Энн Томпсон: Дневник командировочной
26 июня 2012 года завершился Первый Международный Передвижной Кинорынок DOORS. В составе представительной делегации из США в Россию приехала влиятельная американская журналистка Энн Томпсон, работающая с ведущими американскими изданиями, такими как Variety и The Hollywood Reporter. В 2007 году Энн создала один из самых популярных и читаемых киноблогов в мире «Thompson on Hollywood» на IndiWire.com, в котором Энн поделилась впечатлениями о своем пребывании в Москве и Санкт-Петербурге.
23.06.2012 г. День первый: белые ночи, Красная площадь и «Два дня»
Я лечу в Москву, и эта поездка ничуть не похожа на стандартный пресс-тур, когда Fox или Disney загружают команду телевизионщиков и интернет-писак и везут их, скажем, в Лондон, чтобы взять интервью о «Прометее» (Prometheus) у Ридли Скотта (Ridley Scott) и Шарлиз Терон (Charlize Theron), или в ту же в Шотландию за «Храброй сердцем» (Brave).
Многие страны стремятся показать свои последние фильмы в США – например, на американских фестивалях французского кино, в той же Сарасоте, или на COL-COA в Лос-Анджелесе. А вот русские кинопроизводители, которые, равно как и все остальные, мечтают увеличить прокат своих фильмов в США, не постояли за деньгами, – взяли да и привезли в Москву представителей двадцати компаний, чтобы показать им здесь двадцать новых фильмов.
В среду десант Города Ангелов совершил беспосадочный перелет в Москву первым классом Аэрофлота. Вот и мы немного приобщились к жизни VIP-персон: отдельная стойка на регистрацию, зал ожидания Аэрофлота с обилием закусок, напитков и бесплатным wi-fi, где я судорожно пытаюсь привести в порядок свой блог перед отлучением от интернета на целых 11 часов.
Эксперт цифровой дистрибуции Питер Бродерик (Peter Broderick) и продюсер Мидж Санфорд (Midge Sanford) уже загрузили некоторые фильмы; их примеру последовали исполнительный вице-президент Fox Тони Саффорд (Tony Safford) и со-председатели компании Roadside attraction Говард Коэн (Howard Cohen) и Эрик Д’Арбелофф (Eric D'Arbeloff). Они же сбросили мне на почту данные о том, как мало российских фильмов вышло в американском прокате и какие крохи им удалось собрать. А в очереди на посадку я встретила француженку Гвенэль Деглиз (Gwenael Deglise), которая много лет работала над программой американской Синематеки. Именно она подбирала современную российскую программу.
В лучах заходящего солнца самолет летит вдоль калифорнийского побережья на север. Мы пролетаем над виноградниками Сономы и над водной гладью озера Тахо, затем берем курс на северо-восток, через Канаду и Гренландию, в Москву. В первом классе шумный десант Города Ангелов, состоящий из представителей ведущих студий, независимых компаний и дистрибьюторов, потягивает шампанское и пробует странную закуску из рыбы. (Ура! Здесь есть розетка, чтобы зарядить ноутбук!) Я пытаюсь заучить цифры и буквы по русской шпаргалке: «три» звучит как дерево, вместо «уайн» – вино, вместо «кафей» – кафе, вместо «хэллоу» – алё, «компьютэ» они называют «компьютер», а «телефоун» по-русски – «телефон». Я повторяю слово благодарности «Спасииба».
Саффорд присылает мне на почту обменный курс доллара к рублю, что-то около 33 рублей за один доллар. После ужина я опускаю шторку иллюминатора, чтобы укрыться от солнца, и смотрю «Русский Ковчег» Александра Сокурова, снятый в 2002 году. Это один из наиболее успешных русских фильмов в американском прокате, фантасмагорическое путешествие по русской истории по залам музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Экскурсия в музей в планах на понедельник. А затем мы с моим соседом Скоттом Шуманом (Scott Shooman) из студии CBS Films откидываем спинки кресел и погружаемся в сон.
Мы прилетаем в Москву во второй половине дня в четверг – это самый длинный день в году. Нас проводят в таможенную VIP-зону (есть wifi!), угощают кофе и приносят наши вещи. Конечно, взятая напрокат симка не подходит к моему айфону. Грузимся в желтый автобус и сквозь жуткие пробки въезжаем в шумный многолюдный город. Мы едем мимо бесконечных стройплощадок и банков, зданий с рекламами люксовых брендов, мимо «Кентукки Фрайд Чикен» и «Старбакс», мимо Большого театра, Госдумы, памятника Маяковскому. И вот, наконец, роскошный отель «Балчуг», расположенный у моста через реку прямо напротив Красной площади.
В восемь вечера мы встречаемся в лобби с коллегами с Восточного побережья и едем ужинать в знаменитое кафе «Пушкин» на Тверском бульваре. В ресторане старательно воспроизводят величие былых дней. Мы начинаем с водки и пирожков с капустой. За ужином официанты подливают водку и вино до тех пор, пока ты, наконец, не говоришь им «niet!». Мои соседи заказывают бефстроганов, а я свежий сибас.
Всем заправляет генеральный директор компании «Роскино» Екатерина Мцитуридзе вместе со своей командой и председателем Российской кинокомиссии в США Элеонорой Граната (Eleanora Granata). Уроженка Грузии, 40-летняя Мцитуридзе – дама влиятельная, энергичная и популярная. Ведущая утреннего ток-шоу на Первом канале имеет прочные связи в Голливуде, Канне и в среде российских деятелей кино. Страстный киноман и реформатор, она надеется, что весь проект оправдает себя, если будет продан хотя бы один фильм. По ее прикидкам, мало кто из представителей Голливуда бывал в Москве, и им следует много узнать о российском кино; и она права. В субботу мы принимаем участие в форуме представителей киноиндустрии, который курирует Сидни Ливайн (Sydney Levine), чтобы больше узнать о великом разделе.
Мцитуридзе представляет нам опытного продюсера Киру Саксаганскую из студии «Рок». За последние годы студия сняла большое количество художественных фильмов, часть из которых финансировались Министерством культуры. Средний бюджет на картину обычно составлял не более 1 млн. долларов США, а прокат картин осуществлялся исключительно в России. Студии «Рок» предлагали продать прокатные права на фильм Алексея Учителя «Край» (номинант на «Золотой глобус»), который Мцитуридзе продвигала совместно со своими PR-партнерами, компанией «Планета Информ». Однако ни одно из предложений не сочли приемлемым, и все они были отклонены. Студия «Рок» выпустила также фильм о неизлечимой раковой больной «Я буду рядом», отобранный «Роскино» в 2012 году.
Мы также встретимся с Николаем Хомерики, режиссером фильма «Сердца бумеранг». Это также лента о человеке, которому врачи ставят смертельный диагноз. Короткометражный фильм Хомерики получил приз в Каннах, а два полнометражных фильма были показаны в рамках каннской программы «Особый взгляд».
Когда мы, наконец, заканчиваем, еще светло; в Москве стоят белые ночи. Мы разделились; кто-то отправляется в дорогой ночной клуб, расположенный в бывшем подвале, а Сара Роуз (Sara Rose), Боб Ааронсон (Bob Aaronson), Боб и Джин Берни (Bob and Jeanne Berney) и я перебираемся через мост на залитую светом Красную площадь, где в уродливых строительных лесах укрыт мавзолей Ленина. Время за полночь, но еще светло.
Пока все лавры этого мини-фестиваля в рамках проходящего Московского международного кинофестиваля снискала режиссер и сценарист Авдотья Смирнова со своей свежей женской комедией «Кококо» и ранее вышедшей в прокат лентой «Два дня». В центре сюжета «Двух дней» – сексуально-многословный роман лысого городского бюрократа в исполнении харизматичного режиссера Федора Бондарчука (сына знаменитого режиссера и актера Сергея Бондарчука, снявшего «Войну и Мир») и дерзкого заместителя директора провинциального музея (Ксения Раппопорт). И хотя придирчивые гости порой хвалили режиссуру и актерскую игру и других картин, увы, сюжеты иных фильмов кажутся слишком местечковыми. В этом-то и загвоздка.