“Белые столбы”, опус XIII: думать, но не напрягаться
27 января состоялась церемония открытия XIII фестиваля архивного кино “Белые столбы”. Она началась с традиционной подборки фрагментов в рубрике “Великие столетия” (cреди них – необыкновенной красоты отрывок из “Вечерних посетителей” “столетника” Марселя Карне) и продолжилась горьким и резким выступлением Владимира Дмитриева, заместителя генерального директора Госфильмофонда.
Фестиваль, который не был тщательно подготовлен (в кризисное время “глубоко безнравственно устраивать карнавалы”), организован всего за две недели. Он будет предельно простым, ясным, cкромным, “без всяких фокусов и завитушек”. И действительно, по простоте и лаконичности церемония открытия тринадцатых “Белых Столбов” даст фору многим фестивалям: так, не было пространных официальных приветствий и посредственного качества эстрадных номеров, что, несомненно, пошло камерному, непафосному мероприятию, в общем-то, на пользу.
“Белые Столбы” в “кризисном формате” станут фестивалем-семинаром, основной упор делается на обсуждения и аналитические способности гостей и участников. Жёсткую направленность на анализ настоящего и будущего России, её интеллектуального фонда поддержал неигровой фильм 2008 года “Pro молодёжь” (режиссёр – Наталья Яковлева, киновед и сотрудник Госфильмофонда; напомним, что “pro” по латыни означает “за”, в защиту). Единственной надеждой оставалась и остаётся молодёжь – не “огламуренная” средним классом и не ушедшая в затяжной социальный протест, лишённая прекраснодушия, но не утратившая способности мыслить. Если принять во внимание, что фильм открытия задаёт определённый тон всему фестивалю, то на тринадцатом “опусе” мы будем, по возможности “не напрягаясь” (по совету одного из многочисленных представителей “pro молодёжи”) всматриваться в экран и думать о том, как жить дальше.