9 августа 2010 13:52
“Окно в Европу”: компенсация за московскую жару
Восемнадцатое “Окно в Европу” (8-15 августа 2010 года) открылось красиво: всенародно любимая актриса Людмила Гурченко (она представит на фестивале свой режиссёрский дебют “Пёстрые сумерки”) оставила отпечаток руки на Аллее звёзд Выборга. А потом, после церемонии открытия, состоялась премьера криминальной драмы Веры Сторожевой по сценарию Натальи Назаровой “Компенсация”.
Я не случайно подчеркнул слово “сценарий”, поскольку от него, как от печки, и нужно танцевать. Маленькая героиня, девочка-виолончелистка (её похищают сёстры, дабы отец выплатил солидную денежную компенсацию за смерть матери), философически изрекает: “Никто не знает пути муравья”. Если муравей движется по непредсказуемой, только ему одному ведомой траектории, то и душераздирающая по сути история должна развиваться так же непредсказуемо: вперед – назад, вправо – влево, прямо – по диагонали… Так оно, в общем-то, и есть: “криминал” постоянно сбивается то в жестокую мелодраму, то – неожиданно – в эксцентрическую комедию, то поднимается до социального гротеска. Честно говоря, все полтора часа экранного времени хотелось бОльшей неуправляемости, чтобы ситуация абсолютно вышла из-под контроля. Это и страшнее (в центре – ни в чём не повинное дитя, жертва дурацкого “взрослого” мира), и поучительнее. Но авторы, не смотря на демонстративные “ужимки и прыжки”, выбрали железные законы добротного зрительского кино: в финальной сцене живое и невредимое дитя воссоединяется с родителями, а одной из сестёр, видимо, предстоит отмотать немалый срок.
“Компенсация” играет с нами открытыми (даже хочется сказать – cлишком открытыми) картами: второй план, подтексты полностью отсутствуют; “правильные” выводы делаются незамедлительно, так что зритель даже не успевает задуматься. Возникают вопросы и по мотивировкам. Почему средняя сестра, перед тем, как ввязаться в криминальную авантюру, взяла из ветеринарной клиники симпатичного кролика, предназначенного на убой? А ни почему. Просто, чтобы зрители поняли – девочка не какая-то “оторва”, а добрейшей души человек (потом выясняется, она ещё и “сердечница”). С какой стати жена г-на Мальцева (Гоша Куценко), отца и главного виноватого, стала изменять бизнесмену с каким-то, по выражению наглого следователя, “обмылком”? Да ни с какой – потому что стерва и вторая жена (а современная, “мегаполисная” женщина привыкла быть первой).
Оттого, что история как-то уж очень продумана, рассчитана, заточена на зрителя, возникает, как ни парадоксально, ощущение недоверия к происходящему на экране. И тем не менее, в “Компенсации” есть потрясающее “девичье”, или “сестринское трио” – Ирина Горбачева, Анфиса Медведева и юная Полина Куценко. Материала поиграть и даже разыграться не очень-то и много, но девочки, и в этом заслуга режиссера, не теряются и полностью задействуют собственную органику, пленяют естественностью и точностью попадания в образ.
Побольше бы таких актрис (да и актеров тоже!) в грядущих фильмах выборгского фестиваля!
Я не случайно подчеркнул слово “сценарий”, поскольку от него, как от печки, и нужно танцевать. Маленькая героиня, девочка-виолончелистка (её похищают сёстры, дабы отец выплатил солидную денежную компенсацию за смерть матери), философически изрекает: “Никто не знает пути муравья”. Если муравей движется по непредсказуемой, только ему одному ведомой траектории, то и душераздирающая по сути история должна развиваться так же непредсказуемо: вперед – назад, вправо – влево, прямо – по диагонали… Так оно, в общем-то, и есть: “криминал” постоянно сбивается то в жестокую мелодраму, то – неожиданно – в эксцентрическую комедию, то поднимается до социального гротеска. Честно говоря, все полтора часа экранного времени хотелось бОльшей неуправляемости, чтобы ситуация абсолютно вышла из-под контроля. Это и страшнее (в центре – ни в чём не повинное дитя, жертва дурацкого “взрослого” мира), и поучительнее. Но авторы, не смотря на демонстративные “ужимки и прыжки”, выбрали железные законы добротного зрительского кино: в финальной сцене живое и невредимое дитя воссоединяется с родителями, а одной из сестёр, видимо, предстоит отмотать немалый срок.
“Компенсация” играет с нами открытыми (даже хочется сказать – cлишком открытыми) картами: второй план, подтексты полностью отсутствуют; “правильные” выводы делаются незамедлительно, так что зритель даже не успевает задуматься. Возникают вопросы и по мотивировкам. Почему средняя сестра, перед тем, как ввязаться в криминальную авантюру, взяла из ветеринарной клиники симпатичного кролика, предназначенного на убой? А ни почему. Просто, чтобы зрители поняли – девочка не какая-то “оторва”, а добрейшей души человек (потом выясняется, она ещё и “сердечница”). С какой стати жена г-на Мальцева (Гоша Куценко), отца и главного виноватого, стала изменять бизнесмену с каким-то, по выражению наглого следователя, “обмылком”? Да ни с какой – потому что стерва и вторая жена (а современная, “мегаполисная” женщина привыкла быть первой).
Оттого, что история как-то уж очень продумана, рассчитана, заточена на зрителя, возникает, как ни парадоксально, ощущение недоверия к происходящему на экране. И тем не менее, в “Компенсации” есть потрясающее “девичье”, или “сестринское трио” – Ирина Горбачева, Анфиса Медведева и юная Полина Куценко. Материала поиграть и даже разыграться не очень-то и много, но девочки, и в этом заслуга режиссера, не теряются и полностью задействуют собственную органику, пленяют естественностью и точностью попадания в образ.
Побольше бы таких актрис (да и актеров тоже!) в грядущих фильмах выборгского фестиваля!
Другие статьи по теме Фестиваль российского кино Окно в Европу
16.08.2024
Окно в Европу 2024: победители фестиваля
23.07.2024
Программа и жюри 32 фестиваля российского кино Окно в Европу
11.04.2024
Окно в Европу 2024: объявлены даты проведения и открыт прием заявок
11.08.2023
Выборг 2023: лауреаты, прежнее название и новый президент
07.08.2023
На фестивале Выборг показали снятый в Якутии фильм «Чужая» с Анной Слю
Реклама