7 сентября 2009 15:12
Форум национальных кинематографий: кино родом из СССР
3 сентября 2009 года показом армянской картины «Не смотри в зеркало» завершился «Форум национальных кинематографий» - одна из лучших программ VII Московского кинофестиваля «Московская премьера». На суд столичного зрителя были представлены 14 картин производства стран СНГ и Балтии. Фильмы вызвали оживленный интерес публики, показав, что, невзирая на сложное экономическое положение, кинематограф бывших социалистических республик обладает своим неповторимым лицом и вполне может составить конкуренцию экранным достижениям западных коллег.
Сюжеты многих фильмов уходят корнями в советское прошлое, и это совсем не удивляет, зная, что их авторы были рождены в СССР. С момента распада советской империи прошло уже 18 лет, но жители восточных стран из поколения 40-50-летних по-прежнему испытывают своего рода синдром «раздвоения родины». Один из участников программы известный узбекский режиссер Зульфикар Мусаков выразил свое отношение к этой проблеме следующими словами: «Тот, кто не испытывает ностальгии по СССР, не имеет сердца. А тот, кто желает его восстановления, не имеет головы». Главный герой его фильма «Восточный двор с кривой луной» - русский человек, родившийся и проживший 30 лет в Узбекистане, но по воле судьбы переехавший в Москву. Спустя много лет он возвращается в Ташкент вместе с пожилой матерью, чтобы навестить могилу отца и встретиться с друзьями детства. Родные места доставляют ему как радостные, так и печальные переживания. Но основной вывод, к которому он приходит в итоге своего путешествия, сводится к тому, что все мы, не смотря на цвет кожи, разрез глаз и упрямые попытки политиков посеять вражду между нашими народами, одной группы крови, убеждений и ценностей.
Подобным образом и герой фильма киргизского режиссера Марата Сарулу «Песнь южных морей» - непутевый русский Иван – на протяжении 15-ти лет мучается, подозревая свою жену в любовной связи с соседом – казахом Ассаном. Его подозрения не случайны, ведь жена Ольга родила темноволосого мальчика с раскосыми глазками. Терзаниям Ивана приходит конец лишь тогда, когда он узнает историю своих предков, едва ли ни в каждом поколении которых завязывались любовные союзы русских с казахами. И никого уже не шокирует известие о том, что жена Ассана родила светлокожего сынишку.
Прошедший 3 сентября в Доме кино круглый стол по теме «Проблемы совместного кинопроизводства на территории СНГ и Балтии» подтвердил необходимость сотрудничества между нашими странами в сфере кинопроизводства. Ведущий круглого стола Даниил Дондурей рассказал об основных драмах российской киноиндустрии. По словам главного редактора журнала «Искусство кино», одна из насущных бед заключается в том, что «отсутствует сила, которая могла бы заниматься политикой в области кино», нет институций и чиновников, занимающихся анализом ситуации. Каждый сражается в одиночку. «Индустрия не развивается», - закончил свою речь Дондурей.
Продюсерскую точку зрения на круглом столе озвучил Сергей Сельянов, заявивший, что ни один отечественный фильм не может быть произведен без государственной поддержки. Финансовое участие в проекте нескольких стран увеличивает шансы сделать хорошую картину и уменьшает риски для каждого продюсера. «Необходимо, чтобы Министерства культуры выделяли по 4-6 миллионов долларов на ко-продукцию, - подчеркнул Сельянов. – Важно объединить ресурсы наших стран».
На круглом столе не раз заходила речь о так называемом «телевизионном тоталитаризме». Генеральный директор прокатного агентства "Интерсинема-Арт" Раиса Фомина заметила, что только у фильмов, созданных при поддержке государства, есть нормальный прокат.
Одной из немаловажных проблем российской индустрии собравшиеся сочли отсутствие государственной поддержки арт-хаузного направления в кино. В качестве примера для подражания была приведена Франция – самая кинематографическая страна Европы.
Среди участников круглого стола были представители многих стран СНГ и Балтии, что позволило составить представление о кинопроизводстве каждой из них и обменяться опытом. Так, по утверждению эстонского режиссера Арво Ихо, в его стране действует более точная система распределения финансов в области кино. Помимо государственного финансирования на нужды киноиндустрии выделяются средства из так называемого «культур – капитала» - налогов, взимаемых с игорных домов и продажи табака.
Пожалуй, наилучшими перспективами сегодня обладает кинематография Казахстана, что показало выступление казахского продюсера Гюльныры Абикеевой. После высокобюджетного проекта «Кочевник», к съемкам которого были привлечены такие режиссеры, как Иван Пассер и Сергей Бодров, отношение к Казахстану на международной арене изменилось. Затем последовал успешный проект, реализованный при участии России, - «Монгол». Помимо средств государства в киноиндустрию начали вкладывать свои капиталы казахские бизнесмены. В результате, от 2-х фильмов в год (2002) национальное кинопроизводство возросло до 25-ти игровых картин ежегодно. Подобный бум переживает и кинематография Узбекистана, где в прошлом году было реализовано баснословное число игровых фильмов – 50. Однако качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, ввиду того, что лишь 5-6 лент снимается на пленку профессиональными режиссерами и студиями. Для создания остального количества фильмов используется значительно более дешевое цифровое оборудование. По словам Зульфикара Мусакова, в Узбекистане кино снимают все, кому не лень, а студии открываются за 1 день. Но, тем не менее, низкопробная продукция, создаваемая в таких условиях, пользуется большим успехом у местной молодежи.
Одно из наиболее плачевных положений сложилось, как ни странно, в киноиндустрии Украины. Председатель Гильдии кинокритиков Украины Сергей Тримбач рассказал о том, что в его стране сегодня нет кинозвезд, их место заняли политики. Даже павильоны знаменитой киностудии им. Довженко оккупируют политики, снимающиеся в злободневных ток-шоу. Основная проблема украинской индустрии в том, что государство не выделяет ни копейки на прокат фильмов. Ежегодно здесь снимается около 12-ти игровых лент, которые не доходят до зрителя. Даже самая успешная украинская картина обречена на провал на местном рынке. Поэтому совместное производство с Россией сможет увеличить шансы украинской индустрии на выживание.
Программа «Форум национальных кинематографий» показала, что бывшие социалистический республики нуждаются в совместном кинопроизводстве и прокате, что в условиях кризиса ощущается особенно остро. Но для этого, нужно, прежде всего, научиться говорить на одном универсальном языке. У участников круглого стола это получилось.
Сюжеты многих фильмов уходят корнями в советское прошлое, и это совсем не удивляет, зная, что их авторы были рождены в СССР. С момента распада советской империи прошло уже 18 лет, но жители восточных стран из поколения 40-50-летних по-прежнему испытывают своего рода синдром «раздвоения родины». Один из участников программы известный узбекский режиссер Зульфикар Мусаков выразил свое отношение к этой проблеме следующими словами: «Тот, кто не испытывает ностальгии по СССР, не имеет сердца. А тот, кто желает его восстановления, не имеет головы». Главный герой его фильма «Восточный двор с кривой луной» - русский человек, родившийся и проживший 30 лет в Узбекистане, но по воле судьбы переехавший в Москву. Спустя много лет он возвращается в Ташкент вместе с пожилой матерью, чтобы навестить могилу отца и встретиться с друзьями детства. Родные места доставляют ему как радостные, так и печальные переживания. Но основной вывод, к которому он приходит в итоге своего путешествия, сводится к тому, что все мы, не смотря на цвет кожи, разрез глаз и упрямые попытки политиков посеять вражду между нашими народами, одной группы крови, убеждений и ценностей.
Подобным образом и герой фильма киргизского режиссера Марата Сарулу «Песнь южных морей» - непутевый русский Иван – на протяжении 15-ти лет мучается, подозревая свою жену в любовной связи с соседом – казахом Ассаном. Его подозрения не случайны, ведь жена Ольга родила темноволосого мальчика с раскосыми глазками. Терзаниям Ивана приходит конец лишь тогда, когда он узнает историю своих предков, едва ли ни в каждом поколении которых завязывались любовные союзы русских с казахами. И никого уже не шокирует известие о том, что жена Ассана родила светлокожего сынишку.
Прошедший 3 сентября в Доме кино круглый стол по теме «Проблемы совместного кинопроизводства на территории СНГ и Балтии» подтвердил необходимость сотрудничества между нашими странами в сфере кинопроизводства. Ведущий круглого стола Даниил Дондурей рассказал об основных драмах российской киноиндустрии. По словам главного редактора журнала «Искусство кино», одна из насущных бед заключается в том, что «отсутствует сила, которая могла бы заниматься политикой в области кино», нет институций и чиновников, занимающихся анализом ситуации. Каждый сражается в одиночку. «Индустрия не развивается», - закончил свою речь Дондурей.
Продюсерскую точку зрения на круглом столе озвучил Сергей Сельянов, заявивший, что ни один отечественный фильм не может быть произведен без государственной поддержки. Финансовое участие в проекте нескольких стран увеличивает шансы сделать хорошую картину и уменьшает риски для каждого продюсера. «Необходимо, чтобы Министерства культуры выделяли по 4-6 миллионов долларов на ко-продукцию, - подчеркнул Сельянов. – Важно объединить ресурсы наших стран».
На круглом столе не раз заходила речь о так называемом «телевизионном тоталитаризме». Генеральный директор прокатного агентства "Интерсинема-Арт" Раиса Фомина заметила, что только у фильмов, созданных при поддержке государства, есть нормальный прокат.
Одной из немаловажных проблем российской индустрии собравшиеся сочли отсутствие государственной поддержки арт-хаузного направления в кино. В качестве примера для подражания была приведена Франция – самая кинематографическая страна Европы.
Среди участников круглого стола были представители многих стран СНГ и Балтии, что позволило составить представление о кинопроизводстве каждой из них и обменяться опытом. Так, по утверждению эстонского режиссера Арво Ихо, в его стране действует более точная система распределения финансов в области кино. Помимо государственного финансирования на нужды киноиндустрии выделяются средства из так называемого «культур – капитала» - налогов, взимаемых с игорных домов и продажи табака.
Пожалуй, наилучшими перспективами сегодня обладает кинематография Казахстана, что показало выступление казахского продюсера Гюльныры Абикеевой. После высокобюджетного проекта «Кочевник», к съемкам которого были привлечены такие режиссеры, как Иван Пассер и Сергей Бодров, отношение к Казахстану на международной арене изменилось. Затем последовал успешный проект, реализованный при участии России, - «Монгол». Помимо средств государства в киноиндустрию начали вкладывать свои капиталы казахские бизнесмены. В результате, от 2-х фильмов в год (2002) национальное кинопроизводство возросло до 25-ти игровых картин ежегодно. Подобный бум переживает и кинематография Узбекистана, где в прошлом году было реализовано баснословное число игровых фильмов – 50. Однако качество выпускаемой продукции оставляет желать лучшего, ввиду того, что лишь 5-6 лент снимается на пленку профессиональными режиссерами и студиями. Для создания остального количества фильмов используется значительно более дешевое цифровое оборудование. По словам Зульфикара Мусакова, в Узбекистане кино снимают все, кому не лень, а студии открываются за 1 день. Но, тем не менее, низкопробная продукция, создаваемая в таких условиях, пользуется большим успехом у местной молодежи.
Одно из наиболее плачевных положений сложилось, как ни странно, в киноиндустрии Украины. Председатель Гильдии кинокритиков Украины Сергей Тримбач рассказал о том, что в его стране сегодня нет кинозвезд, их место заняли политики. Даже павильоны знаменитой киностудии им. Довженко оккупируют политики, снимающиеся в злободневных ток-шоу. Основная проблема украинской индустрии в том, что государство не выделяет ни копейки на прокат фильмов. Ежегодно здесь снимается около 12-ти игровых лент, которые не доходят до зрителя. Даже самая успешная украинская картина обречена на провал на местном рынке. Поэтому совместное производство с Россией сможет увеличить шансы украинской индустрии на выживание.
Программа «Форум национальных кинематографий» показала, что бывшие социалистический республики нуждаются в совместном кинопроизводстве и прокате, что в условиях кризиса ощущается особенно остро. Но для этого, нужно, прежде всего, научиться говорить на одном универсальном языке. У участников круглого стола это получилось.
Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера
05.12.2022
Фестиваль Московская премьера назвал победителей
30.11.2022
Фестиваль Московская премьера откроется фильмом Алексея Федорченко
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
10.09.2013
11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера»: Лауреаты
28.08.2013
«Московская премьера 2013»: Программа
Реклама