Берлинский кинофестиваль отбивается от обвинений в антисемитизме
На днях на заседание Консультационного Совета по культуре немецкой столицы пригласили руководителей Берлинале и сделали им внушение. Напомним, церемонию закрытия кинофорума назвали антисемитской, политики готовят санкции, дело дошло до суда. В общем, фестиваль закончился две недели назад, но, похоже, все только начинается.
KBB GmbH (Kulturveranstaltungen des Bundes in Berlin) управляет в том числе Берлинским кинофестивалем. В Совете 12 человек. Кроме министра культуры страны, представительницы партии «зеленых» Клаудии Рот и главы ее секретариата Андреаса Гергена туда входят другие представители федеральной и региональной властей, главы Немецкой киноакадемии и Государственных художественных собраний. Карло Шатриану и Мариетте Риссенбек осталось работать на посту содиректоров Берлинале меньше месяца. Но Совет вызвал их на свое заседание, поговорил с ними и зачитал принятую в итоге резолюцию.
Этот документ из семи пунктов, который цитирует Zeit, в частности содержит следующие тезисы. Совет сожалеет о событиях, произошедших во время церемонии награждения. Он просит Берлинале, чтобы в будущем с одной стороны для гостей и лауреатов была гарантирована свобода выражения мнений и свобода творчества в конституционно защищенных рамках, но с другой были соблюдены принятые в политике классификации. Совет уважает «независимые решения жюри в рамках кураторской ответственности». Но Берлинале должен оставаться местом, «свободным от ненависти, антисемитизма, расизма, исламофобии и любых форм мизантропии». Наконец, в финале резолюции выражается согласие с заступающей в апреле на должность новой главой фестиваля Тришей Таттл в ее высказываниях о необходимости «построения сильной руководящей команды». Что вообще можно воспринимать как насмешку над присутствовавшими на заседании Совета Шатрианом и Риссенбек.
Берлинский финал
Итак, на церемонии закрытия Берлинского кинофестиваля вечером 24 февраля некоторые лауреаты, получая награды, критиковали действия Израиля и призвали к немедленному прекращению огня в секторе Газа.
Например, лучшим в конкурсе Encounters был признан «Direct Action» / «Прямое действие», документальный фильм о французской политике и экологических активистах, и сорежиссер фильма Бен Расселл, получая награду, заговорил о ситуации в Газе, назвал действия Израиля геноцидом.
Награду лучшему документальному фильму вручили «No Other Land» / «Нет другой земли» израильтянина Юваля Абрахама и палестинца Базеля Адры. Это кино об активистах Палестины и Израиля, которые пытаются противостоять политике властей. Адра призвал прекратить поставки оружия в Израиль, а Абрахам говорил об апартеиде.
Наконец, Мати Диоп, создательница фильма-победителя Берлинале «Дагомея» / «Dahomey», также высказалась в поддержку Палестины, но как-то очень коротко и невнятно. Некоторые члены жюри прикололи к одежде таблички «прекратить огонь немедленно».
На следующий после церемонии день в социальных сетях фестивального раздела Панорама появились антиизраильские лозунги. А Шатриан и Риссенбек выпустили специальный пресс-релиз, в котором отмечалось следующее: фестиваль не разделяет односторонних позиций, но видит себя платформой для открытого диалога между культурами и странами, а потому будет терпимо относиться к мнениям, которые противоречат его позиции, при условии, что эти мнения не нарушают закон, потому что это демократия и с этим надо жить. Также в релизе сообщалось, что страницу Панорамы взломали, а Берлинале обратится в полицию, чтобы дело расследовали. Ведь среди прочего на сайте появился и лозунг «От реки до моря — Палестина будет свободной», признанный в стране экстремистским. Далее последовало заявление в полицию, и Управление по уголовным делам (LKA) уже начало расследование.
Немаловажно, что на старте церемонии выступала сама Риссенбек, которая коротко высказалась о теракте 7 октября 2023 года и о необходимости освобождения заложников, а затем гораздо больше времени потратила на рассуждения о действиях Израиля. В первом ряду сидела министр культуры Германии Клаудия Рот и аплодировала. Да, спустя полтора дня она изменит свое мнение и заговорит об антисемитизме, а еще через две недели будет председательствовать на Совете и выносить осуждающую все произошедшее резолюцию. Но в тот вечер она не протестовала.
При этом, как пишет немецкая пресса, фестиваль ни словом, ни какой-то специальной акцией не вспомнил о судьбе Давида Кунио. Он сыграл главную роль в фильме «Молодежь», прогремевшем в берлинской Панораме 11 лет назад. А 7 октября он оказался среди заложников, похищенных ХАМАС. Ни руководство Берлинале, ни министр культуры не обратили внимание аудитории на судьбу этого человека, хотя о том, что он среди заложников, им сообщили еще до начала фестиваля.
Реакция
Реакция последовала молниеносно, на следующее утро. Посольство Израиля и Центральный Совет евреев страны назвали некоторые прозвучавшие на церемонии речи антисемитскими. Единодушны были немецкие власти и политики буквально всех партий. Канцлер Олаф Шольц (СДПГ, Социал-демократическая партия Германии) назвал прозвучавшие со сцены критические заявления в адрес Израиля «односторонней позицией» и сказал, что любые дебаты по поводу военных действий в Газе должны иметь ввиду то, что это были ответные действия на теракт ХАМАС.
Министр юстиции Марко Бушман (СвДП, Свободная демократическая партия) раскритиковал уже сам Берлинале за то, что фестиваль допустил подобные заявления и не противостоял им, заявил, что в результате репутации кинофорума нанесен серьезный ущерб.
«После субботних событий мы должны задаться вопросом, может ли все так продолжаться и как мы будем с этим справляться в будущем», — сказала председатель Комитета по культуре Бундестага Анико Глоговски-Мертен (СвДП).
Генеральный секретарь ХСС, Христианско-социального союза, Мартин Губер назвал случившееся «позором». Мэр немецкой столицы Кай Вегнер (представитель ХДС, Христианско-демократического союза) счел историю на церемонии «неприемлемой релятивизацией», заявив, что в Берлине «антисемитизму нет места, и это относится и к арт-сцене».
Самым грозным стало выступление главы департамента культуры Берлина, музыкального менеджера, а ныне соратника мэра по ХДС Джо Чиало. После теракта ХАМАС и антисемитских инцидентов в Германии он уже предлагал увязать финансирование культуры с обязательством бороться с антисемитизмом, так как молчание культурной сцены страны его потрясло. Тогда его предложение не приняли, теперь же он намерен доработать свои идеи в правовом смысле и все же «пробить» их, чтобы и антисемиты, и другие сторонники различных дискриминаций больше не получали денег от государства.
Выступила и Клаудия Рот, которая в эфире Spiegel рассказала об «отвратительном открытом антисемитизме» среди левых радикалов. С ней особая история, так как ее в свою очередь критикуют как минимум за бездействие - об этом говорили в частности представители Всемирного еврейского конгресса, утверждая, что Рот сладострастно перечисляет случаи антисемитизма на культурных мероприятиях, но не берет на себя ответственность за то, что они происходили. И вспоминают, что за время ее правления такого рода истории случались одна за другой, самая громкая из них — скандал на международной выставке современного искусства Документа в Касселе осенью 2022 года. Тогда на инсталляции коллектива индонезийских художников нашли образы, напоминающие о временах геббельсовской пропаганды. Общественность возмутилась, инсталляцию убрали. Сейчас, после нового скандала, глава канцелярии Баварии Флориан Херманн вообще призвал ее уйти в отставку.
Высказалась и экс-министр культуры Моника Грюттерс — по ее словам события берлинской церемонии демонстрируют, что ответственные лица, «те, кто отвечает за культуру, директора [фестивалей], государственные чиновники особенно из сферы культурной политики, потерпели неудачу». Особой пикантности ситуации придает тот факт, что именно Рот знаменитые участники коллективного письма в поддержку Карло Шатриана обвиняли в том, что она вынудила нынешнего директора оставить пост, не продлив с ним контракт, хотя вроде бы обещала это сделать.
Впрочем, есть и мнения о том, что Германии и миру в целом надо как-то диверсифицировать термин «антисемитизм», не применяя его, как ковровую бомбардировку, ко всем несогласным с политикой правительства Израиля. Об этом, о необходимости различать критику власти страны и антисемитизм, в своем интервью Tagesspiegel говорил, например, известный историк Юлиус Х. Шепс, кстати, потомок знаменитой семьи Мендельсон-Бартольди.
По словам директора Образовательного центра Анны Франк Мерона Менделя, на церемонии Берлинале хватало односторонних антиизраильских высказываний, при этом не было ни единого слова сочувствия жертвам атаки ХАМАС и заложникам, но это не было антисемитским мероприятием, а набросившиеся на фестиваль политики лишь извлекают политическую прибыль своими символическими высказываниями, впрочем, искажение оптики у левых представителей искусства и культуры есть, и это проблема.
В общем, заступающей первого апреля на пост главы Берлинале Трише Таттл достается очень непростое наследство. Это и проблема программы, которая под управлением Шатриана-Риссенбек ушла слишком далеко от рынка, и постпандемическое смещение календаря релизов в сторону церемонии награждения, что также лишает фестиваль громких премьер. И борьба с огромным дефицитом бюджета на фоне растущих расходов. А теперь еще антисемитизм. Пожалуй, ее работа в немецкой столице может стать самым трудным в фестивальном мире директорством в 21 веке.