Георгий Данелия: кино между комедией и трагедией
31 августа 2010 года в рамках VIII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера» в Библиотеке киноискусства им. С. Эйзенштейна завершилась ретроспектива фильмов классика отечественного кино Георгия Данелии, недавно отметившего свое 80-летие. За полвека работы в кино он поставил 17 замечательных кинокартин. В ретроспективу фильмов мастера «Кино! Дза! Дза!» вошли 7 из них: «Сережа», «Не горюй!», «Фортуна», «Слезы капали», «Тоже люди», «Совсем пропащий» и, конечно, «Кин-дза-дза».
Так уж повелось, что Данелию в нашем кино стали причислять к лучшим комедиографам, ставя его фамилию в один ряд с Эльдаром Рязановым и Леонидом Гайдаем. Но в отличие от перечисленных выше режиссеров, Данелия не сделал ни одной комедии в чистом виде. Если его фильмы и следует называть комедиями, то непременно с приставкой «лирические» или «грустные». Сам Георгий Николаевич всегда выступает против того, чтобы его считали комедиографом. Говорит, что на производство комедий в те времена давали больше пленки, вот и приходилось писать на сценарии слово «комедия».
Ретроспективу открыла, пожалуй, наиболее спорная картина Данелии «Кин-дза-дза». Эта научно-фантастическая философская комедия – притча вышла на советские экраны 1 декабря 1986 года. Страна, в которой вырос ее автор, переживала последний и наиболее тяжелый этап распада, что не могло ни отразиться на его творчестве. Начиная с середины 70-х, мрачные и безысходные интонации все больше занимают пространство его кинопроизведений, достигая кульминации в фильме «Кин-дза-дза» и следующей картине мастера «Паспорт» (1990). Если в первой работе он создает фантастический образ сжигаемой солнцем планеты, населенной скверными корыстными существами, то во второй он находит эту планету на Земле. Герой «Паспорта» по легкомысленной ошибке попадает в Израиль вместо брата, решившего вернуться с семьей на историческую родину. Но вместо страны, свободной от социалистических догм, он попадает в общество равнодушных эгоистов, свято соблюдающих заповедь: «С волками жить, по-волчьи выть».
Но Данелия не приемлет и ту жизнь, которая к началу 80-х сложилась на его родине. Об этом он рассуждает в подзабытом сегодня фильме 1982 года «Слезы капали». Социально-психологическую драму, развенчивающую последние мифы социалистических строительства, он «оборачивает» в жанр грустной сказки, как заявлено в титрах к фильму. Хотя в картине ничего сказочного, как и комедийного, нет и близко. Но есть надежда на то, что эта трагическая сказка - кошмар может закончиться, стоит только пролить слезы искренности, подобно тому, как это делает герой Евгения Леонова, чьи печальные и добрые глаза становятся символом всего кинематографа Георгия Данелии.
Но светлая грусть ощущается и в раннем творчестве режиссера. В этом зрители «Московской премьеры» могли убедиться, посмотрев первый полнометражный фильм Данелии «Сережа», поставленный им вместе с кинорежиссером Игорем Таланкиным в 1960 году. Снятый в разгар «оттепели», фильм тонко и ненавязчиво анализировал взаимоотношения в семье, показывая пример того, как нужно воспитывать неродных детей. В этой мелодраме Данелии удалось передать лирическую интонацию, отсылающую к картине Чаплина «Малыш». 5-летнему Сереже со слезами на глазах сопереживали не только советские, но и зарубежные зрители. Картина получила Гран-при нескольких международных кинофестивалей.
Наиболее комедийными в кинематографе Данелии можно назвать, пожалуй, всенародно любимые «Мимино» и «Не горюй!» С последней картины начался многолетний творческий союз режиссера со сценаристом Резо Габриадзе и композитором Гия Канчелли. Здесь же у Данелии впервые снялся его любимый грузинский актер Вахтанг (Буба) Кикабидзе. Наряду с ним на экране появилась и целая плеяда грузинских актеров во главе с родной теткой режиссера Верико Анджапаридзе и двоюродной сестрой Софико Чиаурели. Данелия, родившийся и всю жизнь проживший в Москве, совсем не знающий грузинского языка, сделал один из самых грузинских фильмов по атмосфере и национальному колориту.
Вахтанг Кикабидзе сыграет главную роль и в последнем на сегодняшний день художественном фильме Данелии «Фортуна», снятом 10 лет назад. В этой картине режиссер пробует высмеивать сумбурную жизнь в новой России, где все решают большие деньги, и даже сильные чувства порой отступают под давлением материальных благ. Кикабидзе играет пожилого капитана сухогруза «Фортуна», который перебивается случайными заработками – возит редких пассажиров по Волге. На его пути встречается всякое – и легкомысленные молодожены, и новые русские бизнесмены, и загадочные мафиози. Данелия усердно пытается найти смешное в сегодняшней реальности, но на этот раз у него не получается вызвать ни смеха, ни грусти. Вероятно, осознав, что его время в кино безвозвратно ушло, режиссер мудро решает уйти из кинематографа, дабы не разочаровывать своих поклонников подобно тому, как это делают некоторые его коллеги-ровесники. «Я многое не снял из того, что хотел. Но никогда не снимал то, чего не хотел» - с гордостью признается автор «Я шагаю по Москве».