На Кинорынке состоялась дискуссия о стереоформате
1 марта 2016 года деловая программа 99-го Кинорынка стартовала с увлекательной отраслевой конференции «3D для российских проектов: тренд, преимущество или бонус?» о преимуществах и проблемах стереокино, организованной порталом «ПрофиСинема» и компанией «АСТРА Иджис Альянс», работающей более 8 лет в области 3D-конвертации. Партнером мероприятия выступила «Вольга» - одна из лидирующих компаний на рынке дистрибьюции независимого контента. «Вольга» провела перед конференцией специальный завтрак, во время которого гости Кинорынка могли насладиться чаем и легкими закусками, а также ознакомиться с презентацией проектов компании.
Спикерами конференции «3D для российских проектов: тренд, преимущество или бонус?» выступили:
• Юрий Литвинов, генеральный продюсер «АСТРА Иджис Альянс» и Группы компаний «EGIDA EURO» (Чехия);
• Ирина Сошникова, преподаватель ВГИК им. Герасимова, курс Спецэффекты в кино;
• Сергей Зернов, генеральный директор киностудии им. Горького;
• Гевонд Андреасян, продюсер кинокомпании «Большое кино»;
• Ирина Прокофьева, директор по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема Стар»;
• Вадим Сотсков, продюсер студии «КиноАтис»;
• Сергей Некрасов, директор по закупкам локального контента кинокомпании «Вольга».
Модерировала дискуссию главный редактор «ПрофиСинема» Нина Ромодановская.
Программный директор Кинорынка Екатерина Бордачева выступила с вступительным словом. В этом году мартовский Кинорынок проходит в новом месте – в гостинице «Рэдиссон Славянская». Екатерина напомнила собравшимся, что здесь уже проводился бизнес-форум Moscow Business Square, и что данная площадка полностью соответствует уровню и формату презентаций. «Очень радостно, что мы открываем деловую программу отраслевой конференцией, которая сталкивает не только интересы дистрибьюторов и кинотеатров, но расширяет весь спектр наших участников – это и продюсеры, и инвесторы, и производители. Надеюсь, получится плодотворная дискуссия, и мы продолжим обсуждать эту тему на будущих рынках».
Первой взяла слово преподаватель ВГИК им. Герасимова Ирина Сошникова, которая вкратце рассказала об истории использования 3D в России, а также привела данные по популярности стереоформата.
Не всем известно, что стереоформат был в свое время популярен в СССР. Более того, наши технологии подчас опережали зарубежные и даже ложились в основу иностранных изобретений. В 1941 году в России был организован первый в мире регулярный стереопоказ, который проходил по 17 раз в день. В 1947 году напротив Большого театра появился первый стереокинотеатр. В 1948 году киностудия «Стереокино» начала производить 3D-фильмы на поточной основе. Интересно, что советская технология уже тогда позволяла демонстрировать стереокино без специальных очков. В 1991 году Всесоюзный научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ) получил «Оскар» за вклад в развитие кинонехнологии 3D-кино.
В 2014 году количество отечественных 3D-фильмов составило 6% от всех стереорелизов в России, а в 2015 – 10%. Между тем, по данным Сошниковой, сеансы в стереоформате пользуются большей популярностью как по сборам, так и по количеству зрителей, причем это касается не только голливудских аттракционов, но и российских фильмов. Так, например, 92% зрителей предпочли посмотреть «Вий» в 3D, «Сталинград» - 80%. Одно из немногих исключений – картина «А зори здесь тихие…», которая собрала в стерео лишь 38% зрителей.
Однако не все участники конференции были согласны с выводами Сошниковой. По мнению некоторых спикеров, интерес к стереоформату в России падает. Как объяснила директор по репертуарному планированию сети кинотеатров «Синема Стар» Ирина Прокофьева, высокие проценты сборов и зрителей в 3D объясняются исключительно тем, что в случае, когда фильм выпускается одновременно в 3D и 2D, кинотеатрам выгоднее ставить больше сеансов в 3D из-за более высокой цены на билет. Тем временем, по наблюдениям Прокофьевой, сами зрители предпочитают обычный формат.
Основная причина спада популярности 3D – низкое качество большинства фильмов в стереоформате. Об этом говорили многие спикеры, в том числе – Ирина Прокофьева и Гевонд Андреасян. По мнению Андреасяна из-за некачественного стереокино у зрителя портится впечатления от формата в целом. Кроме того, продюсер кинокомпании «Большое кино» уверен, что производителям фильмов следует хорошо подумать, прежде чем принимать решение об использовании стереоформата, поскольку 3D должно быть уместно и жанрово обосновано: так, например, 3D подходит для картин, в которых много экшена, но не для драм и комедий», - считает Андреасян.
По словам Андреасяна, еще одной проблемой, способной оттолкнуть от 3D-формата как зрителей, так и производителей фильмов, является продажа 3D-очков (сейчас такой подход практикуется сетью кинотеатров «Каро»). Это невыгодно и производителю, поскольку он фактически недополучает прибыль от 3D-сеансов, которая должна быть заложена в билет, и зрителю - поскольку ему приходится приобретать дополнительную ненужную вещь.
Между тем, несмотря на более высокую цену на билет, для кинотеатров стереоформат тоже становится менее выгодным, поскольку сопутствующие товары (очки, салфетки) покупаются за рубежом и из-за роста курса доллара оказываются все более дорогим удовольствием. При этом повышать цену на билет в условиях кризиса не представляется возможным – наоборот, многие кинотеатры сейчас стоят перед необходимостью снижения стоимости билета, иначе зрители просто перестанут ходить в кино, - рассказала Ирина Прокофьева. Впрочем, Екатерина Бордачева (кинотеатр «Киногалактика») уверила присутствующих, что показчики всегда будут готовы поддержать качественные 3D-релизы.
Зачем вообще нужно 3D? Юрий Литвинов, генеральный продюсер компании «Астра АСТРА Иджис Альянс», занимавшейся конвертацией в 3D картины «Экипаж», считает, что 3D дает зрителям впечатления, которые они не могут получить во время домашнего просмотра кино. «До тех пор, пока домашние кинотеатры будут уступать в размере публичным, удовольствие от водных брызг или автомобильной погони в 3D останется преимуществом больших зрительных залов. Реальность последних лет показала, что в кинотеатр ходят за уникальным впечатлением, и часто именно зрелище делает кассу фильму». Кроме того, один из серьезных плюсов 3D-формата заключается в том, что его невозможно скопировать и «испортить ожидание от премьеры отвратительным камрипом».
Однако 3D всего лишь визуальный прием, а не панацея, уверен Литвинов: «Грамотно используя стерео, можно правильно расставить акценты, и тогда преимущества станут более очевидными и выпуклыми. Но 3D не может исправить плохой сценарий, некрасивую графику или угловатых актеров, которые не умеют вести себя в кадре».
Похожего мнения придерживается Сергей Некрасов, директор по закупкам локального контента компании «Вольга», который считает, что главное в фильме – качество истории, а не 3D: «Внятная история и увлекательный сюжет всегда будут главенствовать даже над самым изощренным 3D. Я никогда не встречал людей, которые, собираясь пойти в кино, говорят: «Давай пойдем посмотрим на отличное 3D!» Всем, прежде всего, важно увидеть захватывающую историю о том, что им в принципе интересно. Зато при наличии хорошо проработанного универсального сюжета 3D может существенно усилить кассовый потенциал картины».
Несмотря на общемировой спад интереса к стереоформату для международного проката наличие 3D в фильме играет важную роль – в особенности, для азиатского рынка. Так, например, права на прокат «Защитников» Китай купил только с условием, что картина будет в стереоформате.
Киностудия «КиноАтис» Вадима Сотскова, выпустившая первый в России полнометражный анимационный фильм в 3D - «Белка и Стрелка. Звездные собаки», принципиально делает свои проекты в стереоформате, поскольку на международном рынке это считается само собой разумеющимся. «Для нас это знак высокого уровня выполненной работы», - говорит Сотсков. Свой первый проект - «Белка и Стрелка. Звездные собаки» студия сделала в комбинированной технике, когда часть фильма снята в стереоформате, а часть – в него переведена. Сиквел «Белка и Стрелка: Лунные приключения» был изначально сделан в 3D-формате и, по мнению Сотскова, получился более качественным.
Вопрос о конвертации 3D подробно обсуждался на конференции. Руководитель студии им. Горького Сергей Зернов отметил, что по его наблюдениям, конвертированное 3D всегда хуже качеством, а особенно это очевидно для анимации. Чтобы повышать качество стереоформата, необходимо вкладываться в технологии, считает Зернов. Со своей стороны студия поддерживает исследования НИКФИ, который сейчас входит в состав студии Горького. Что касается производства 3D-кино, которое требует больших затрат, то, по мнению Зернова, Министерству культуры и Фонду кино, возможно, следует давать преференции фильмам, которые готовятся в стереоформате.
Адептом съемки в стереоформате оказался и Александр Мелкумов, заведующий сектором цифрового стереокино НИКФИ. По его мнению, при грамотном использовании технологии съемка в 3D не выйдет дороже и не займет больше времени, чем конвертация, а зритель при прочих равных всегда выберет кино, которое было честно снято в 3D.
Однако в реальности далеко не всегда получается снимать фильм в стереоформате из-за сложности и дороговизны, и тогда профессиональное совмещение конвертации и 3D-съемки позволяет получить нужный результат, считает продюсер компании 3D Stereo Art Рауф Атамалибеков.
«Конвертация на порядок или два порядка дешевле съёмки. Поэтому первое преимущество конверта – стоимость. Конечно же, добиться абсолютной «съёмочной» картинки реконструкцией очень сложно. Но, благодаря росту технологий, мы позволяем получить высокое качество за очень разумные деньги. Недавно с нами произошел парадоксальный случай. Увидев в кинотеатре трейлер «Экипажа», который мы переводили в 3D, наш партнёр задал вопрос, кто его снимал. Именно снимал, так как качество говорило о стереосъёмках», - рассказывает Юрий Литвинов.
Конвертация в 3D - скрупулезная ручная работа, сложность которой зависит от многих вещей – количества объектов в кадре, их движения и расположения. Часто бывает, что создатели фильма решают перевести фильм в стереоформат уже после съемок, но в идеале планировать 3D нужно заранее. «Фильм для 3D должен затачиваться на стадии сценария, а разработка стерео-брэйкдауна являться неотъемлемой частью подготовки к съёмкам. Первым подобным ярким опытом для нас - работа с авторами фильма «Викинг». Режиссёр Андрей Кравчук и продюсер Анатолий Максимов задумываются о 3D, как о возможном способе реализации своего творческого замысла», - уверен Литвинов.
Несмотря на то, что участники дискуссии не всегда соглашались друг с другом, в самом главном гости конференции сошлись: чтобы 3D-формат стал для российских фильмов преимуществом, нужно работать над качеством стерео, интерес к которому, в целом, сейчас переживает некоторый спад.
По наблюдениям Сергея Некрасова падение качества 3D не является специфической российской проблемой. Некачественного 3D сейчас очень много во всем мире, поэтому скепсис зрителя к этому формату растет. «Тренд, скорее, нисходящий. Но это не значит, что последует полная сдача позиций, так как 3D прочно интегрировано в мейнстрим. 3D для российских проектов - бонус, но имеющий все шансы стать серьезным преимуществом! Особенно на фоне роста качества российского 3D-контента. Сегодня произведенное в России 3D не уступает, а иногда даже и превосходит по уровню зарубежный продукт, который мы видим на международных кинорынках. При этом стоимость отечественного контента во многих случаях оказывается существенно ниже, чем у иностранного. Сочетание же высокого качества и оптимальных производственных затрат – путь к дополнительным доходам, как отдельных игроков кинорынка, так и отрасли в целом. игроков кинорынка, так и отрасли в целом). «ВОЛЬГА» сегодня крайне заинтересована в расширении работы с российскими фильмами в 3D – как анимационными, так и игровыми. Надеемся, по итогам конференции нам удастся завязать новые взаимно интересные партнерства с нашими российскими коллегами», - сообщил Сергей Некрасов.
В ходе конференции «3D для российских проектов: тренд, преимущество или бонус?» были сформулированы основные нюансы работы с 3D-кино. Хочется надеяться, что открытое обсуждение этих проблем поможет найти участникам индустрии общий язык, понять друг друга и выработать слаженную позицию для того, чтобы производить и прокатывать стереокино максимально качественно и эффективно.