7 сентября 2009 16:56
«Великолепная семёрка»: ушла, но обещала вернуться
Вот уж действительно никаких претензий — ни этических, ни эстетических — не возникло к «Великолепной семёрке МК» VII фестиваля отечественного кино «Московская премьера» в её анимационной части. Cвежесть и красота компьютерной графики («Раз, два, три, ёлочка, гори!» Олега Ужинова) cоседствовала с необычным использованием полиэкранного изображения («Очумелов» Алексея Дёмина). В кадре красиво падал снег («Про Василия Блаженного» Натальи Березовой), а ангелы благостно пели, не забывая наставлять на путь истинный заблудшие души («Солдатская песня» Елены Черновой). Cмотреть и пересматривать российскую анимацию было очень приятно (добавлю, что в программе детского кино показывали новые серии «Смешариков»). Однако взрослая аудитория стремилась приобщиться к новинкам «большого кино», и уж там, как говорится, получила «по полной».
Меню было разнообразным: душевная военная драма «Одна война» Веры Глаголевой с отголосками «большого советского стиля» при в общем-то антисоветском содержании резко контрастировала с убийственным натурализмом семейной истории в «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. А метафизика «обыкновенного чуда», погружённого в густые реалии советского быта («Чудо» Александра Прошкина) — со скромностью провинциальной истории отца, с ужасом осознающего, что совсем не знал и не понимал своего сына (фильм Ларисы Садиловой «Сынок» завершил программу «Великолепная семёрка МК»).
Были в конкурсе эффектно снятые исторические («Кромов» Андрея Разенкова) и спортивные драмы («Миннесота» Андрея Прошкина). Знаменательно: молодой Прошкин обратился к сценарию мэтра отечественного кино — Александра Миндадзе (шесть лет назад Прошкин-старший снял по сценарию Миндадзе криминальную драму «Трио»). Результат можно признать относительно удачным только из-за блестящей актерской игры Сергея Горобченко и Антона Пампушного. К сожалению, авторы увлеклись «живым звуком», создающим ощущение событий, происходящих здесь и сейчас, и текст, довольно многословный и временами витиеватый, лихо пролетал мимо ушей. А тема ведь была затронута весьма серьёзная: братская любовь, и решена она не в иронически-гротескном ключе, как у Алексея Балабанова, а в экзистенциальном (некоторые «профессиональные зрители» усмотрели в «Миннесоте» даже апокалиптические мотивы!).
«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова явила такой абсурд нашего житья-бытья, от которого мы начали уже отвыкать… И ладно бы в нём была своеобразная логика; так нет же – 110 минут экранного времени мы, вместе с незадачливым мужичком из глубинки, решившим подзаработать в Москве и познавшим все прелести гастарбайтерской жизни, невольно подчиняемся импульсам свихнувшегося на абстрактном гуманизме старика (блестящий Сергей Дрейден), приютившего нашего бедолагу.
А чтобы просмотр совсем мёдом не казался, авторы добавили дочку старика, единственная цель которой – закормить отца лекарствами (Анна Михалкова) и участкового милиционера-зомби (Игорь Черневич, снявшийся у Хлебникова и Попогребского в «Коктебеле»). Этого «мента» его коллеги то с завидным упорством подсиживают или совсем не замечают. В драматическом финале «маленькие люди», превращённые злодейкой-судьбой в «ничто», cталкиваются лбами, чтобы открыть «граду и миру» горькую истину – всё бесполезно, бессмысленно, и никакая «скорая помощь», даже сумасшедшая, нам не поможет.
Хлебников меланхоличен, и так же, как Николай Хомерики в «Сказке про темноту» ненавидит «ментов». Но в отличие от Хомерики, Хлебников не огрызается и не пытается разговаривать со зрителем «через губу». Картина и наивна до инфантильности, и экстравагантна (что, несомненно, понравится европейскому зрителю). Тем резко отталкивает и притягивает одновременно. А главным героем, периодически впадающим в астенический синдром, живо напоминает знаменитый перестроечный фильм Киры Муратовой. Только с обратным вектором: Муратова отталкивается от советской реальности и прорывается в метафизику неясного и тревожного будущего, Хлебников в постсоветской реальности пытается разглядеть обломки советской и задать вопрос: «что нас объединяет?» Ответ: разбитое корыто.
Меню было разнообразным: душевная военная драма «Одна война» Веры Глаголевой с отголосками «большого советского стиля» при в общем-то антисоветском содержании резко контрастировала с убийственным натурализмом семейной истории в «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. А метафизика «обыкновенного чуда», погружённого в густые реалии советского быта («Чудо» Александра Прошкина) — со скромностью провинциальной истории отца, с ужасом осознающего, что совсем не знал и не понимал своего сына (фильм Ларисы Садиловой «Сынок» завершил программу «Великолепная семёрка МК»).
Были в конкурсе эффектно снятые исторические («Кромов» Андрея Разенкова) и спортивные драмы («Миннесота» Андрея Прошкина). Знаменательно: молодой Прошкин обратился к сценарию мэтра отечественного кино — Александра Миндадзе (шесть лет назад Прошкин-старший снял по сценарию Миндадзе криминальную драму «Трио»). Результат можно признать относительно удачным только из-за блестящей актерской игры Сергея Горобченко и Антона Пампушного. К сожалению, авторы увлеклись «живым звуком», создающим ощущение событий, происходящих здесь и сейчас, и текст, довольно многословный и временами витиеватый, лихо пролетал мимо ушей. А тема ведь была затронута весьма серьёзная: братская любовь, и решена она не в иронически-гротескном ключе, как у Алексея Балабанова, а в экзистенциальном (некоторые «профессиональные зрители» усмотрели в «Миннесоте» даже апокалиптические мотивы!).
«Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова явила такой абсурд нашего житья-бытья, от которого мы начали уже отвыкать… И ладно бы в нём была своеобразная логика; так нет же – 110 минут экранного времени мы, вместе с незадачливым мужичком из глубинки, решившим подзаработать в Москве и познавшим все прелести гастарбайтерской жизни, невольно подчиняемся импульсам свихнувшегося на абстрактном гуманизме старика (блестящий Сергей Дрейден), приютившего нашего бедолагу.
А чтобы просмотр совсем мёдом не казался, авторы добавили дочку старика, единственная цель которой – закормить отца лекарствами (Анна Михалкова) и участкового милиционера-зомби (Игорь Черневич, снявшийся у Хлебникова и Попогребского в «Коктебеле»). Этого «мента» его коллеги то с завидным упорством подсиживают или совсем не замечают. В драматическом финале «маленькие люди», превращённые злодейкой-судьбой в «ничто», cталкиваются лбами, чтобы открыть «граду и миру» горькую истину – всё бесполезно, бессмысленно, и никакая «скорая помощь», даже сумасшедшая, нам не поможет.
Хлебников меланхоличен, и так же, как Николай Хомерики в «Сказке про темноту» ненавидит «ментов». Но в отличие от Хомерики, Хлебников не огрызается и не пытается разговаривать со зрителем «через губу». Картина и наивна до инфантильности, и экстравагантна (что, несомненно, понравится европейскому зрителю). Тем резко отталкивает и притягивает одновременно. А главным героем, периодически впадающим в астенический синдром, живо напоминает знаменитый перестроечный фильм Киры Муратовой. Только с обратным вектором: Муратова отталкивается от советской реальности и прорывается в метафизику неясного и тревожного будущего, Хлебников в постсоветской реальности пытается разглядеть обломки советской и задать вопрос: «что нас объединяет?» Ответ: разбитое корыто.
Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера
05.12.2022
Фестиваль Московская премьера назвал победителей
30.11.2022
Фестиваль Московская премьера откроется фильмом Алексея Федорченко
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
10.09.2013
11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера»: Лауреаты
28.08.2013
«Московская премьера 2013»: Программа
Реклама