6 сентября 2010 16:37
Форум национальных кинематографий: далёкое близкое
Моё знакомство с программой Форума национальных кинематографий в рамках фестиваля «Московская премьера» закончилось мистическим триллером «Заблудившийся» (режиссёр Акан Сатаев, Казахстан), грамотно снятым в плане следования законам жанра и весьма эмоционально, иногда даже с полемическим перехлёстом, отстаивающим семейные ценности. Кроме того, приятно видеть в казахской картине, где все герои говорят по-русски, российского актёра Андрея Мерзликина, в очередной раз доказывающего, что он одинаково свободен и естественен как в комедии, так и в драме, триллере, да хоть в фильме ужасов.
За пределами внимания остались две картины форума – «Истинный полдень» Нодира Саидова (Таджикистан) и «Бибинур» Юрия Фетинга, но о об этих фильмах наш портал упоминал применительно к IV международному кинофестивалю им. Тарковского «Зеркало» (где Юрий Назаров, сыгравший главную роль в «Истинном полдне», получил приз за лучшую мужскую роль) и 32 ММКФ (где «Бибинур» участвовал в конкурсной программе «Перспективы»).
Самое интеллектуальное событие форум припас на финальную прямую — 3 сентября состоялся круглый стол, уже в самом названии заложена провокация. Так как всё-таки лучше национальным кинематографиям: дальше или ближе? Вместе или врозь? Яснее всего на эти вопросы отвечают фильмы-копродукции. Кинематограф Средней Азии ориентируется в основном или на европейский и американский фестивальный рынок, даже приглашает актёров из «Санта-Барбары», или на Турцию (в одном из казахских телесериалов поёт известный эстрадный певец Таркан). К счастью, есть редкие попытки сотрудничества с Россией, правда удачными их можно признать с некоторыми оговорками (например, казахско-российская «Ирония любви»). Пытаются ли продюсеры стран СНГ и Балтии навести мосты с крупными российскими компаниями, занимающимися прокатом артхаусного кино? Вопрос остаётся открытым. А ведь показать не в Доме кино, а в обычном кинотеатре того же самого Арым Кубата-Абдыкалыкова с его «Похитителем...» или, точнее, «Хозяином света» – притом, что картина далеко не совершенна – было бы совсем не лишне.
Актуальным остаётся вопрос государственного, читай, идеологического заказа в кино. В эпоху становления и укрепления государственности заказ этот чаще соприкасается с другой большой темой — расчёта с общим историческим прошлым. Так или иначе, фильмы сегодняшнего форума с этой темой связаны. В литовском «Омуте» жёсткие высказывания о «старшем брате», то бишь России, упакованы в степенную семейно-бытовую драму; а в «Истинном полдне», чтобы спасти людей от гибели, на мину наступает не кто иной, как герой Юрия Назарова, воплощение «русского» великодушия и жертвенности. В сегменте «исторического прошлого», честно говоря, давно хочется, чтобы страны ближнего зарубежья были бы от нас подальше, и я не шучу. По не лишённому иронии высказыванию кинокритика Виктора Матизена, расчёты с историческим прошлым стали восприниматься как бегство от настоящего. И я бы добавил страх перед будущим. Кино ближнего зарубежья пока не даёт адекватных и убедительных точек зрения на настоящее. Реплика Матизена вызвала оживлённую реакцию участников круглого стола, однако оппоненты сошли на привычную идеологическую тропу — «пока мы помним, мы живы», «без исторической памяти мы превратимся в манкуртов» и т.д., и т.п. Никто не отрицает важность темы, но некоторая зацикленность на ней так или иначе не лучшим образом сказывается на художественном качестве.
Говорили участники и о нескольких российских студиях, которым государство выделило деньги «на социально значимые проекты». Что это за проекты и будет ли свободен художник, эти проекты осуществляющий? Судя по анонсам, это блокбастеры военно-патриотического содержания (типа «Суворова»). Что-то подобное появляется и на студиях бывших союзных республик. В любом случае художник должен оставаться свободным и творить в полном соответствии с замыслом, - подтвердили практически все участники «круглого стола».
За пределами внимания остались две картины форума – «Истинный полдень» Нодира Саидова (Таджикистан) и «Бибинур» Юрия Фетинга, но о об этих фильмах наш портал упоминал применительно к IV международному кинофестивалю им. Тарковского «Зеркало» (где Юрий Назаров, сыгравший главную роль в «Истинном полдне», получил приз за лучшую мужскую роль) и 32 ММКФ (где «Бибинур» участвовал в конкурсной программе «Перспективы»).
Самое интеллектуальное событие форум припас на финальную прямую — 3 сентября состоялся круглый стол, уже в самом названии заложена провокация. Так как всё-таки лучше национальным кинематографиям: дальше или ближе? Вместе или врозь? Яснее всего на эти вопросы отвечают фильмы-копродукции. Кинематограф Средней Азии ориентируется в основном или на европейский и американский фестивальный рынок, даже приглашает актёров из «Санта-Барбары», или на Турцию (в одном из казахских телесериалов поёт известный эстрадный певец Таркан). К счастью, есть редкие попытки сотрудничества с Россией, правда удачными их можно признать с некоторыми оговорками (например, казахско-российская «Ирония любви»). Пытаются ли продюсеры стран СНГ и Балтии навести мосты с крупными российскими компаниями, занимающимися прокатом артхаусного кино? Вопрос остаётся открытым. А ведь показать не в Доме кино, а в обычном кинотеатре того же самого Арым Кубата-Абдыкалыкова с его «Похитителем...» или, точнее, «Хозяином света» – притом, что картина далеко не совершенна – было бы совсем не лишне.
Актуальным остаётся вопрос государственного, читай, идеологического заказа в кино. В эпоху становления и укрепления государственности заказ этот чаще соприкасается с другой большой темой — расчёта с общим историческим прошлым. Так или иначе, фильмы сегодняшнего форума с этой темой связаны. В литовском «Омуте» жёсткие высказывания о «старшем брате», то бишь России, упакованы в степенную семейно-бытовую драму; а в «Истинном полдне», чтобы спасти людей от гибели, на мину наступает не кто иной, как герой Юрия Назарова, воплощение «русского» великодушия и жертвенности. В сегменте «исторического прошлого», честно говоря, давно хочется, чтобы страны ближнего зарубежья были бы от нас подальше, и я не шучу. По не лишённому иронии высказыванию кинокритика Виктора Матизена, расчёты с историческим прошлым стали восприниматься как бегство от настоящего. И я бы добавил страх перед будущим. Кино ближнего зарубежья пока не даёт адекватных и убедительных точек зрения на настоящее. Реплика Матизена вызвала оживлённую реакцию участников круглого стола, однако оппоненты сошли на привычную идеологическую тропу — «пока мы помним, мы живы», «без исторической памяти мы превратимся в манкуртов» и т.д., и т.п. Никто не отрицает важность темы, но некоторая зацикленность на ней так или иначе не лучшим образом сказывается на художественном качестве.
Говорили участники и о нескольких российских студиях, которым государство выделило деньги «на социально значимые проекты». Что это за проекты и будет ли свободен художник, эти проекты осуществляющий? Судя по анонсам, это блокбастеры военно-патриотического содержания (типа «Суворова»). Что-то подобное появляется и на студиях бывших союзных республик. В любом случае художник должен оставаться свободным и творить в полном соответствии с замыслом, - подтвердили практически все участники «круглого стола».
Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера
05.12.2022
Фестиваль Московская премьера назвал победителей
30.11.2022
Фестиваль Московская премьера откроется фильмом Алексея Федорченко
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
10.09.2013
11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера»: Лауреаты
28.08.2013
«Московская премьера 2013»: Программа
Реклама