случайностью. И это становится еще очевиднее, когда изучаешь опыт других и применяешь его в собственной практике.
Для тех, кто хочет узнать более подробную информацию о фильме:
Сценарий (скачать сценарий в формате PDF)
Полный производственный бюджет (скачать файл)
Полный доход по состоянию на 15 апреля 2015 года (скачать в формате CSV)