Дневники Сандэнса 2024: первые впечатления
18 января в штате Юта стартовал юбилейный 40 фестиваль независимого кино Сандэнс. Для портала ПрофиСинема это событие также примечательно – впервые наша команда принимает участие на этом смотре независимого кино, который стал главным событием начала года не только в североамериканском, но и мировом кинематографе.
Роберт Редфорд, один из основателей фестиваля, на открытии юбилейного смотра заявил: «За 40 лет миссия фестиваля не изменилась – на лоне красивой природы, в предгорьях Скалистых гор мы создаем платформу для независимых авторов, чтобы они могли показывать свои работы широкому кругу зрителей».
Экологичность, толерантность и независимость – принципы, на основании которых вокруг фестиваля сложилось настоящее комьюнити близких по духу людей. Организаторы подчеркивают, что Сандэнс не просто стал стартовой площадкой для целой плеяды кинематографистов, но, продолжая космическую тематику, большая часть из них не сходит с орбиты фестиваля и постоянно на нее возвращается с новыми фильмами. За сорок лет существования фестиваль стал культовым, и география участников, профессионалов и прессы выходит далеко за рамки обеих Америк.
Сандэнс был основан в небольшом городке Парк-Сити, одном из самых старых горнолыжных курортов США. Штаб-квартира и основные показы для прессы и индустрии все еще проходят здесь. Однако со временем небольшой размер города и отсутствие достаточной инфраструктуры, способной обеспечить доступ к фильмам широкой зрительской аудитории, привели к необходимости расширить фестивальную географию, и, начиная с 2006 года, зрительские показы проходят еще и в столице штата – Солт-Лейк-Сити.
Парк-Сити – небольшой городок площадью около 3 км с востока на запад и больше 12 км с севера на юг с постоянным населением чуть больше 8000 жителей. Если к этому добавить, что построен он в гористой местности, а фестивальные площадки разбросаны почти по всему городу, и учитывая нередкие в этих местах морозы и настоящие снежные штормы (в один из которых мы попали в первый день фестиваля), то становится понятно, что передвигаться исключительно пешком по городу невозможно.
А теперь представьте, что во время фестиваля количество прибывающих гостей (туристов, зрителей, прессы, участников и профессионалов) составляет 300 тысяч (!) человек. Америка – страна автомобилей, возникают огромные пробки, сложности с парковкой, да и просто регулирование передвижения таких толп по узким гористым улицам нетривиальная задача.
К чести местных властей и организаторов фестиваля эти проблемы решаются довольно эффективно. Есть бесплатная парковка в нескольких километрах от города, от которой ходят шаттлы. Есть платная (и относительно дорогая – 50 долларов в день) парковка в самом центре, в двух шагах от главной улицы, которая так и называется Мэйн-стрит. Совсем рядом с парковкой есть центральная автобусная станция, которая связывает все фестивальные площадки и поселки-спутники. Важно – все автобусы (во всяком случае во время фестиваля) бесплатны. На каждом пешеходном переходе на Мэйн-стрит и других перегруженных улицах дежурят волонтеры, которые организуют движение и помогают как людям перейти улицу, так и автомобилистам нормально проехать, не позволяя пешеходам бросаться под машины.
Фестивальные волонтеры заслуживают отдельного упоминания. Это несколько сот человек, совершенно разных по возрасту (про то, что разного пола, цвета кожи и разреза глаз, думаю, очевидно и без отдельного упоминания). Они работают на всех локациях, помогают с организацией очередей на показы, рассадкой в залах. Хотя вряд ли кто-то из них прочитает эту статью, но все-таки хочется сказать им спасибо – всегда вежливые, готовые помочь, объяснить куда пройти и даже помочь незадачливой журналистке, решившей срезать путь, выбраться из сугроба.
А вот организацию показов для прессы и представителей индустрии можно и нужно улучшать. Европейские фестивали большой тройки уже пару лет назад перешли на систему бронирования билетов онлайн. Это хотя и не самый идеальный вариант, поскольку требует времени на то, чтобы «поймать» нужные билеты, но сильно экономит время в очередях. В Сандэнсе такой системы нет, вот и приходится приходить минимум за час до показа, чтобы попасть на нужный фильм. Учитывая, что все близлежащие к месту индустриальных показов кафе переполнены, а пресс-центр находится в 20 минутах в одну сторону на автобусе, времени на написание текстов, рецензий, обзоров и дневников остается совсем мало. Отсутствие пресс-центра в шаговой доступности на фестивале очень сильно затрудняет работу.
Впечатление от первых просмотренных фильмов Сандэнса очень хорошее. Часть обзоров фильмов уже опубликованы на ПрофиСинема, еще больше впереди. Следите за обновлениями.