Канны 2024: Тьерри Фремо о «Мегалополисе», забастовках, политике и возвращении Netflix
3 апреля, за неделю до пресс-конференции, посвященной объявлению официальной программы 77 Каннского кинофестиваля, директор киносмотра Тьерри Фремо дал интервью Variety, в котором рассказал о своих ожиданиях от предстоящего мероприятия.
Фремо сообщил, что в этом году на 20% выросло количество присланных фильмов, а общее число заявок, представленных на отбор фестиваля, оказалось больше 2000.
3 апреля стало известно, что фильмом открытия Канн 2024 станет новая работа Квентина Дюпье «Второй акт». «Квентин Дюпье – представитель нового поколения французского кино», – сказал Фремо. Он также добавил, что международных проектов для открытия фестиваля предложено не было, при этом, фильм открытия должен выйти в прокат во французских кинотеатрах в тот же день, когда его представят в Каннах.
Не обошли стороной в интервью и последствия забастовок гильдий актеров и сценаристов Голливуда. Из-за них количество американских лент в грядущих Каннах будет значительно меньше представлено, чем в прошлые годы. По словам Фремо, в Голливуде все уже смотрят на 2025 год, считая 2024 год «годом перерыва». Многие американские картины, изначально запланированные на 2024, выйдут в прокат в 2025 году.
Но голливудское кино по-прежнему будет присутствовать на киносмотре, например, в виде блокбастера «Фуриоса. Хроники Безумного Макса» Джорджа Миллера, мировая премьера которого состоится 15 мая во время внеконкурсного показа в Большом театре Люмьер во Дворце фестивалей. Также, жюри этого года в Каннах будет возглавлять Грета Гервиг – американский режиссер.
«Она прекрасно воплощает дух Каннского кинофестиваля, благодаря своей страсти к кино и блестящему пути как в артхаусе, так и в больших студийных проектах. На мой взгляд, Грета Гервиг обладает креативностью и непредвзятостью поколения творческих людей, меняющих правила игры. Все это делает ее идеальным председателем жюри», — прокомментировал выбор Гервиг Фремо.
Одна из главных интриг предстоящей программы Канн – будет ли показан на набережной Круазетт «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, который уже демонстрируют продюсерам и дистрибьюторам в США. Фремо не дал четкого ответа – лишь сказал, что был бы очень рад увидеть долгожданный фильм легендарного режиссера на фестивале.
«С 1995 года мы с Френсисом всегда поддерживали связь, а недавно он получил премию Люмьера в 2019 году (фестиваль Фремо в Лионе). Он человек, который пережил все жизненные битвы, но при этом сохранил необыкновенный аппетит к жизни и кино. "Мегалополис" — проект, которого он так долго хотел добиться и делал это самостоятельно, как художник. Для меня будет честью приветствовать его снова в качестве режиссера, приехавшего представить свой новый фильм», — прокомментировал Фремо.
Еще один ожидаемый проект этого года — новая картина Йоргоса Лантимоса «Доброта в своем роде» с Эммой Стоун, тоже может попасть в программу Канн 2024. По крайне мере, Тьерри Фремо «очень сильно был бы рад увидеть его».
Международные фильмы «Анатомия падения» и «Зона интересов» были номинированы на Оскар 2023 в категории Лучший фильм. Фремо сообщил, что не совсем согласен с подобным решением — по его мнению, на главную награду Оскар должны претендовать американские фильмы, также, как на главную награду Сезар — только французские, а на Гойю — испанские. «Эти награды важны и могут укрепить национальное производство, а также стимулировать киноиндустрию в каждой стране», — добавил директор фестиваля.
Может ли Netflix вернуться в Канны? «Я надеюсь, что это так. Netflix с радостью примут на набережной Круазетт, и ничто не запрещает там их присутствие. Они могли бы прекрасно вписаться в фестиваль, например, показав свои ленты вне конкурса. Я снова обращаюсь к своему другу Теду (Тед Сарандос — коммерческий директор Netflix). Вернись!», — сказал Фремо.
Несколько слов Фремо уделил и принципам отбора картин на фестиваль. Отборщики, по его словам, руководствуются не понятиями «это хорошо» или «это не хорошо», а ставят вопросы: «Должен ли этот фильм быть представлен в Каннах или нет?», «Будет ли презентация в Каннах полезна для этого фильма?», «Что выбор этого фильма говорит о состоянии мирового кино?».
Был поднят вопрос и о количестве представленных на киносмотре женщин-режиссеров. Фремо отметил, что в Каннах, когда стоит выбор между двумя картинами, то всегда отдают предпочтение фильму, снятому женщиной-режиссером, потому что их не так много, как режиссеров-мужчин. При этом, добавил Фремо, женщин-режиссеров станет больше, если их появлению повсюду будут способствовать в мире, и особенно — в киношколах.
В этом году Берлинале был крайне политизирован. Отвечая на вопрос, может ли кинофестиваль быть сегодня политическим, Фремо отметил, что Канны никогда не переставали поощрять картины, которые затрагивают актуальные события.
«Жюри вручило две Золотые пальмовые ветви братьям Дарденн, две Золотые пальмовые ветви Кену Лоучу, одну Анджею Вайде во время польского кризиса 1981 года и одну Майклу Муру, осудившему войну в Ираке в 2004 году. "Военно-полевой госпиталь" Олтмена — обладатель Золотой пальмовой ветви 1970 года, был также отличным политическим фильмом. Фестиваль призван служить художникам, которые не боятся обнажать истинное лицо мира», — прокомментировал Тьерри Фремо.
Конкурсная программа 77 Каннского кинофестиваля будет анонсирована 11 апреля.
77 Каннский фестиваль пройдет с 14 по 25 мая 2024 года.