II экологический кинофорум "Золотой Витязь": медитации на горе
Второй день II форума экологических фильмов "Золотой Витязь" начался широко анонсированной научно-практической конференцией (документ по итогам готовится и будет опубликован через несколько дней), а продолжился экстремальной неигровой лентой из Белоруссии "Живые и мертвые" (режиссер Лариса Каберник). Трудно найти во всем кинематографе России и СНГ ленты, которая с такой откровенностью и принципиальностью ставила вопрос об антигуманном отношении к животным, от лабораторных крыс до бездомных собак. В мире разрабатываются специальные компьютерные программы для студентов медицинских вузов, где живые зверушки заменены виртуальными, но горькая ирония заключается в том, что основываются-то эти программы на многолетнем кровавом опыте именно над живыми "научными объектами"... Вопросов, как всегда, больше, чем ответов, но ясно одно: после фильма Ларисы Каберник переход в вегетарианство станет для сомневающихся гораздо легче!
Героиня сербского "Прикосновения" (режиссер Владимир Перович)выбрала для единения с природой компромиссный, но довольно убедительный вариант. В тёплый сезон она уходит с маленьким сыном в горы, покрытые невероятной красоты лесами, и возобновляет "первобытную", первозданную жизнь. Пить - так из ручьев и рек (ритуал выглядит как "поцелуй" c водной стихией); есть - так только овощи и ягоды, греться - только на солнце или ночью у заботливо разведённого костра; медитировать - так только на горе в лучах восходящего или заходящего солнца... Чтоб мы так все жили, право слово! По следам лесных откровений женщина решила даже написать вегетарианскую поваренную книгу, рассчитывая на популярность у себя в республике, так что и без денег семья не останется при случае.
Чтобы снять уникальные кадры белых сипов в кавказских горах, Валерий Тимощенко ("Одинокий рай", "Русский заповедник") не только снарядил экспедицию с "экстремальным оператором", но и взял с собой собственного сына в качестве остроглазого наблюдателя за перемещениями гордых и одиноких птиц ("Свободный мир. Кавказские грифы", Россия). Думается, впечатлений сыну хватит надолго, как и нам, зрителям, поскольку, если бы не обильный (даже для фильма-репортажа) текст, тридцать минут просмотра показались бы сущим мгновением. От красоты увиденного в буквальном смысле кружится голова.
Впрочем, в сербской программе текста с говорящими головами было куда больше. Кино (за редкими исключениями, вроде упомянутого выше "Прикосновения" и "Приправлено солнцем и любовью" Елены Джокич с печальными сербскими старухами) превращалось в докучливые краеведческие лекции ("Тусклый блеск жемчужной Дрины", режиссер Ратко Озорович, Босния и Герцеговина) и словоохотливые журналистские расследования с красивыми картинками ("Вода=жизнь", режиссер Срджан Джуранович, Сербия) - что ни говори, а в бывшей Югославии операторскому мастерству еще не разучились.