30 августа 2010 15:34
Форум национальных кинематографий: волки глазами призрака
Ну, не должна съемочная группа, представляющая фильм, долго задерживаться на сцене — пересказывать сюжет, расписывать работу, условно говоря, оператора, композитора и звукорежиссёра, читать, пусть и короткую, киноведческую лекцию о позитивных тенденциях в кинематографе. Всё это случилось, когда зрители пришли на Форум национальных кинематографий в рамках фестиваля «Московская премьера» и настроились на просмотр жёсткой «послевоенной» драмы «Волки» Александра Колбышева (Белоруссия).
Действительно, на фоне других современных картин «Беларусьфильма» о войне и её отголосках «Волки» смотрятся выигрышно и обладают некоторыми достоинствами, в частности, эмоциональной актёрской игрой Дмитрия Ульянова (по накалу страстей он почти дотягивает до своего героя в «Риорите» Петра Тодоровского). Однако, если объективно смотреть на вещи, Александр Колбышев снял типичную ленту конца 80-х – начала 90-х годов, с невинно осуждёнными зэками, дерзкими побегами, мерзкими сотрудниками НКВД, красными флагами на фоне православных крестов, портретами Сталина на общем и крупном плане. Такое кино снимали тогда везде – и на «Мосфильме», и на «Беларусьфильме». Кроме того, экранизируя повесть, авторам не мешало бы позаботиться о том, чтобы найти пряным «литературным» монологам и диалогам адекватное кинематографическое воплощение, поскольку неспешная «картинка» явно не поспевает за динамикой слова.
А как, скажите, реагировать опытному зрителю на реплику другого режиссера, Рустама Ибрагимбекова, когда он относит свою картину «Глазами призрака» (Азербайджан/Франция/Россия) к жанру «ненаучной фантастики»? Не может, оказывается, замужняя азербайджанская женщина влюбиться в эксцентричного француза и искать с ним встреч наедине, а в «...Призраке» это возможно (сцена разговора любовников в постели едва ли не самая лучшая в фильме). Наверное, это стоит воспринимать как некую «игру воображения», элегантную попытку сотворить европейское кино на тему «Запад есть Запад, Восток есть Восток». «Глазам призрака» не хватило чувства стиля и широкого дыхания. Неловко смотреть на актёров, вынужденных произносить выспренние монологи «о сущности любви» c сентиментальными придыханиями. А уж когда муж любовницы наставляет на любовника-француза нож, взятый напрокат из дешёвого фильма ужасов, и вовсе становится смешно. Можно, конечно, сделать поправку на то, что влюблённые герои – это театральные актёры, и мыслят они тоже в жанровом ключе, от трагедии до фарса. Но фильм, к сожалению, так и не стал ни трагедией, ни мелодрамой, ни фарсом. Зато «Глазами призрака» показали на открытии Форума национальных кинематографий. Режиссёр много и остроумно шутил, и это было намного интереснее и милее зрелища, последовавшего далее.
Действительно, на фоне других современных картин «Беларусьфильма» о войне и её отголосках «Волки» смотрятся выигрышно и обладают некоторыми достоинствами, в частности, эмоциональной актёрской игрой Дмитрия Ульянова (по накалу страстей он почти дотягивает до своего героя в «Риорите» Петра Тодоровского). Однако, если объективно смотреть на вещи, Александр Колбышев снял типичную ленту конца 80-х – начала 90-х годов, с невинно осуждёнными зэками, дерзкими побегами, мерзкими сотрудниками НКВД, красными флагами на фоне православных крестов, портретами Сталина на общем и крупном плане. Такое кино снимали тогда везде – и на «Мосфильме», и на «Беларусьфильме». Кроме того, экранизируя повесть, авторам не мешало бы позаботиться о том, чтобы найти пряным «литературным» монологам и диалогам адекватное кинематографическое воплощение, поскольку неспешная «картинка» явно не поспевает за динамикой слова.
А как, скажите, реагировать опытному зрителю на реплику другого режиссера, Рустама Ибрагимбекова, когда он относит свою картину «Глазами призрака» (Азербайджан/Франция/Россия) к жанру «ненаучной фантастики»? Не может, оказывается, замужняя азербайджанская женщина влюбиться в эксцентричного француза и искать с ним встреч наедине, а в «...Призраке» это возможно (сцена разговора любовников в постели едва ли не самая лучшая в фильме). Наверное, это стоит воспринимать как некую «игру воображения», элегантную попытку сотворить европейское кино на тему «Запад есть Запад, Восток есть Восток». «Глазам призрака» не хватило чувства стиля и широкого дыхания. Неловко смотреть на актёров, вынужденных произносить выспренние монологи «о сущности любви» c сентиментальными придыханиями. А уж когда муж любовницы наставляет на любовника-француза нож, взятый напрокат из дешёвого фильма ужасов, и вовсе становится смешно. Можно, конечно, сделать поправку на то, что влюблённые герои – это театральные актёры, и мыслят они тоже в жанровом ключе, от трагедии до фарса. Но фильм, к сожалению, так и не стал ни трагедией, ни мелодрамой, ни фарсом. Зато «Глазами призрака» показали на открытии Форума национальных кинематографий. Режиссёр много и остроумно шутил, и это было намного интереснее и милее зрелища, последовавшего далее.
Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера
05.12.2022
Фестиваль Московская премьера назвал победителей
30.11.2022
Фестиваль Московская премьера откроется фильмом Алексея Федорченко
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
10.09.2013
11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера»: Лауреаты
28.08.2013
«Московская премьера 2013»: Программа
Реклама