Англичане в гостях у Эйзенштейна
3 мая 2009 года в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна в рамках программы «КИНО BRITANIA» прошла встреча британских и российских режиссеров. Российскую сторону представлял Андрей Кончаловский, британскую – Стивен Фриерс, Марта Файнс, Майкл Найман и Дэнни Мойниган. В обсуждении также приняли участие российские киноведы Кирилл Разлогов и Виктор Матизен.
Напомним, что 2 и 3 мая 2009 года у зрителей была возможность увидеть замечательные фильмы британских режиссеров, такие как «Хромофобия» Марты Файнс и «Грязные прелести» Стивена Фриерса. Также был показан «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, записанный в музыкальном сопровождении Майкла Наймана.
В целом обсуждение представляло собой обмен опытом и знаниями, у британских кинематографистов восполняющим пробелы о том, что представляет собой современное российское кино, а у российских – как обстоит дело с кинопроизводством в Великобритании. Андрей Кончаловский, начавший обсуждение, высказал мысль о необходимости диалога культур и важности понять другу друга. Но, к сожалению, получается это редко: берясь за экранизацию русской классики, британцы превращают ее во что-то другое, а русские режиссеры, осуществляя экранизацию британской литературы, тоже кардинально ее трансформируют.
Как отметила Марта Файнс, снявшая десять лет назад фильм «Онегин», во время ее предыдущего визита в России каждое интервью неизменно начиналось с вопроса о том, «что такое загадочная русская душа». К дискуссии подключились Стивен Фриерс и Андрей Кончаловский, но так и не смогли прийти к общему выводу о сущности русской души, что лишний раз свидетельствует о том, что она действительно загадочная.
Обсуждались и более прозаические, но очень насущные проблемы: как найти деньги на постановку. Оказалось, что и в Британии с этим не меньше проблем, чем в России, и виной тому не только кризис, но и политика прокатчиков, которые хотят показывать в кинотеатрах исключительно развлекательную продукцию и потому оказывают сопротивление фильмам с ярко выраженным творческим началом.
Поэтому, как отметил Андрей Кончаловский, «пришло время снимать фильмы стоимостью 10 тысяч долларов», потому что главное в кино – это идея, и для ее реализации не обязательно затрачивать огромные финансовые средства. Словно в подтверждение этих слов показали фильм «Россия 88» (картину представили режиссер Павел Бардин и исполнитель главной роли актер Пётр Фёдоров), на просмотр которого остались некоторые из британских кинематографистов, в частности, Майкл Найман.
Что же касается итогов встречи, то можно сказать, что она безусловно способствовала налаживанию культурных связей между Россией и Великобританией, а потому на следующем фестивале «КИНО BRITANIA», который состоится в следующем году, нам вновь стоит ждать насыщенной программы и интересных мероприятий.
Другие материалы о библиотеке киноискусства им. С.М.Эйзенштейна и фестивале «Николай Гоголь. Кинематографические раритеты»:
Вениамин Смехов на фестивале Гоголя в Библиотеке киноискусства
«КИНО BRITANIA» в Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна
Вениамин Смехов на фестивале Гоголя, презентация книги про А.Абдулова в Библиотеке киноискусства
Диалоги с Павлом Руминовым в библиотеке киноискусства
Авангард Леонтьев на фестивале Гоголя в Библиотеке киноискусства
Расписание показов в библиотеке киноискусства на 21-24 апреля 2009
Фестиваль Гоголя и показ призеров "Ники" в библиотеке
«Николай Гоголь. Кинематографические раритеты»: расписание показов с 7 по 10 апреля 2009
«Николай Гоголь. Кинематографические раритеты»: Норштейн, Виктюк и другие