ЕАИС: От черного ящика к полезному сервису
7 июня 2016 года в рамках Российского Международного Кинорынка, проходившего с 6 по 10 июня в городе Сочи, состоялись рабочие встречи оператора ЕАИС с представителями кинотеатров и дистрибьюторами. Руководитель аналитического департамента Фонда кино Федор Соснов рассказал главному редактору портала «ПрофиСинема» Нине Ромодановской о развитии системы ЕАИС и о том, зачем нужны встречи на Кинорынке.
Единая автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах (ЕАИС) была передана в управление Фонду кино в мае 2014 года. За прошедшее время аналитическому департаменту Фонда, в ведение которого попала ЕАИС, полностью удалось наладить эксплуатацию системы.
«На момент передачи системы Фонду кино количество зарегистрированных в ней демонстраторов, осуществляющих на территории нашей страны коммерческий кинопоказ, не превышало 70% от их общего количества. Менее 50% зарегистрированных демонстраторов осуществляли передачу данных. При таком состоянии невозможно было вести речь о возможности использования данной системы как источника хоть сколько-нибудь достоверной информации.
Вместе с тем за истекший период Фонду кино удалось осуществить подключение 100% коммерческих демонстраторов к системе из всех 85 регионов Российской Федерации (включая Республику Крым и г. Севастополь); повысить уровень достоверности данных о результатах кинопроката на территории Российской Федерации до практически абсолютной (расхождения с данными дистрибьюторов не превышает 1%). «То есть можно сказать, что ЕАИС на сегодня – самый достоверный, полный и оперативный источник информации. Оперативность достигается за счет того, что система полностью автоматизирована, и все данные поступают в течение часа после продажи билета. Теперь мы в большей степени отслеживаем случаи задержки поступления данных, а не случаи их непредоставления», - рассказывает Федор Соснов.
ЕАИС претерпела и внутренние изменения: по словам Соснова, изначально структура ЕАИС, ее база данных и внутренняя логика не отвечали современным требованиям, поэтому систему пришлось существенно модернизировать. Кроме того, в рамках текущего кинорынка представителям киноиндустрии было предложено принять участие в бета-тестировании новых личных кабинетов и мобильного приложения ЕАИС, которые будут официально презентованы в сентябре 2016 года на Кино Экспо. Для принятия участия в тестовых мероприятиях необходимо лишь оставить заявку менеджеру Системы.
Пока ЕАИС не передали Фонду кино, внедрение системы шло не слишком гладко: демонстраторы медлили и не подключались к системе, данные передавались нерегулярно. Однако после введения системы штрафов, дела пошли быстрее: «Наша индустрия достаточно небольшая и ограниченная по количеству игроков, внедрять в таких условиях новые правила сложно. И, естественно, перестройка в сознании требует времени. Но, по сути, отрасли понадобился всего год, чтобы настроить работу в соответствии с новыми требованиями законодательства. Уже начиная с 2015 года данные ЕАИС стали достоверными».
Не считая разработчиков и программистов, ЕАИС в Фонде кино на постоянной основе занимается всего 5 человек, на плечах которых лежит огромный объем работы – коммуникация с демонстраторами, проверка данных, контроль за росписью и многое другое (а это около 15 тысяч звонков, 8 тысяч входящих писем).
Когда создавалась ЕАИС, в России уже вовсю работала система Rentrak, тоже занимающаяся сбором и предоставлением информации по кинопоказу. Однако Федор Соснов уверен, что системы не мешают друг другу: «Rentrak – частный коммерческий международный сервис, использующийся во многих странах. Раньше они не вычленяли Россию как отдельную территорию, объединяя данные со странами СНГ без Украины, но затем ситуация изменилась. Международные компании не откажутся от услуг Rentrakа, просто потому что иностранной компании удобнее пользоваться одним универсальным инструментом, анализируя информацию по прокату на разных территориях. ЕАИС при этом не работает в других государствах, но является официальным источником информации о результатах проката на территории страны». Например, в случае судебных разбирательств суд принимает к сведению только данные, поставляемые отечественной системой.
Софт для работы кинотеатров с ЕАИС поставляет порядка 40 компаний. Лидеры рынка – Ticket Soft и UCS, однако Фонд кино со своей стороны не отдает предпочтение конкретным игрокам. «У нас нет, да и не может быть требований, ограничивающих демонстратора в выборе поставщика ПО – это свободный рынок, мы никак на него не влияем. Для нас важно лишь, чтобы данные передавались в ЕАИС в полном соответствии с требованиями действующего законодательства». В случае ошибок демонстраторы самостоятельно разбираются с поставщиками оборудования. Если со стороны ЕАИС показчику был выписан штраф за сбой в работе с системой, а показчик считает, что виноват в этом софт поставщика, то он может взыскать в суде с субподрядчика сумму штрафа. По словам Соснова, подобные случаи уже имели место.
Данные о сборах, содержащиеся в ЕАИС, представляют огромный интерес не только для дистрибьюторов и кинопоказчиков, но и для всех без исключения участников рынка. Однако поначалу система ЕАИС была абсолютно закрытой, этакий «черный ящик» с информацией, получение которой строжайше регламентировано законодательством. Проконсультировавшись с Министерством культуры, аналитики Фонда кино выяснили, какой объем информации может быть обнародован, и стали 2 раза в неделю составлять аналитические отчеты, которые с течением времени модифицировались и становились полнее. «Нам было необходимо понять потребности аудитории. Так что мы начали публиковать отчеты и постепенно их расширять. Первые отчеты занимали всего 2 страницы, а сейчас это 11 страниц».
Между тем, отчеты были только первой ступенью. Работая с ними, аналитики Фонда кино оттачивали свое понимание того, какие данные и в каком виде интересны пользователям. Теперь на основе этих сведений создан сервис, позволяющий получать соответствующую информацию через мобильное приложение.
На встрече в рамках 100-го Кинорынка представители Фонда кино познакомили демонстраторов и дистрибьюторов с грядущими нововведениями ЕАИС – новым «личным кабинетом» и мобильным сервисом - и пригласили их начать тестирование системы. «Мы дадим показчикам и прокатчикам доступ к обновленной системе, а затем в течение двух месяцев будем собирать пожелания/отзывы и дорабатывать ее на основании практической работы. Мы привлекаем такое количество людей к тестированию, потому что нам важно, чтобы в результате получился хороший, интуитивно понятный продукт, которым индустрия действительно будет пользоваться».
«Первый этап по наполнению системы достоверной полноценной информацией завершен. Теперь ЕАИС должна превратиться из системы с закрытыми данными в полезный для индустрии сервис - этот этап завершится в сентябре, когда мы выпустим новый «личный кабинет» и мобильное приложение», - рассказывает Соснов. Что же будет следующим шагом? Сейчас на основании получаемой информации аналитики Фонда кино создают систему прогнозирования кассовых сборов по динамике первых часов проката (данные уточняются с ходом проката ленты).
«Прогноз основан на референсных данных проката картин, которые зафиксированы в ЕАИС. Система находит фильмы, наиболее близкие по динамике проката, и накладывает различные коэффициенты в зависимости от жанра, страны производства, количества сеансов и других характеристик картины. Чем больше будет фильмов в базе ЕАИС и чем дольше она будет работать, тем точнее будет становиться прогноз», - делится Соснов.