АртДокФест 2007: самые яркие неформатные документальные фильмы всех жанров и направлений
6-12 декабря пройдет фестиваль авторского документального кино АртДокФест, учрежденный в 2007 году. На фестивале особый упор делается на привлечение широкой зрительской аудитории. АртДокФест – одна из немногих в Москве площадок, представляющих самые яркие неформатные документальные фильмы всех жанров и направлений.
Основной конкурс: В конкурсной программе АртДокФест участвуют фильмы со всего мира. Прежде всего это фильмы, чьи авторы ставят перед собой задачу развития кино языка документального кино. Открывают новые формы и образы. Отказываются в своем творчестве от общепринятых шаблонов, приемов и штампов. Не признают утвержденные телевизионными каналами форматы. Вторгаются в закрытые пространства, вскрывают болевые точки современного мира. Идут в разрез с установленными представлениями и догмами. Создают яркие кино произведения расширяющие горизонты кинематографа завтрашнего дня. Это фильмы, снятые на любых носителях и любой продолжительности.
В этом году в конкурсной программе участвуют следующие картины:
1. «9 забытых песен»
2. «52 процента»
3. «Банный день»
4. «Без войны»
5. «Вечная репетиция»
6. «В лето 7515-е от сотворения мира»
7. «Добро пожаловать в Энурмино!»
8. «Идише мама»
9. «Лирика»
10. «Мальки и мамки»
11. «Между медведем и волком»
12. «Один в четырех стенах»
13. «Отбытие»
14. «Пограничное состояние»
15. «Поднебесье»
16. «Представление»
17. «Прыжок»
18. «Ракушка»
19. «Синхроны»
20. «Следующее воскресенье»
21. «Человек из меди»
Внеконкурсная программа: В рамках фестиваля проходит не менее пяти специальных программ. Каждый день проводятся круглые столы с участием прессы, мастер классы и презентации. Работает единственный в России шоу кейс документального кино, в котором представлено более 3 000 наименований фильмов и программ.
«ПРЕДВКУШЕНИЕ»
Программа, предшествующая конкурсным просмотрам. В программу включены фильмы, представленные на соискание Премии «Лавровая ветвь»-2008 в номинации «Арт-кино». Фильмы, представляющие документальную среду (вполне питательную), среди которых зрители имеют шанс найти свои «деликатесы».
"Травматизм" Наталья Меркулова – 25 минут
"Россошь... Регтайм" Пулат Ахматов – 52 минуты
"10 000 километров" Андрей Стволинский – 36 минут
"Такая жизнь" Максим Дубовицкий – 20 минут
"Барониха и барон" Надежда Попова – 22 минуты
"Зина жила - была" Александр Белобоков - 26 минут
"Восхождение" Павел Медведев – 58 минут
"Свадьба для чайников" Владимир Логинов – 59 минут
"Не от мира сего" Владимир Головнев – 23 минуты
"Дом на реке" Феликс Якубсон – 52 минуты
"Москвадва" Максим Гуреев – 20 минут
"Опаньки" Виктор Наймушин – 16 минут
"Охота за ворота" Наталия Мещанинова – 55 минут
МУЗDOC музыка в документальном кино
Лучшие умы, руки и глаза мировой кинодокументалистики бьются над проблемой обновления ее языка – поскольку напор визуального из всех медиа- и виртуальных щелей нарастает и ставит перед документальным кино вопрос о самосохранении. Но пока они –умы, глаза и руки – заняты, мы намерены всмотреться в кино, значительной содержательной и выразительной составляющей которого стала музыка. Не кроется ли ответ на тягостные документалистские вопросы в «муздоке» – в его ритмическом монтаже, экспрессивной съемке, в конце концов, в его вроде бы скромной вторичности – по отношению к главному герою, музыке?
«Танцуй, черная Америка» Д. А. Пеннебейкер
«Зеленый театр в Земфире» Рената Литвинова
«Да будет свет!» Мартин Скорсезе
«Грязь и ярость» Джулиэн Темпл
«Пьяный матрос» Сергей Бодров
«ЯЩИК 2008» - Избранное
С кем не поговоришь, никто, оказывается, не смотрит телевизор. При этом непонятно, откуда берутся все эти заоблачные «доли» и рейтинги, о которых неизменно рапортуют социологи. Однако, симптоматично, что смотреть телевизор стало несколько… немодно. Тем временем наше ТВ, вопреки культу «долей» и рейтингов, еще в силах поставлять пищу для пытливого ума. В программу «Ящик-2008» она и вошла – «пища» для неспокойного телезрителя, для того, кто еще не поставил на ТВ крест… Фильмы, обладающие большим, чем требуют телеформаты, потенциалом – эстетическим, публицистическим, иногда потенциалом скандала, а, бывает, даже и философским. Словом, смысл программы – показать, что «ящик» наш не только то, во что российское общество рискует «сыграть».
Премия «Лавровая ветвь» представляет наиболее яркие телефильмы года:
"У нас здесь как сад, никакой печали" Культура
Авторы Михаил Демуров, Виктор Эпштейн – 52 минуты
"Жизнь на ощупь" ТВЦ
Автор Михаил Дегтярь – 30 минут
"Проклятые вопросы бытия" ГТРК Новосибирск
Автор Павел Головкин – 23 минут
"Холотропное дыхание. Тайна рождения" ТНТ
Автор Эдуард Сагалаев – 48 минут 29 секунд
"Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй" Первый канал
Авторы Наталия Гугуева и Аркадий Коган – 52 минуты
"Гибель Империи. Византийский урок" РТР – Россия
Автор Архимандрит Тихон (Шевкунов) – 70 минут
"Продавец крови" РЕН-ТВ
Автор Елена Погребижская – 48 минут
«Выбор Роднянского» Мировая документалистика – Избранное
Программа составлена Председателем жюри АртДокФест 2008 из документальных картин повлиявших на его формирование как режиссера документалиста.
«Улица Поперечная» Ивар Селецкис
«Первая любовь» Кшиштоф Кислевский
«Высший суд» Герц Франк
«Без солнца» Крис Маркер / Sans Soleil Chris Marker
«Коянискаци» Годфри Реджио / Koyaanisgatsi Godfrey Reggio
МИРОВОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО ИЗ НИОНА
Фильмы кинофестиваля Visions du Réel («Образы реальности», г. Нион, Швейцария)
Неигровое кино сейчас – это шоу или исследование? Оно обязано быть честным с героем или имеет право на провокацию? Где границы между игровым и неигровым кино? И между автором и рассказчиком? Вообще, в чем природа искусства документалистики? Вопросами такого рода и задается кинофестиваль Visions du Réel, один из самых уважаемых в мире. А потому программа, составленная из фильмов, показанных на фестивале последние 5 лет, не только дает представление о лучших образцах мировой документалистики. Она еще и демонстрирует, насколько же это мировая штука, неигровое кино. Сколько в нем на самом деле игры; как неожиданно и революционно в нем работают мастера кино игрового; на какую оно способно откровенность – вплоть до эксгибиционизма; как оно одно может сопереживать одинокому человеку…
Программу представляет директор Visions du Réel Жан Перре, неугомонный исследователь ресурсов языка неигрового кино и отважный программер. Не упустите шанс получить порцию подлинно мирового из первых рук.
Фестиваль «Visions du Réel» г. Нион Швейцария представляет актуальную мировую документалистику:
«Дневник женатого человека»
Diary of a Married Man
«Корсет Наоми»
Ha Hagora Chel Naomi
«Магазинчик Роже Тупена»
Roger Toupin, épicier variété,
«Первый день»
The First Day
«Письмо от желтого цветка вишни»
Letter from a Yellow Cherry Blossom
«Пять»
Франция – Иран
«Тень»
Kage
Учредителями фестиваля являются Союз кинематографистов России и дирекция Национальной премии в области неигрового кино Лавровая ветвь.
Президент фестиваля - член Российской академии телевидения ТЭФИ, член Российской кино академии Ника, кинорежиссер и продюсер Виталий Манский
Директор программ - кинокритик, представитель IDFA в России Виктория Белопольская
Жюри :
Александр Роднянский – председатель
Татьяна Друбич
Олег Кулик