Волков бояться — Триера не cмотреть
Переспав, прости меня Господи, ночь с фильмом Ларса фон Триера «Антихрист»; пережив страшный сон о том, как остался в незнакомом городе без вещей, денег и документов; и встав со «взрывом макаронной фабрики» на голове, понял: ничего после смотреть не хочешь категорически. Ну да, была «Малая Москва» Вальдемара Кшистека (Польша; основной конкурс), качественно сделанная зрительская лента, запоздавшая с антитоталитарным пафосом лет на пятнадцать... Cмутно помню «День Виктории» канадца Дэвида Безмозгиса (программа «Русский след») с местечковой русско-еврейской семьей и тысячу раз обыгранными сюжетными ходами американского независимого кино... Под финал седьмого рабочего дня заблеяли козы и замычала буйволица из армянской «Границы» (ретроспектива Арутюна Хачатряна)... Но всё блекнет и меркнет по сравнению с тем, что устроил зрителю этот славный дядька из города Копенгагена.
Для меня лично понятно, почему каннская, европейская публика не приняла фильм «Антихрист». Не из-за натуралистических, садомазохистских сцен. Просто она привыкла, что мейнстрим (триллеры, фильмы ужасов) комплексы людские эксплуатирует, выбивая из них деньги, а так называемый арт - хаус комплексам потакает, эстетизирует их (среди интеллектуалов, киноведческой и кинокритической братии немало людей, которые кино без извращений и шокирующих эпизодов и за кино не считают, что греха таить). Триер же без особого трепета выставил тёмную сторону человеческой натуры напоказ, но для того, чтобы освободить и даже направить к просветлению. Напомнить, что остались такие понятия на белом свете, как чистота и невинность. Вот так, ни больше, ни меньше.
Психотерапевтический сеанс Ларса фон Триера с посвящением Андрею Тарковскому под завязку наполнен фрейдистскими мотивами, и потому эпизоды, которые обычному зрителю могут показаться порнографичеcкими, не имеют отношения к обычной «порнухе» c интернетовских сайтов. Думается, Андрей Арсеньевич поёжился бы от триеровской откровенности, но образом Эдема заинтересовался бы — cтрашный лес «Антихриста» по сути напоминает зону «Сталкера». Лес, так же, как и в фильмах Тарковского, трепещет и волнуется перед тем, как явить героям нечто, не укладывающееся в рамки разумного — то косулю с мертвым ягненком, болтающимся под хвостом (символ Скорби), то говорящего лиса (символ Боли), то каркающего ворона (символ Отчаяния). Когда лис зловещим голосом возвещает: «Хаос правит всем», неожиданно становится смешно. А когда одержимая жена на вопрос мужа «Ты меня убьёшь?», отвечает: «Нет, ещё рано», становится ещё смешнее. Арт - хаусный «ужастик» Триера — не об Антихристе только, но и о Христе. Как и в предыдущих полотнах, выдающийся режиссёр ведет трудный разговор с Богом, проецирует его промысел на сложную человеческую природу. В «Антихристе» Триер, как мне кажется, даже перегнул палку, сгустив всю темноту на женщине (в отчаянном исполнении Шарлотты Гейнсбур). Мужчина (Уиллем Дефо) - воплощение света и разума, по логике Триера. Ещё немного и режиссёр станет религиозным фанатиком-неофитом, если бы не неистребимая «северная» ирония — остаётся дьявола, Антихриста убить. В просветлённом финале герой прощается со Скорбью, Болью и Отчаянием и встречается с душами убиенных женщин...
Тот, кто посмотрит «Антихриста», испытает шок не от того, что он увидит на экране. Он испытает шок от самого себя. Дай бог, если этот шок пойдёт ему на пользу.