30 августа 2009 11:01
К юбилею Татьяны Лиозновой
26 августа 2009 года, накануне праздника кино, в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна завершилась ретроспектива "Кинорежиссер Татьяна Лиознова". На фоне учителей и учеников». На следующий день на открытии VII Московского кинофестиваля «Московская премьера» со сцены Дома кино прозвучали самые теплые слова в адрес создательницы «Семнадцати мгновений весны», 20 июля отметившей свой 85-летний юбилей.
По состоянию здоровья Татьяна Михайловна, к сожалению, не смогла присутствовать на церемонии, но будь она в зале, непременно бы осталась довольна. Вечер начался под звуки музыки из фильма «Три тополя на Плющихе» в исполнении Государственного академического концертного оркестра «Боян» под управлением Дмитрия Дмитриенко. Слушая музыку, зрители могли любоваться запечатленной в фильме Москвой 60-х, так непохожей на сегодняшнюю столицу. А проникновенная мелодия Александры Пахмутовой стала лейтмотивом всего вечера. Татьяне Михайловне был вручен Почетный приз с формулировкой «За преумножение великих кинематографических традиций, сохранение преемственности поколений – от учителя к ученику». Получить его на сцену поднялись друзья режиссера – переживающая вторую молодость актриса Светлана Светличная и известный телеведущий, первый заместитель генерального директора телеканала «Россия» Александр Любимов. Светличная призналась, что именно из рук Татьяны Михайловны получила «боевое» крещение. «Пусть каждый день ей приносит радость, а наше внимание продлит жизнь», - подытожила свое выступление актриса.
В финальной части церемонии открытия публику ожидал еще один сюрприз. В то время как на экране сменяли друг друга кадры из фильмов Лиозновой и фотографии режиссера, на сцену вышла певица Жанна Рождественская – исполнительница двух знаменитых песен Максима Дунаевского из кинофильма «Карнавал» - «Позвони мне, позвони» и «Спасибо, жизнь». Услышав оригинальное исполнение любимых песен, многие зрителя не могли сдержать слезы.
Вот уже 20 лет, как Лиознова ушла из профессии, но фильмы ее по-прежнему не сходят с экранов. Пожалуй, и сегодня нет такой зрительской аудитории, которая оставалась бы равнодушной к творчеству режиссера. А все потому, что ее фильмы пронизаны чувством патриотизма, гордости за страну и ее героев, любви к простым людям и неравнодушия к их страданиям, то есть всего того, чего так не хватает современному российскому кинематографу. «Я прожила счастливую жизнь, потому что много лет работала на Родину», - говорит Лиознова. - Все свои картины я снимала из любви к людям, о людях и для людей». Увы, в наше время, когда искусство, как и всякая другая деятельность, стало предметом рыночной торговли, все меньше творческих людей сохраняют столь же искреннее отношение к делу своей жизни.
В ретроспективу, которая состоялась в рамках кинофестиваля «Московская премьера», вошли фильмы как Татьяны Лиозновой, так и ее учеников. С 1975 года вместе с режиссером Львом Кулиджановым Татьяна Михайловна руководила актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе. Среди ее выпускников – актеры Вячеслав Баранов, Вадим Андреев, Елена Цыплакова, режиссеры Александр Хван, Андрей Эшпай и другие. Зрители получили возможность увидеть фильмы «Дюба-дюба» (1992) Александра Хвана, «Клетка для канареек» (1983) Павла Чухрая, «Многоточие» (2006) Андрея Эшпая. Первые два стали знаковыми для своего времени, точно передав атмосферу заката советского государства и нравственного кризиса. Полнометражный дебют Алекандра Хвана «Дюба-дюба» в 1993 году участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. По мнению ряда исследователей новейшего российского кино, эта работа стала лучшей не только в творчестве Хвана, но и в актерской карьере Олега Меньшикова, сыгравшего молодого человека, готового пожертвовать всем ради любви в эпоху потери ценностей. Представляя картину публике, режиссер вспоминал годы обучения во ВГИКе. По его словам, Лиознова обладала взглядом, просверливающим тебя насквозь. Поэтому ей бесполезно было врать.
В фильме «Клетка для канареек», поставленном по пьесе А. Сергеева «Случай на вокзале», главную роль исполнил ученик Лиозновой актер Вячеслав Баранов. Картина вошла в ряд лучших фильмов 80-х, посвященных проблемам разрыва между старшим поколением, воспитанным в духе крепкой и лишенной рефлексий советской идеологии, и молодыми людьми, жаждущими перемен. Роль Олеси – девушки, переживающей нелегкий период взросления при столкновении с миром взрослых, стала дебютной для Евгении Добровольской, раскрыв многогранный талант молодой актрисы.
Картина «Многоточие» любимого выпускника Лиозновой Андрея Эшпая завоевала несколько престижных призов на российских кинофестивалях, в том числе приз журнала «Кинопроцесс» на «Московской премьере» в 2006 году. Действие этой лирической любовной драмы, снятой по повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна», разворачивается в далеко неромантическое время – с 1937 по 1957 годы. В истории жизни героини Евгении Симоновой, репрессированный муж которой возвращается к ней спустя 20 лет, как в зеркале отражаются жестокие противоречия ХХ века. Преодолевая ледяной ветер эпохи, персонажи фильма борются за право жить чувствами, а не разумом.
Из девяти фильмов Татьяны Лиозновой в программе ретроспективы были показаны четыре: «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967) и «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Картину «Евдокия», принесшую ее постановщице первую большую славу, представила исполнительница главной роли Народная артистка СССР Людмила Хитяева, с радостью вспоминавшая время работы над ролью, которая предоставила ей возможность прожить на экране долгую судьбу простой женщины с юных лет и до пожилого возраста. Один из героев «Евдокии» произносит фразу, ставшую девизом всего творчества Лиозновой: «Нет ничего важнее, чем сделать человека хорошим». Именно этой благородной цели режиссер добивалась в своих фильмах, создавая в лице их героев положительные примеры для зрителя. Так, в фильме «Им покоряется небо» она рассказала об одной из самых рискованных и героических профессий – летчика-испытателя. Лента оживила историю создания первого советского реактивного самолета МИГ-9, выпуск которого был прекращен в 1948 году. Но Лиознова добилась того, чтобы специально для фильма самолет был восстановлен до летного состояния. Когда дело касалось ее работы, «бой-баба» (как Татьяну Михайловну часто называли коллеги) и слышать ничего не хотела о компромиссах.
Невзирая на то, что язык фильма с его поучительным закадровым текстом и несколько пафосными интонациями сегодня уже не производит должного впечатления на зрителя, после его просмотра остается ощущение ностальгии по тем временам, когда люди не стеснялись патриотических чувств. Зрителям «Московской премьеры» фильм представили актеры Светлана Светличная и Лев Барашков. В картине «Им покоряется небо» Светличная сыграла, пожалуй, наиболее драматическую роль в своей актерской карьере, и было это задолго до того, как после «Бриллиантовой руки» на нее повесили ярлык «секс-бомбы» советского экрана. Перед показом фильма в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна Светличная буквально сыграла эту роль заново. «Татьяна Михайловна научила меня любить в кино детали, - поделилась актриса. – Я много приобрела, работая с другими режиссерами, но школу актерскую, женскую и человеческую я прожила благодаря Лиозновой».
Ретроспектива завершилась фильмом, который стал экзаменом по мастерству не только для молодой Татьяны Лиозновой, но и для целого поколения звезд советского кино – «Молодая гвардия» Сергея Герасимова. После выхода картины на экраны в 1948 году страна узнала имена его учеников Ноны Мордюковой, Инны Макаровой, Вячеслава Тихонова, Сергея Бондарчука, Клары Лучко и других. 22-летняя Лиознова трудилась на фильме в качестве режиссера-практиканта. Своего строгого мастера она не устает вспоминать с благодарностью и гордостью: «Лучшего учителя нельзя было и вообразить. Всю жизнь меня хвалил. После каждого экзамена приговаривал: «Ну что, мужики, Лиознова опять вас обскакала?»
По состоянию здоровья Татьяна Михайловна, к сожалению, не смогла присутствовать на церемонии, но будь она в зале, непременно бы осталась довольна. Вечер начался под звуки музыки из фильма «Три тополя на Плющихе» в исполнении Государственного академического концертного оркестра «Боян» под управлением Дмитрия Дмитриенко. Слушая музыку, зрители могли любоваться запечатленной в фильме Москвой 60-х, так непохожей на сегодняшнюю столицу. А проникновенная мелодия Александры Пахмутовой стала лейтмотивом всего вечера. Татьяне Михайловне был вручен Почетный приз с формулировкой «За преумножение великих кинематографических традиций, сохранение преемственности поколений – от учителя к ученику». Получить его на сцену поднялись друзья режиссера – переживающая вторую молодость актриса Светлана Светличная и известный телеведущий, первый заместитель генерального директора телеканала «Россия» Александр Любимов. Светличная призналась, что именно из рук Татьяны Михайловны получила «боевое» крещение. «Пусть каждый день ей приносит радость, а наше внимание продлит жизнь», - подытожила свое выступление актриса.
В финальной части церемонии открытия публику ожидал еще один сюрприз. В то время как на экране сменяли друг друга кадры из фильмов Лиозновой и фотографии режиссера, на сцену вышла певица Жанна Рождественская – исполнительница двух знаменитых песен Максима Дунаевского из кинофильма «Карнавал» - «Позвони мне, позвони» и «Спасибо, жизнь». Услышав оригинальное исполнение любимых песен, многие зрителя не могли сдержать слезы.
Вот уже 20 лет, как Лиознова ушла из профессии, но фильмы ее по-прежнему не сходят с экранов. Пожалуй, и сегодня нет такой зрительской аудитории, которая оставалась бы равнодушной к творчеству режиссера. А все потому, что ее фильмы пронизаны чувством патриотизма, гордости за страну и ее героев, любви к простым людям и неравнодушия к их страданиям, то есть всего того, чего так не хватает современному российскому кинематографу. «Я прожила счастливую жизнь, потому что много лет работала на Родину», - говорит Лиознова. - Все свои картины я снимала из любви к людям, о людях и для людей». Увы, в наше время, когда искусство, как и всякая другая деятельность, стало предметом рыночной торговли, все меньше творческих людей сохраняют столь же искреннее отношение к делу своей жизни.
В ретроспективу, которая состоялась в рамках кинофестиваля «Московская премьера», вошли фильмы как Татьяны Лиозновой, так и ее учеников. С 1975 года вместе с режиссером Львом Кулиджановым Татьяна Михайловна руководила актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе. Среди ее выпускников – актеры Вячеслав Баранов, Вадим Андреев, Елена Цыплакова, режиссеры Александр Хван, Андрей Эшпай и другие. Зрители получили возможность увидеть фильмы «Дюба-дюба» (1992) Александра Хвана, «Клетка для канареек» (1983) Павла Чухрая, «Многоточие» (2006) Андрея Эшпая. Первые два стали знаковыми для своего времени, точно передав атмосферу заката советского государства и нравственного кризиса. Полнометражный дебют Алекандра Хвана «Дюба-дюба» в 1993 году участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. По мнению ряда исследователей новейшего российского кино, эта работа стала лучшей не только в творчестве Хвана, но и в актерской карьере Олега Меньшикова, сыгравшего молодого человека, готового пожертвовать всем ради любви в эпоху потери ценностей. Представляя картину публике, режиссер вспоминал годы обучения во ВГИКе. По его словам, Лиознова обладала взглядом, просверливающим тебя насквозь. Поэтому ей бесполезно было врать.
В фильме «Клетка для канареек», поставленном по пьесе А. Сергеева «Случай на вокзале», главную роль исполнил ученик Лиозновой актер Вячеслав Баранов. Картина вошла в ряд лучших фильмов 80-х, посвященных проблемам разрыва между старшим поколением, воспитанным в духе крепкой и лишенной рефлексий советской идеологии, и молодыми людьми, жаждущими перемен. Роль Олеси – девушки, переживающей нелегкий период взросления при столкновении с миром взрослых, стала дебютной для Евгении Добровольской, раскрыв многогранный талант молодой актрисы.
Картина «Многоточие» любимого выпускника Лиозновой Андрея Эшпая завоевала несколько престижных призов на российских кинофестивалях, в том числе приз журнала «Кинопроцесс» на «Московской премьере» в 2006 году. Действие этой лирической любовной драмы, снятой по повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна», разворачивается в далеко неромантическое время – с 1937 по 1957 годы. В истории жизни героини Евгении Симоновой, репрессированный муж которой возвращается к ней спустя 20 лет, как в зеркале отражаются жестокие противоречия ХХ века. Преодолевая ледяной ветер эпохи, персонажи фильма борются за право жить чувствами, а не разумом.
Из девяти фильмов Татьяны Лиозновой в программе ретроспективы были показаны четыре: «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967) и «Мы, нижеподписавшиеся» (1981). Картину «Евдокия», принесшую ее постановщице первую большую славу, представила исполнительница главной роли Народная артистка СССР Людмила Хитяева, с радостью вспоминавшая время работы над ролью, которая предоставила ей возможность прожить на экране долгую судьбу простой женщины с юных лет и до пожилого возраста. Один из героев «Евдокии» произносит фразу, ставшую девизом всего творчества Лиозновой: «Нет ничего важнее, чем сделать человека хорошим». Именно этой благородной цели режиссер добивалась в своих фильмах, создавая в лице их героев положительные примеры для зрителя. Так, в фильме «Им покоряется небо» она рассказала об одной из самых рискованных и героических профессий – летчика-испытателя. Лента оживила историю создания первого советского реактивного самолета МИГ-9, выпуск которого был прекращен в 1948 году. Но Лиознова добилась того, чтобы специально для фильма самолет был восстановлен до летного состояния. Когда дело касалось ее работы, «бой-баба» (как Татьяну Михайловну часто называли коллеги) и слышать ничего не хотела о компромиссах.
Невзирая на то, что язык фильма с его поучительным закадровым текстом и несколько пафосными интонациями сегодня уже не производит должного впечатления на зрителя, после его просмотра остается ощущение ностальгии по тем временам, когда люди не стеснялись патриотических чувств. Зрителям «Московской премьеры» фильм представили актеры Светлана Светличная и Лев Барашков. В картине «Им покоряется небо» Светличная сыграла, пожалуй, наиболее драматическую роль в своей актерской карьере, и было это задолго до того, как после «Бриллиантовой руки» на нее повесили ярлык «секс-бомбы» советского экрана. Перед показом фильма в Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна Светличная буквально сыграла эту роль заново. «Татьяна Михайловна научила меня любить в кино детали, - поделилась актриса. – Я много приобрела, работая с другими режиссерами, но школу актерскую, женскую и человеческую я прожила благодаря Лиозновой».
Ретроспектива завершилась фильмом, который стал экзаменом по мастерству не только для молодой Татьяны Лиозновой, но и для целого поколения звезд советского кино – «Молодая гвардия» Сергея Герасимова. После выхода картины на экраны в 1948 году страна узнала имена его учеников Ноны Мордюковой, Инны Макаровой, Вячеслава Тихонова, Сергея Бондарчука, Клары Лучко и других. 22-летняя Лиознова трудилась на фильме в качестве режиссера-практиканта. Своего строгого мастера она не устает вспоминать с благодарностью и гордостью: «Лучшего учителя нельзя было и вообразить. Всю жизнь меня хвалил. После каждого экзамена приговаривал: «Ну что, мужики, Лиознова опять вас обскакала?»
Другие статьи по теме Международный фестиваль кино стран Содружества Московская премьера
05.12.2022
Фестиваль Московская премьера назвал победителей
30.11.2022
Фестиваль Московская премьера откроется фильмом Алексея Федорченко
04.04.2022
Минкультуры России поддержит более 50 мероприятий в сфере кино
10.09.2013
11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера»: Лауреаты
28.08.2013
«Московская премьера 2013»: Программа
Реклама