Информационный портал
для профессионалов кинобизнеса
Реклама
15 января 2025 14:05

Сандэнс 2025: 15 премьер фестиваля, выбор ПрофиСинема

Сандэнс 2025: 15 премьер фестиваля, выбор ПрофиСинема

23 января 2025 года в США стартует первый важнейший кинофорум сезона, фестиваль независимого кино Сандэнс. В этом году тут планируется сильнейшая документальная программа. ПрофиСинема рассказывает об интересе фестиваля к неигровому кино и о других самых ожидаемых его премьерах.

Особо впечатляющий документальный контент, похоже, сконцентрирован в конкурсе мировой документалистики. Тут есть кино, посвященное всем самым актуальным политическим проблемам и войнам — тому, что происходит в Израиле и Палестине, в России и Украине, в Сирии (об этом на ПрофиСинема уже выходил отдельный материал). Тут же заявлены, например, «Cutting Through Rocks» / «Сквозь камни» Сары Хаки и Мохаммадрезы Эйни об Иране и о первой иранской женщине, избранной главой совета своей деревни, и о том, как эта женщина пытается сломать архаичные патриархальные традиции, включающие детские браки и запрет девушкам ездить на мотоциклах. Своеобразная рифма — «Премьер-министр» / «Prime Minister» Мишель Уолши и Линдси Утц о популярном политике недавнего прошлого, экс-премьере Новой Зеландии Джасинде Ардерн — самой молодой женщине, занимавшей пост главы правительства, и о пяти бурных годах ее пребывания у власти, пришедшихся, в том числе, и на времена пандемии коронавируса.

В конкурсе много интересного неигрового кино, посвященного и внутренним американским темам. В программе Американское документальное кино покажут фильмы о национальных спорах по проблемам эвтаназии («Жизнь после» / «Life After» Рида Дэвенпорта, обладателя наград Сандэнса и Independent Spirit Awards), о праве на самооборону Stand your ground и чем оно может закончиться («Идеальный сосед» / «The Perfectr Neighbor» обладательницы премий Эмми и George Foster Peabody Awards Гиты Гандбхир). Документалистика есть и в программе сериалов Эпизоды. Тут покажут историю о том, как политика разделяет даже подружек-школьниц в колеблющемся штате Пенсильвания («Округ Бакс» / «Bucks Country» оскароносных Барри Левинсона и Роберта Мэя). И о том, как один человек из системы может перековаться и начать с системой бороться — «Никогда не попадайся!» / «Never Get Busted!» Дэвида Энтони Нго о Барри Купере, полицейском из Техаса, который работал в отделе по борьбе с наркотиками, а затем, столкнувшись с коррупцией в этой сфере, ушел в отставку, потом в активизм и принялся успешно с этой коррупцией бороться.

Сквозь камни / Cutting Through Rocks

С одним из потенциальных хитов фестиваля случилось нечто вроде скандала, хотя никто официально скандалом это не называет. В расписании Сандэнса значился «Мужчина на шесть миллиардов» / «The Six Billion Dollar Man» Юджина Джареки об основателе WikiLeaks Джулиане Ассанже. Фильм готовили давно, не без оснований предполагали, что он станет громкой премьерой в Юте. Но в конце декабря режиссер выпустил специальное заявление, сообщив, что премьеры не будет — дескать, в истории случились неожиданные события, и фильм не успеют  перемонтировать к январю. Понятно, причина в том, что Джулиан Ассанж пошел на сделку с Минюстом США. Он признал себя виновным по некоторым пунктам и получил срок, который фактически уже отбыл в тюрьме в Лондоне. Но о сделке стало известно в середине лета, а значит авторы фильма имели достаточно времени для того, чтобы просчитать свои возможности и понять, стоит им анонсировать премьеру в Сандэнсе или нет. Другой вопрос, что наверняка по условиям сделки Ассанж может быть связан определенными ограничениями на высказывания и комментарии по поводу своей истории. Не исключено, авторы фильма до последнего пытались понять, может быть, даже торговаться по поводу того, что в фильме можно говорить и что нельзя. И в итоге не договорились.

Впрочем, интригующее кино, игровое и документальное, осталось в сетке фестиваля и без этого проекта. ПрофиСинема рассказывает еще о 15 премьерах, которые мы ждем с особым нетерпением.

«Атропия» / «Atropia», Хейли Гейтс (Американская драма)

Атропия / Atropia

Девушка идет по улочке ближневосточной деревни, мимо проезжает машина с американскими солдатами. Раздается взрыв, девушка в ужасе смотрит вокруг, на окровавленных раненых и мертвых. Но все тут, на самом деле, не то, чем кажется. Она — начинающая актриса, работает в тренировочной деревне, выстроенной на военной базе в Калифорнии для обучения солдат перед отправкой за границу, и считает, что ее талант пропадает зря в этой интерактивности, где роли женщин очень ограничены. С этим надо что-то делать.

Военная сатира «Атропия» — режиссерский дебют Хейли Гейтс, известной модели, актрисы «Претендентов» и третьего сезона «Твин Пикс». Титры вполне звездные. Продюсер — Лука Гуаданьино, в главных ролях — Алиа Шокат (звезда культовой «Задержки в развитии») и Каллум Тернер («Властелины воздуха»). 

«Картошка с капустой» / «Bubble & Squeak», Эван Твохи (Американская драма)

Картошка с капустой / Bubble & Squeak

«Bubble & Squeak», дословно «пузырь и скрип» — блюдо традиционной английской кухни, приготовленное из остатков других кушаний, чаще всего из картофельного пюре, пережаренного вместе с капустой. В его честь и назван фильм, по сюжету которого парочка в периоде кризиса брака подозревается в контрабанде капусты в страну, где капуста запрещена. 

Этот абсурдистский сценарий был в голливудском Черном списке 2020 года, а потом за него взялись продюсеры «Минари» Стивен Ян и Кристина О. Режиссер — дебютант Эван Твохи. В ролях — яркие комические актеры Химеш Патель, Сара Голдберг, Мэтт Берри, а также Дэйв Франко. 

«Прости, детка» /  «Sorry, Baby», Эва Виктор (Американская драма)

Прости, детка / Sorry, Baby

Фильм от продюсера Барри Дженкинса («Лунный свет») и режиссерский дебют звезды «Миллиардов», актрисы и писательницы Эвы Виктор. В ролях — сама Виктор, а также Лукас Хеджес (номинация на Оскар за «Манчестер у моря») и Наоми Аки (Каннский приз Шопар лучшей молодой актрисе). Сюжет вращается вокруг двух подруг, одна из которых предается страшным воспоминаниям, связанным с ее наставником. Фильм анонсируется как болезненная драма с элементами черной комедии.

«Марли Мэтлин: больше не одна» / «Marlee Matlin: Not Alone Anymore», Шошанна Стерн (Американское документальное кино)

Марли Мэтлин: больше не одна / Marlee Matlin: Not Alone Anymore

Марли Мэтлин — знаменитая американская актриса, обладательница множества премий, первая из слабослышащих, получившая премию Оскар (из ее недавних ролей — мама в «CODA: Ребенок глухих родителей»). Ей сегодня около 60 лет, а слава вместе с оскаровской статуэткой свалилась на нее, когда ей едва исполнилось 21. Мэтлин стала образцом для подражания для слабослышащих всего мира. У нее миллионы поклонников, среди них и постановщица этого документального проекта Шошанна Стерн (которую когда-то пример Мэтлин и вдохновил пойти в киноиндустрию). Размышляя о жизни на своем родном языке — американском языке жестов — Марли размышляет о сложности быть первопроходцем.

«Хищники» / «Predators», Дэвид Осит (Американское документальное кино)

Хищники / Predators

Фильм о культовом американском телешоу «Поймать хищника» / «To Catch a Predator», шедшем на NBC в нулевые. Ведущий и его команда находили в интернете желающих заняться сексом с несовершеннолетними, заманивали их на свидание и разоблачали перед камерой. Поставных «жертв» играли актеры и актрисы, способные в силу особенностей внешности сойти за детей 12-15 лет.  Авторов критиковали за грязный тон и провокации, в которых участвовали полицейские (провоцирование органами власти потенциальных преступников были признаны незаконным американским судом еще в 1932 году). В итоге шоу было закрыто после того, как один из разоблаченных гостей (кстати, помощник прокурора по роду занятий) покончил с собой. В середине десятых последователи шоу возродили подобные «эксперименты социальной справедливости», снимая видео для соцсетей, но их высмеяли, и они быстро вернулись к стандартным пранкам. В последнее время, как утверждает автор фильма Дэвид Осит, подобные ролики снова появились на  видеохостингах, а для заманивания потенциальных педофилов теперь используют и настоящих детей.

«Невесты» / «Brides», Надя Фолл (Мировая драма)

Невесты / Brides

Режиссерский дебют в кино знаменитой театральной постановщицы, главы лондонского театра Young Vic Нади Фолл. Фильм снимался при поддержке BFI, это совместное производство Великобритании и Италии, а его продюсер — оскаровская номинантка Ники Бентам. Сама выросшая на Ближнем Востоке, Фолл написала и сняла историю о двух девочках-подростках, пытающихся нелегально попасть в Сирию и начать там новую жизнь. Интересно, как смотрится этот фильм сегодня, когда ситуация в Сирии радикально изменилась за последние месяцы.

«Свет» / «LUZ», Флора Лау (Мировая драма)

Свет / LUZ

Второй фильм уроженки Гонконга Флоры Лау. Ее полнометражный дебют показали в каннском Особом взгляде еще в 2013 году, затем он прошелся по полусотне фестивалей, завоевал множество наград. Новости о ее втором проекте, драме с Изабель Юппер в главной роли, появились пять лет назад. Многие полагали, что он также отправится в Канны. Но в итоге фильм отдали в Парк-Сити. По сюжету действие происходит в Чунцине и Париже, одна героиня ссорится со своей больной мачехой, вторая ищет на городских улицах дочь. Оператор фильма — Бенхамин Эчасаррета («Глория» и «Фантастическая женщина» Себастьяна Лелио).

«Опус» / «Opus», Марк Энтони Грин (Полночь)

Опус / Opus

Много лет назад знаменитый музыкант пропал при загадочных обстоятельствах и исчез из поля зрения публики. Но однажды молодая журналистка получает от него приглашение посетить его виллу. Она ищет идеальную историю для своей статьи и едет. Видимо, зря. 

В главной роли в этом хорроре снимались Джон Малкович и Айо Эдебири, обладательница Золотого глобуса и прежде всего комическая актриса и писательница («Медведь», «Театральный лагерь», «Чем мы заняты в тени»). Автор фильма — дебютант Марк Энтони Грин, журналист американского GQ. Его сценарий был так убедителен, что за него взялась компания А24, один из главных поставщиков оскаровского кино последних лет.

«Ловушка для кролика» / «Rabbit Trap», Брин Чейни (Полночь)

Ловушка для кролика / Rabbit Trap

Супруги-музыканты переехали из Лондона в загородный домик в Уэльсе, чтобы без помех завершить запись новой работы. И там они случайно записывают некий мистический звук, который до сих пор не слышал никто. Вскоре в их жизни появляется странный ребенок, постепенно отрывающий их от реальности. Пара оказывается зажатой между духами природного мира и жизнью, которую они когда-то знали.

В ролях — Дев Патель и Рози МакЭвен, а в числе продюсеров этого хоррора — Элайджа Вуд. Режиссер — Брайан Рис Чейни, чьи короткометражки систематически попадали в программу Берлинале и даже выигрывали ее. Американо-британская «Ловушка для кролика» — его первый полный метр, также прошедший через лаборатории Берлинского кинофестиваля. Видимо, поэтому после премьеры в Парк-Сити фильм отправится и на Берлинале тоже. А кроме того, он уже куплен в Россию, релиз намечен на 2025 год (прокатчик — Про:взгляд). 

«Последние дни» / «Last Days», Джастин Лин (Премьеры)

Последние дни / Last Days

Остров Норд-Сентинел, входящий в состав Андаманских островов, населен племенем, отказывающимся вступать в контакты с миром и угрожающим смертью любому гостю с большой земли. Остров находится под протекторатом Индии, и власти запрещают приближаться к нему, защищая жителей прежде всего от патогенов, к которым у них, вероятно, нет иммунитета и которые могут быть для них смертельными. Но однажды один американский евангелист решил отправиться на остров и обратить дикарей в христианство. Историю о том, как его пытались остановить и чем все закончилось, снял Джастин Лин. С этим проектом режиссер франшизы «Форсаж», чьи фильмы собрали в сумме астрономические $4,5 млрд, решил вернуться в инди-кино.

«Нечто в перьях» / «The Thing with Feathers», Дилан Саутерн (Премьеры)

Нечто в перьях / The Thing with Feathers

Литератор и отец двух мальчиков пытается справиться с внезапной смертью жены, теряя при этом связь с реальностью. Ему кажется, что в потаенных уголках его квартиры прячется нечто зловещее, существо, похожее на ворону, которое будто стало частью жизни семьи.

Арт-хоррор «Нечто в перьях» впечатляет количеством громких имен в его истории. Это экранизация бестселлера британца Марса Портера «Скорбь — это нечто с перьями», а писатель в свою очередь отсылал аудиторию к творчеству важнейшего британского поэта Теда Хьюза и главной американской поэтессы Эмили Дикинсон (строчка из стихотворения которой и дала название роману). Сначала книгу с успехом адаптировали для сцены, а главную роль сыграл Киллиан Мерфи. Режиссер Дилан Саутерн в своем фильме снял Бенедикта Камбербэтча, актер называл «Нечто в перьях» «самой проникновенной историей о семье, охваченной горем». 

«Поезд мечты» / «Train Dreams», Клинт Бентли (Премьеры)

Поезд мечты / Train Dreams

Начало XX века. Роберт Гренье — поденный рабочий, который трудится на строительстве железной дороги в США. Вынужденный проводить длительное время вдали от жены и маленькой дочери, он отчаянно пытается найти свое место в стремительно меняющемся мире. 

Любовь на фоне эпохи, большая американская драма в самой популярной у публики секции Сандэнса. «Поезд мечты» — экранизация романа важного американского писателя Дениса Джонсона. Режиссер — открытый несколько лет назад именно в Парк-Сити Клинт Бентли («Жокей»). В главных ролях — Джоэл Эдгертон и Фелисити Джонс.

«Поцелуй женщины-паука» / «Kiss of the Spider Woman», Билл Кондон (Премьеры)

Поцелуй женщины-паука / Kiss of the Spider Woman

В камере двое заключенных — люди, скорее всего, не встретившиеся бы при иных обстоятельствах. То, что не дает им сойти с ума — разговоры о кинозвезде, самая известная роль которой — женщина-паук, убивающая своих жертв поцелуем. 

Среди премьер Сандэнса новая экранизация культового романа аргентинца Мануэля Пуига. В ролях — Диего Луна и Дженнифер Лопес, последняя вместе с Беном Аффлеком и Мэттом Дэймоном продюсировала проект. Это вторая экранизация романа — первая от Эктора Бабенко в свое время принесла оскаровскую статуэтку Уильяму Херту, и вообще это был первый независимый фильм, выдвинутый в главной номинации премии американской киноакадемии. 

«Очи» / «The Legend of Ochi», Исайя Сэксон (Утренний сеанс)

Очи / The Legend of Ochi

Девочка Юри живет в деревне на острове, где взрослые учат ее и других детей не выходить из дома после наступления темноты. Люди боятся очи — ушастых существ, напоминающих Йоду. Но девочке удается подружиться с молодым очи. По мере того, как отношения между новыми друзьями крепнут, становится понятно, почему островитяне боятся этих существ и какую угрозу они могут представлять.

Американо-финское фэнтези от человека, которому когда-то звонила и просила снять ей клип сама Бьорк. Сэксон — один из основателей анимационной студии Encyclopedia Pictura и интернет-сообщества DIY.org, «Очи» — его первый полный метр. В ролях — Уиллем Дефо и Эмили Уотсон, и играют они персонажей с именами Максим и Даша, а также в титрах значатся герои с именами Иван, Олег, Глеб, Влад и Павел. Фильм уже купила А24. Все вместе это выглядит очень интригующе. «Очи» выйдет в российский прокат 27 февраля (Дистрибьютор — Экспонента)

«Хэл и Харпер» / «Hal & Harper», Купер Рэфф (Эпизоды)

Хэл и Харпер / Hal & Harper

Сериал от Купера Рэффа, входящего в различные списки «самых-самых» (типа «авторы, за кем надо следить» от Variety и «30 до 30 лет» от Forbes), а также создателя «В ритме ча-ча-ча» с Дакотой Джонсон — мелодрамы, которая выиграла приз зрительских симпатий на Сандэнсе три года назад и была куплена Apple TV+ за $15 млн. Его сериал — комедия про отца-одиночку и двух его детей, которых он заставляет расти слишком быстро. Настолько быстро, что двух этих малолетних сиблингов сыграют взрослые актеры (брата — сам режиссер). В роли отца — Марк Руффало. 

Кинофестиваль независимого кино Сандэнс пройдет в штате Юта и частично онлайн на всей территории США с 23 января по 2 февраля. Его победители станут известны вечером 1 февраля.

Автор:
Марина Латышева

Другие новости по сюжету Сандэнс 2025

Все новости о фильмах

Другие статьи по теме Национальный американский фестиваль независимого кино Сандэнс

Фоторепортажи по теме Национальный американский фестиваль независимого кино Сандэнс

Авторизуйтесь, чтобы добавить свой комментарий
Реклама